Цели:
- обеспечить усвоение теоремы Пифагора и ее доказательства, решения простейших задач на применение теоремы;
- развивать самостоятельность учащихся при изучении нового материала; способность самостоятельно добывать и усваивать новые знания; развивать практические навыки при работе с ПК;
- формировать познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового материала.
1. Организационный момент.
Учитель рассказывает, что сегодня учащимся предстоит познакомиться с одной из самых известных теорем математики самостоятельно и объявляет цели урока.
Во вступительном слове необходимо рассказать или напомнить учащимся, как работать с интерактивной презентацией, в частности, обратить внимание на наличие гиперссылок. Необходимо предупредить, что на некоторых слайдах презентации используется анимация, поэтому не следует быстро щелкать кнопкой “мыши”, лучше дождаться окончания анимации. Класс следует разделить на группы либо, если есть возможность, посадить каждого ученика за отдельный компьютер.
2. Самостоятельная работа учащихся по модулю.
Слайд 1. Заголовок.
Слайд 2. Небольшая историческая справка.
Слайд 3. Формулировка теоремы. Слайд имеет две гиперссылки: “Вначале загляни сюда” и “Доказательство”. Если ученик выберет первую гиперссылку (должен выбрать из любопытства), то ему будет предложено на слайде 4 повторить изученный ранее необходимый материал, и по ссылке “Надо повторить”, он перейдет на слайд 5 с теорией, после чего по ссылке “Назад” вернется на слайд 4, откуда по ссылке “Я все знаю” на слайд 3. Если ученик выберет “Доказательство”, то сразу перейдет на слайд 6.
Слайд 6. Доказательство теоремы.
Слайд 7. Небольшая историческая справка.
Слайд 8. Ученикам предложено сделать выбор: либо ответить на вопросы по доказательству теоремы, либо повторить доказательство еще раз.
Слайды 9–18. Вопросы по доказательству теоремы. Если ученик отвечает неверно на какой-нибудь вопрос, то автоматически возвращается к доказательству теоремы, а далее начинает отвечать с первого вопроса. Всего вопросов 5.
Слайд 19. Ученику предложено позвать учителя. Теоретическая часть закончена, далее начинается применение ее на практике. Желательно, чтобы учитель проконтролировал, как учащиеся будут применять теорему Пифагора к различным треугольникам и при необходимости помог (1, 2 слайды). Этот слайд также поможет учителю проконтролировать скорость работы групп и помочь отстающим.
Слайды 20–22. Задание: записать теорему Пифагора для треугольников на рисунке. На слайде 20 есть три подсказки.
Слайд 23. Переход к решению задач.
Слайд 24. Ученику предлагается с помощью вопросов и подсказок оформить задачу на нахождение гипотенузы прямоугольного треугольника.
Слайды 25–28. Задачи на нахождение гипотенузы и катета прямоугольного треугольника. Учащиеся решают их самостоятельно и выбирают ответ из списка. Если ответ выбран правильный, то происходит переход к следующей задаче, если ответ неверен, то ученик переходит на слайд с решением данной задачи.
Слайд 29. Задачи для самостоятельного решения. Если ученики не успели решить их на уроке, можно предложить им доделать задачи дома. Эти задачи проверяет учитель. Задача 3 для более подготовленных учащихся. (Ответы: 1) см, 2) 8 см, 3) 2).
Слайд 30. Если учащиеся справились быстро, и у них осталось время, то им предложено найти в Интернете интересные сведения о теореме Пифагора (при наличии подключения к Интернету).
Итог урока. Подведение итога урока и задание на дом.
Рекомендация для учителя. Измените расширение файла презентации с ppt на pps. Презентация будет запускаться по двойному щелчку.