Цели: Ознакомление с экологической безопасностью как одной из видов безопасности и воспитание экологической культуры школьников
Задачи:
- Познавательная – познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Эколог», учить применять знания о природе в новой ситуации;
- Формирование умения обосновать свою точку зрения.
- Творческая – развитие творческого воображения
- Развивающая – развивать умение выполнять правила личной экологической безопасности; развивать речь путем беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать.
- Коммуникативная – создание ситуации для успешной деятельности по обмену своими мыслями, впечатлениями.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Плакаты и рисунки о защите природы, собранные и нарисованные учащимися, слайды, компьютер, проектор
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
(Музыкальное сопровождение.)
(Слайд 1. Природа, см. Приложение 1)
– Начнем урок со словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского. Внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникли после прослушивания.
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
– Итак, какие же мысли у вас возникли? (Я думаю, что Василий Андреевич Сухомлинский хотел сказать, что человек без природы не может существовать и я с ним согласен.)
Мир – прекрасен и эту красоту мы и чувствуем, и видим, и слышим. Это счастье.
Природа и окружающий нас мир существуют много сотен лет. Ее видели и ею любовались многие поколения. Я тоже вижу эту красоту. Как хорошо, что она сохранилась и мне понятны слова этого великого человека.
– О чём же мы будем сегодня говорить на уроке? (О человеке и окружающем его мире.)
– Значит, о связи человека с окружающим миром. Какими бы вы хотели видеть себя на уроке? (Умными, активными, любознательными, дисциплинированными, внимательными, творческими.)
– Молодцы! Уверена, что ваши прогнозы оправдаются. Слайд
– Сегодня мы с вами работаем в группах, давайте определимся с составом группы экспертов. Кого вы рекомендуете?
Лидер 1 группы______________,
Лидер 2 группы _____________
– Сейчас вашему вниманию предлагается рассказ. Прослушайте его внимательно и перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
1 группа: какие ошибки совершили ученики в общении с неживой природой?
2 группа: какие ошибки совершили ученики в общении с живой природой?
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас.
Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырвал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, покушали и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой–то птицы. Подержали теплые яички и пошли дальше. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к автобусу. Через час мы подъехали к школе. Весело прошел день.
– Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Группа №1 | Группа № 2 |
– В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
– Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
– Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается
– Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
– Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
– Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
– Нельзя брать с собой детенышей зверей и птиц.
– Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
2. Сообщение темы и целей урока
– Подумайте и скажите, какова тема рассказа, о чём будем говорить на уроке? (Взаимоотношения человека и природы.)
– Какая наука изучает эту проблему?
Рассказ учителя
«Экос» в переводе с греческого значит «дом», «логос» – ученье, наука».
Экология – это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины 20 века человечество всерьёз приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причём так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
– Мы живем в окружении множества предметов, с одной стороны они нам необходимы в повседневной жизни, с другой – представляют для нас опасность.
– Что такое опасность? (Опасность – это возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-либо несчастья.)
– Какие виды опасности вы знаете? (Ответы детей.)
– А сейчас мы с вами добавим к нему приставку без- какое слово у нас получилось? (Безопасность.)
– А что такое? (Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.)
– Итак, сегодня мы с вами поговорим о нашей безопасности. На прошлых уроках вы уже говорили о разных видах опасности, а сегодня мы познакомимся ещё с одним видом безопасности – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
Экологическая безопасность. Слайд
Постановка проблемы.
– Зная тему урока, как вы думаете, какую цель поставим перед собой? (Узнать об экологической безопасности)
– Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой.
– А еще будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно, экономно, помогать ей.
3. Актуализация
– Без чего невозможна жизнь, вспомним отгадав кроссворд (кроссворд на доске)
- Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
- Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
- Плодородный слой земли.
- Смесь газов.
(Ответы: Солнце, вода, почва, воздух) слайд
4. Работа над новым материалом
Беседа.
– Что называется окружающей средой? (Почва, воздух, вода.)
– Отчего происходит загрязнение окружающей среды? (Люди загрязняют окружающую среду в ходе производственной деятельности.)
– Что загрязняет организм человека? (Воздух, продукты питания, вода.)
5. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге)И по той же дорожке
Скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге)По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
6. Экологические задачи
Попробуем наши силы в решении экологических задач.
Группа 1
Задача 1
На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько
килограммов воздуха требуется для семьи из 5 человек?
3 чел. – 51 кг
5 чел. – ? кг
Решение:
1) 51 : 3 = 17(кг) – на одного человека
2)17 • 5 = 85 (кг) – на 5 чел.
(Ответ: на семью из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.)
Группа 2
Задача 2
На 5 человек в сутки требуется 85 кг чистого воздуха. Сколько
килограммов чистого воздуха требуется для 3 человек?
5 чел. – 85 кг
3 чел. – ?
85 : 5 • 3 = 51 (кг)
(Ответ: 51 кг чистого воздуха требуется на 3 человека в сутки)
– Уважаемые эксперты, сравните задачи. Что особенного вы заметили?
Конкурс лидеров команд:
Задача 3
Вяз выделяет в год 14 килограммов кислорода ,а клен в 2 раза меньше, чем
вяз. Сколько килограммов кислорода выделяет вяз и клён вместе?
Решение:
1) 14 : 2 = 7 (кг) – выделяет клен
2) 14+ 7 = 21 (кг) – выделяет вяз
– Какое дерево лучше высаживать в городской местности?
7. Отгадай слово. Выполни действия
– Расположи числа в порядке возрастания и ты прочитаешь слово:
Л
Г
К
О
Э
О80 : 2 + 70 : 7
54 : 6 + 9 • 8
7 • 9 – 8 • 4
17 • 3 + 14
6 • 8 : 4
25 • 2 – 25 : 550
81
31
65
12
45
– Какое слово у вас получилось? (Эколог.)
– Кто такой эколог? (Ответы детей.)
– Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.
8. – К сожалению, люди загрязняют окружающую среду.
– Как влияют на окружающую среду заводы, фабрики, автомобили? (Выбрасывают вредные газы, они садятся на растения и растения заболевают, мы вдыхаем вредные вещества и тоже заболеваем)
– Предлагаю вам побыть в роли проектировщиков и решить проблемную ситуацию «Где разместить завод?», чтобы город как можно меньше страдал от вредных веществ?
– Для чего в городах, возле дорог, заводов и фабрик необходимо высаживать деревья? (Защищают воздух от вредных веществ.)
– Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют цепью загрязнения.
– Какие примеры можете привести? (Машины, выхлопные газы, деревья у дороги, поле, огороды, человек съел яблоко, заболел.)
– Значит, человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Скажите, ребята, может ли при этом человек оставаться здоровым? Тогда, что нужно делать человеку, чтоб оставаться здоровым?
– Правильно, ребята, всё это называется экологической безопасностью.
9. Самостоятельная работа (работа в группах)
(Каждая группа получает 2 задания)
Работа по учебнику с.30, 32, 33 – по группам
1) Прочитав указанные страницы, объяснить термины:
Экологическая безопасность
Цепь загрязнения
Бытовой фильтр
2) Составить памятки экологической безопасности
На воде
на воздухе
по продуктам питания
10. Защита мини проектов (памятки)
Конкурс «Очумелые ручки»
Собрать водяной фильтр (план работы лежит на столе)
План работы «Как очистить грязную воду» (по инструкционной карте)
а) Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделайте отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей.
б) Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего четыре сантиметра.
в) Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.
г) На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Всё это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги
11. Закрепление материала
Учитель: Мы говорим: «Всё в природе взаимосвязано, особенно человек напрямую связан с природой. Природа в опасности! Подумайте и напишите 1–2 предложения в экологическую копилку нашего класса на тему «Что я могу сделать для экологического благополучия своего города?»
(Индивидуальные задания для 3 учеников.)
– Уважаемые эксперты, какие предложения в экологическую копилку нашего класса внесли наши ребята? (Корзина.)
– К чему мы призываем всех и каждого из нас? Слайд
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
12. Рефлексия
– Чему мы сегодня научились на уроке? (Как защитить себя от вредных воздействий окружающей среды.)
(Учащиеся читают свои предложения.)
– Ребята, я думаю, ваши предложения станут вашими правилами в дальнейшей
жизни.
– Важно знать, предвидеть, что может случиться. А потому беречь природу,
относиться к ней бережно, экономно использовать возможные природные богатства.
Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в субботниках по очистке города,
выпускают свои листовки с призывами к жителям города: соблюдать чистоту. Мы
трудимся во благо будущего и вы, подрастая, продолжите добрые начинания
13. Домашнее задание
Творческое задание:
подумать и подготовить свой условный знак по правилам личной безопасности.
Техника выполнения на ваше усмотрение: рисунок, аппликация или компьютерный
дизайн.
Показ слайдов. (Приложение 1)