Цель:
- развивать коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки;
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;
- развивать творческую инициативу;
- продолжать учить детей простым навыкам гримирования;
- учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние
Ход занятия
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычный день. Мы отправляемся в путешествие по «Театрализованным островам». Как и у настоящих путешественников, у нас есть все: карта, бинокль, компас. Нет только средства передвижения. Какие сказочные средства передвижения вы знаете?
(Дети перечисляют волшебные средства передвижения.)
Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие на ковре-самолете! И так, вы готовы к путешествию? (Да.)
(Дети садятся на воображаемый «ковер-самолет» и отправляются в путешествие.)
Воспитатель: Взлетаем! Правое крыло вперед! Левое крыло вперед! Летим!
Карта островов
Рис. 1
Первый остров «Мимики»
Воспитатель: Вот мы прилетели на первый остров. Смотрите, на карте первого острова прикреплен конверт. Что в нем? (Достает пиктограммы и записку.)
Рис. 2
Воспитатель читает стихотворение Л Фадеевой «Выражение лица»
Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?
Воспитатель собирает в круг и беседует о выражениях лица человека, попадающего в различные ситуации, рассматривает пиктограммы «настроение».
Мимическая игра «Передавалки»
(Название этой игры придумали дети.)
– Передай улыбку соседу (по кругу).
– Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
– Передай хлопок.
– Передай «испуг».
– Передай «страшилку».
– Передай «смешинку».
– Передай приветствие и т.д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.
Летим на второй остров «Жестов».
Воспитатель: Ребята мы прилетели на остров «жестов», что вы знаете о жестах? (Они, как и мимика, помогают нам общаться.) Какое задание нам приготовил этот остров? (Снимает конверт, читает рассказ.)
(После чтения дети вместе с воспитателем показывают его руками.)
Воспитатель: На нашем острове когда-то лежал огромный камень. Он был такой большой, что разделял остров на две половины, и жители одной части острова ничего не знали о жителях другой. Справа у камня была маленькая норка, в которой жила змея Маша. Каждое утро Маша выползала на камень (дети описывают рукой дугу – из-за спины вверх), смотрела вправо (дети поворачивают согнутую кисть руки направо), потом влево (поворачивают кисть влево) и вздыхала, потому что никого не было вокруг, а ей очень хотелось говорить с кем-нибудь. Ей было очень грустно, поэтому она целыми днями лежала на камне и грела на солнышке свою спинку. А вечером Маша благодарила солнышко и уползала в свою норку (дети описывают правой рукой дугу за спину).
Слева у камня была еще одна маленькая норка, в которой жила змея Даша. Каждое утро Даша выползала на камень (дети описывают рукой дугу – из-за спины вверх), смотрела влево (дети поворачивают согнутую кисть руки налево), потом вправо (поворачивают кисть вправо) и вздыхала, потому что никого не было вокруг, а ей очень хотелось говорить с кем-нибудь. Ей было очень грустно, поэтому она целыми днями лежала на камне и грела на солнышке свою спинку. А вечером Даша благодарила солнышко и уползала в свою норку (дети описывают правой рукой дугу за спину).
«Здравствуй!» – сказала Даша. Змеи познакомились и подружились, они разговаривали друг с другом целый день. А вечером они поблагодарили солнышко за теплый денек и уползли в свои норки (одновременные движения рук за спину). Но они договорились, что теперь каждый день будут встречаться на камне.
Вот мы и рассказали рассказ. А при помощи чего мы его рассказали? (Рук, жестов). Какой рассказ интереснее получился?
Летим на следующий остров – «Веселых обезьянок».
Под энергичную музыку дети по показу педагога изображают веселых обезьянок: прыгают, бегают, дразнятся, танцуют, «едят бананы».
Воспитатель: При помощи чего мы показывали обезьян (мимики и жестов).
Летим на остров «Гримеров».
Воспитатель: Ребята, перед тем, как артисту выйти на сцену, что ему необходимо сделать? (Загримироваться.) вот вам задание: загримировать друг друга в «Зайчиков» и «Лисичку».
Дети гримируют друг друга. Оцениваем работы детей.
Летим дальше. На остров «Сцена».
Разыгрывание мини-сценок по ролям.
В сценках участвуют все желающие дети. Слова для сценок «Лиса» и «Заяц» можно
выучить до занятия.
Сценка «Лисица».
Ведущий:
У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.
Лиса:
Я – охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!
Как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу.
(Ребенок четко и громко произносит слова лисы и имитирует движения: показывает свой носик, «оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь. величаво, медленно идет, оглядываясь на свой хвост – поворачивает голову на право и на лево. Тихонько крадется, затем садится, прогибается. Вскакивает, хватает «курицу», уносит ее.)
Сценка «Зайка»
Ведущий:
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушки поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается…
Заяц:
Кто-то по лесу крадется!
Я запутаю следы, убегу я от беды.
Прыгну в бок и обернусь и под кустиком свернусь.
Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог.
(Ребенок произносит слова испуганного зайчика и имитирует движения: мелкими подскоками на двух ногах скачет по залу. Пугливо оглядывается, скачет, «петляет» и прыгает в сторону, сворачивается в «клубок»).
Воспитатель: Все ребята молодцы! Возвращаемся из путешествия назад в группу!