1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.
Мода хоть и мимолётна, но успевает
зафиксировать определённые моменты социального
развития.
Габриель Тард
Цель урока: познакомить учащихся с историей моды от каменного века и до нашего времени.
Задачи:
- Формировать представление о способах отделки изделия, ее назначении.
- Учить применять отделку, в соответствии с видом, формой и цветом изделия.
- Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.
Средства обучения: стенд «Виды отделки»; образцы выполненных цветов.
Раздаточный материал: ткань, технологические карты, инструктаж по ТБ.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: изучение нового.
2. Оргмомент
«Свиток»
Прочтите зашифрованные в этом свитке название словарных слов, которые будут звучать на протяжении всего занятия.
Ключ. Ищите буквы русского алфавита.
Словарь: отделка, цветок, мода, красота.
3. Устный фронтальный опрос с элементами демонстрации
(На столе стоит зелёный сундучок)
Нынче к нам на наш урок
Поутру невесть откуда,
Глянь-ка, прислан сундучок –
Чудо, цвета изумруда
И окован серебром…
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтём.
(достаю грамоту и читаю).
Здесь дружок таится клад,
И сокровища лежат.
А какие угадай,
А потом и открывай!
– Давайте подумаем, что за сокровища в нём
лежат?
Сундук-то старинный… Может, мы найдём в нем
кружева белоснежные или яркие вышивки?
Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Ах,
так что же это? Ваша задача, определить к какой
вид отделки на этом изделии?
(Учитель достаёт поочерёдно изделия, дети
называют виды отделки.)
Народные умельцы творят своими руками чудеса!
4. Введение в тему
– Тема сегодняшнего занятия «Декоративное
оформление швейного изделия». В ходе предыдущих
уроков вы познакомились с элементами отделки на
изделиях, а сегодня во время практической работы
выполните простейшее оформление изделия –
съёмный цветок – брошь. Тема эта выбрана не
случайно. Мы с вами в предыдущих классах шили
фартуки, ремонтировали одежду, т. е. выполняли
заплаты, немного вышивали. Эту тему мы как-то, так
или иначе, затрагивали. Давайте вспомним:
– Какие виды отделки используются при
изготовлении фартука? Для оформления блузки,
салфетки, скатерти, подушки?
– А можно ли применять эти отделки при
изготовлении юбки, платья?
– Можно ли выполнить заплату в виде аппликации?
Вывод: Мы вспомнили виды отделки, Таким образом, один вид отделки можно использовать в различных изделиях.
– А сейчас перенесёмся в прошлое.
– Украшение на одежде известны от каменного века и до нашего времени.
Стремление к красоте – одно из тех свойств, которые во все эпохи было присуще человеку. Красивая внешность помогала ему ощутить себя нужным и желанным в кругу тех людей, с которыми он общался. Недаром во всех религиях мира люди наделяли своих богов вечной молодостью и красотой. И из века в век одним из важнейших элементов внешней красоты служила одежда.
Одежда – совокупность изделий (чаще тканые или
вязаные из различных материалов), которые люди
надевают на себя для прикрытия тела.
Одежда бывает природного происхождения (у
первобытных племён одежда изготавливается из
листьев растений). Следует отметить, что одежда
традиционно соответствует полу носителя одежды.
Поэтому чаще всего по одежде можно опознать
мужчину или женщину
Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых.
Возникновение одежды и моды. Одежда — одно из древнейших изобретений человека. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора. Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. С появлением ткачества, одежда изготовлялась из ткани.
Вначале 11 века ткани были уже более высокого
качества. Рыцари той эпохи носили длинные
кольчуги и поножи с наколенниками. Носили плащи с
вышитым гербом. Молодые дама носили длинные
платья с длинными прилегающими рукавами,
украшенными несложными цветными узорами.
Туфли делались из мягкой кожи и вышивались.
Распространённой мужской одеждой в ту эпоху была свободная, открытая у шеи туника, в талии перехваченая тонким кожаным поясом. Узкие чулки-штаны шились, но форме ноги. Туфли из мягкой кожи имели острые носы, иногда дюйма на два длиннее ступни. Женщины носили довольно широкое, до пола, нижнее платье с узкими рукавами. Верхнее платье этого фасона имело сзади небольшой шлейф и иногда подбиралось спереди как для удобства ходьбы, так и для того, чтобы можно было видеть богатую ткань, из которой сшито нижнее платье. Широкого покроя длинный свободный плащ из богатой ткани с завязками из лент на плечах набрасывался поверх наряда. Туфли делались из мягкой кожи.
Костюм 13 века изображённого на рисунке
мужчины может служить примером
экстравагантности моды. Это широкое мешковатое
одеяние было как длинным, так и коротким. На
рисунке представлен короткий вариант. Длинные
рукава заканчивались у запястий очень широкими
манжетами. Высокий, до затылка, воротник
застёгивался спереди у подбородка. Туника
перехватывалась в талии разукрашенным кожаным
поясом. Это было время абсурдной моды на башмаки
с длинными острыми носами (так называемые
"пулен", или "краков"). Чтобы иметь
возможность ходить, их приходилось подвязывать к
колену золотой цепочкой.
У женщин были в ходу простые облегающие нижние
одежды, состоящие из цельнокроеной юбки и
застёгивающеюся спереди корсажа с круглым
вырезом у шеи. Рукава были узкими, длиной до
запястий, и от запястья до локтя декорировались
пуговицами. На уровне бёдер надевался обруч.
Верхнее платье часто оторачивалось по краю
мехом. Волосы были полностью скрыты расшитым
золотом и жемчугом чепчиком.
В конце XIV века итальянские щёголи одевались
столь экстравагантно, что их наряды больше
походили на маскарадные костюмы. Короткий и без
застёжек широкий колет ("дублеты" – слева)
открывал грудь. Рукава с буфами наверху
плотно облегали руку ниже локтя. Поверх узких,
иногда двуцветных чулок-штанов надевались
короткие верхние штаны. Носили также чулки
длиной три четверти. Носки башмаков стали тупыми
и широкими, задники низкими, и по бокам
отворачивались в стороны. Талию охватывал
вычурный кожаный пояс, на котором носили кошелёк
с кистями и меч. Касторовые шляпы ярких цветов
продолжали оставаться элементом высокой моды.
Башмаки имели тупые носы и низкую пятку. В моде
были круглые шапочки, их носили представители
большинства сословий. Тёплый плащ или накидка
являлись необходимым дополнением костюма.
В середине XVI века придворные носили колеты с
прокладкой, высоким воротом и прорезями, через
которые проглядывали белые буфы рубашки. Прорези
обшивались драгоценными камнями и узорной
каймой. Талию охватывали два белых кушака, с
одного из которых свисал украшенный золотом
кинжал. Ноги короля облегают белые чулки-штаны,
причём левый чулок у колена украшен королевской
подвязкой. Широкая верхняя куртка красного
бархата оторочена соболем и богато расшита
золотым шнуром. На Генрихе золотая цепь с
драгоценными камнями, в руке кожаные перчатки.
Королева Джейн Сеймур изображена в типичном для
этого времени головном уборе, напоминающем
покатую крышу. Низкий квадратный вырез красного
бархатного платья украшен лентами с жемчугами и
рубинами. Разрез юбки вниз от талии в форме
перевёрнутой буквы V открывает расшитую нижнюю
юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями,
фальшивым рукавам. Широкие обшлага откинуты и
подколоты к локтю. Колоколообразная форма юбки
достигалась иногда за счёт гофрирования ткани,
из которой шилась нижняя юбка. Украшения состоят
из колец и великолепных серёг.
Уже в конце XVI платье дамы имеет длинный
облегающий лиф. Глубокое декольте отделано
кружевными оборками. Прямые рукава доходят до
локтя и оканчиваются широкими кружевными
манжетами-оборками. К выходным нарядам
обязательно надевались высокие, до локтя,
перчатки из шелка или мягкой тонкой кожи
Посмотрев на офицера 1678 г. сзади, мы увидели бы
"жюстокор" во всю его длину. Этот камзол не
имел воротника и застёгивался спереди на
пуговицы и вычурные петли. Рукава слегка
расширялись и оканчивались отложными манжетами.
От правого плеча до левого бедра через грудь и
спину офицера перекинута длинная расшитая
перевязь, поддерживающая шпагу. Она также
украшена петлями из лент, известными под
названием "узелки для шпаги". Талию
охватывает шёлковый кушак с кистями на концах.
Очень распространены были широкие, доходящие до
колена штаны. На ногах носили башмаки с
квадратными носами и длинным язычком от подъёма
до щиколотки, которые застёгивались с помощью
ремешков и пряжки. Все следовавшие моде дворяне
носили парики. Широкие поля фетровой шляпы
спереди высоко поднимались.
Платье дамы из узорного муслина, во французском
стиле, прямое, подпоясано у талии. На плечах у
дамы треугольный муслиновый платок. Удлинённый
перед платья собран на ленту так, что его можно
подвязывать вокруг талии. Рукава завершаются
плиссированными оборками. Шляпа – огромный
"гриб" из белого муслина.
На нем фрак с фалдами "с расщепом"; спереди
полы срезаны выше линии талии под прямым углом.
Галстук с кружевной отделкой на концах держит
высокий отложной воротник. Жилет прямой, до
талии. Брюки у колен поддерживают петли из лент.
Черные жокейские сапоги доходят до колена.
Платье молодой дамы справа отделано рюшем.
Колоколообразная юбка сильно расширена книзу,
верхняя юбка представляет собой несколько
соединённых вместе длинных басок.
На второй даме сильно приталенное верхнее
одеяние. Платье отделано галуном, юбка, очень
широкая внизу, имеет колоколообразную форму.
Нижняя юбка, до пола длиной, окаймлена по подолу
оборкой. Чепчик дамы украшен цветами и лентами.
На девочке вельветовое платье, отделанное мехом; лиф имеет укороченную талию. Юбка застёгивается на три металлические или янтарные пуговицы. Воротник образует мыс сзади и по бокам у плеч и украшен шёлковыми воротничком. Рукава до локтя широкие, со складками, потом сужаются и прилегают к запястьям. Туфли по цвету соответствуют платью.
Мода конца 19 века отличалась страшной расточительностью. Предпочитали шифон, крепдешин, кружева и другие просвечивающиеся материалы. Нижнюю юбку шили всегда из шелка и во время ходьбы она издавала лёгкий шелест. Кружева, вышивки, блёстки, сутажи, воланы, рюш, плиссе – все это служило для украшения одного платья.
Дама наряжена в дневное платье с лифом, который
драпируется вокруг тела так, что создаётся
V-образная конструкция. Юбка очень узкая. Рукава
короткие, с отложными манжетами, украшенными
длинными, доходящими до локтя кружевными
оборками. На голове у дамы декорированная
вертикально поставленными перьями шляпа с
невероятно большими полями.
На её спутнике однобортный дневной фрак,
застёгнутый спереди на две пуговицы. К жёсткому
отложному воротничку повязан галстук. Брюки
сужаются книзу. На голове у мужчины шёлковая
шляпа, на руках мягкие перчатки, в руке трость.
В середине пятидесятых годов пиджаки были
однобортными, длинными почти до колена, с узкими
лацканами, застёгивались спереди посередине..
Узкие брюки-"дудочки", обычно светлые,
кончались у щиколотки. Туфли были объёмными, на
микропористой подошве.
У женщин прилегающий, расширяющийся от талии и
доходящий до бёдер жакет с узким стоячим
воротничком. Приталенный, с длинными, до
запястья, рукавами жакет застёгивался спереди
посередине на три большие пуговицы. Юбка до
середины икры длиной плотно облегала фигуру.
Шляпки теперь обычно были маленькими и крепко
сидели на голове. На руках носили перчатки, в
руках – сумочки. Костюм дополняли чулки светлых
тонов и неустаревающие туфли на высоком каблуке.
В конце 70-х годов, как и в шестидесятые годы
вошли в моду синие джинсы и больше из неё не
выходили. Хотя джинсы носят уже сотню лет или
даже дольше – они появились во Франции, затем
попали в Америку, где их использовали как
шахтёрскую, рабочую, детскую одежду.
На мужчине джинсовый костюм, состоящий из брюк и
рубашки. Справа на рисунке молодая девушка-панк
("панкетта") с соответствующей причёской –
ярко-рыжий "ирокез" (выбритые виски, стоящие
торчком волосы посередине головы) и эпатажная
раскраска на лице. Куртки панков обычно кожаные,
часто с многочисленными металлическими
застёжками, кнопками; под куртки надевались
майки или сетки. Высокие зашнурованные ботики
иди ботинки на "платформе" надевали
короткие, по щиколотку, носки. Панки любят
экзотическую и этническую бижутерию. Татуировка
на лице и руках была модной как среди мужчин, так
и среди женщин. В качестве дополнительного
украшения вокруг бёдер часто повязывали
патронташи.
В восьмидесятые годы, укороченные юбки стали
международной модой.
Справа "урезанный силуэт, разработанный
плотно обтягивающий фигуру джемпер с высоким
воротом и длинными рукавами. Мини-юбка, прямая и
узкая, с боковыми карманами, доходит до середины
бедра. На узкой талии затянут широкий пояс.
Аксессуары состоят из длинных, много выше
запястья, контрастного цвета перчаток и большой
плоской круглой шляпы. На ногах колготки
темно-телесного цвета и туфли па высоком каблуке.
С 2000 по 2010 год
В наши дни очень широко используются различные
отделки, о которых было сказано выше.
Отделки дополняют и украшают изделия,
подчёркивают те или иные фасонные линии, иногда
отделочные функции в них сочетаются с чисто
утилитарными (отделка пуговицами,
застёжкой-молнией, и т.п.). Сейчас в качестве
отделок используют чаще всего всевозможную
фурнитуру (пуговицы, “молнии”, пряжки и т.п.) и
разные отделочные матери алы (тесьму, шнур, сутаж,
ленты, кисти, кружева, шитье), а также цветы,
трикотаж, натуральные и искусственные меха и
кожу. Широко применяется отделка платьев
различными аппликациями, мережками, вышивкой,
которую выполняют шерстяными и шёлковыми
нитками, бисером, стеклярусом. Наконец, большое
распространение имеет ещё одна группа отделок,
выполняемых из основной или отделочной ткани.
Это всевозможные канты, бейки, воланы, рюши, жабо,
отделочные строчки, заутюженные сборки, плиссе,
рулики, фестоны, буфы, защипы, мелкие складочки и
т.д.
Весенняя коллекция 2011 года
5. Физкультурная пауза
Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз.
6. Обобщение
«У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!», хотелось бы начать практическую работу с этих мудрых слов Монтескье.
Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.
Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съёмной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить.
– Вспомните, о чём мы говорили на прошлых
уроках? (Мы изучали тему «Отделка лёгкой
одежды»)
– Чему мы учились на этих уроках? (На
уроках мы учились кроить и обрабатывать рюшу,
волан, оборку)
– Чтобы проверить, насколько вы усвоили понятия этой темы, давайте вспомним математику, заполним таблицу и узнаем опорные слова, применяемые в отделке.
А | Б | В | Д | Е | Ж | К | Л | О | Ж | П | Р | Ц | И | Я |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
8 – 4 = ? 14 – 9 = ? 3+4 = ? 2 +7 = ? 22 –10 = ? декор
Е | Р | К | Ч | А | Ж | О | У | В | Л | Д | С | Ь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
18 – 15 = ? 19 – 17 = ? 36 – 28 = ? 23 – 17 = ? 100 – 99 = ? 6 + 3 = ? 3+4 = ? кружево
А | К | Ц | Я | О | П | К | Ж | С | И | Л |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
45 – 44 = ? 26 – 20 = ? 2 + 4 = ? 5 + 6 = ? 7 + 3 = ? 17 – 15 = ? 37 – 36 = ? 7 – 4 = ? 4 + 6 = ? 19 – 15 = ? аппликация
П | А | Б | К | Р | С | И | Ч | З | О | У | Х | Г | Н |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
13 – 3 = ? 17 – 14 = ? 8 + 2 = ? 47 – 42 =? 19 – 15 = ? 28 – 26 = ? оборка
7. Практическая работа
– Предлагаю сделать цветы из самых неожиданных материалов. Вы будете изготовлять разные цветы «розы» из ткани. Можете украсить этими аксессуарами причёску, можете платье.
Цветы могут являться отделкой в течение всего года: это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, венок, украшающий изящно убранную головку невесты.
Инструктаж по технике безопасности.
– Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.
- Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться…
- Булавки вкалываем в ткань в направлении…
- Во время работы электрическим утюгом, стоять на…
- Во время работы ножницы должны находиться … с…
– На сегодняшнем уроке я предлагаю сделать цветок розу (групповая работа).
1 – вариант роза «медуза» – II гр. и III гр.
2 – вариант роза «бутон» – I гр.
– На первом уроке мы с вами выполним первый этап изготовления цветка.
– У вас имеются инструкционные карты по изготовлению цветка, на которую вы будете опираться во время работы.
I гр. – работает самостоятельно.
II гр. – работает по готовому крою.
III гр. – работают с готовыми квадратами.
8. Итог урока
– Чему вы научились на уроке?
– Что у вас получилось?
– Что запомнилось на уроке больше всего?
- Представление своих работ.
- Оценивание работы.
– На следующем занятии мы с вами продолжим изготовление цветов. Занятие хочется закончить словами:
Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!
– Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!