Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
Конфуций

Материалы и приспособления:

  • стеклянные бутылки, стаканы, баночки различной формы, размер – 0,2–1 литр;
  • кисти, краски: гуашь, витражные, клей ПВА, баночка для воды, ткань, ватные палочки, средства декора.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Зрительный ряд: расписные стеклянные сосуды.

Музыкальное сопровождение урока. (Бетховен “Соната № 14”.)

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя:

Наш урок посвящен проектной деятельности. Что такое проект? (Ответ на доске.)

Проект – деятельность, направленная на достижение результата, цели, создание определенного, уникального продукта.

Проект: Роспись стеклянных сосудов.

Для выполнения данного проекта были намечены основные этапы.

Разработка проекта рассчитана на 2-м урока.

1-й урок обучающиеся знакомятся с основными понятиями и этапами проекта, целью, задачами и выполнением проекта. Получают основную информацию о выполнении работы, сборе материала, задания по поисковой деятельности по теме урока, создают эскиз, рисунок будущей работы.

На 2-м уроке выполняется реализация этапов проекта, основная творческая деятельность и защита своей работы.

Этапы выполнения проекта:

  • Поисковый.
  • Деятельностный.
  • Аналитический.

Поисковый этап:

  • Разработка проекта;
  • Постановка цели и задач проекта;
  • Актуальность проблемы, ее экологическое и экономическое обоснование;
  • Поисковая деятельность, сбор информации, сообщения по данной теме;
  • Средства создания объекта проектирования;
  • Анализ конструкторско-технологической документации.

Цель проекта: Получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

Задачи проекта:

  • Разработать план проектной деятельности.
  • Развивать познавательную и творческую активность обучающихся.
  • Обучение навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы для создания запроектированных изделий.
  • Развивать умение самостоятельно работать по технологической карте.

Обоснование проблемы:

Проблема – создание объекта проектирования и его дальнейшее использование и применение.

Какие стеклянные сосуды вы знаете? Ответы детей…

Для того, чтобы определить экологическое и экономическое обоснование проблемы, была назначена исследовательская группа, которая получила задание: провести анкетирование (сбор данных) среди учителей, персонала школы, родителей.

Цель – Применение стеклянных сосудов после использования.

Какие результаты получились, дадим слово исследовательской группе.

Слово учащимся:

1. Наша исследовательская группа провела опрос в школе и дома. Мы узнали, как используются стеклянные сосуды после употребления.

Опрос:

  1. Какие стеклянные сосуды вы знаете?
  2. Вы можете обойтись без стеклянных сосудов?
  3. Что вы сделаете с пустой стеклянной бутылкой, банкой?
  4. Вы хотели бы иметь у себя дома красивую расписную стеклянную бутылку или баночку?
  5. Для чего вы ее будете использовать?

Результаты опроса:

  1. Без стеклянных предметов и стекла никто не обходится.
  2. Бутылки выбрасываются.
  3. Банки используются для консервирования, под сыпучие продукты.
  4. 90% опрошенных хотели бы иметь красивую расписную стеклянную бутылку или баночку, использовать ее как вазу, для красоты.

В чем состоит экологическое и экономическое обоснование проблемы?

Слово учащимся:

Экологическое и экономическое обоснование проблемы:

2. Стеклянные бутылки, банки после использования просто выбрасывают, даже на улицу. Загрязняют ими окружающую среду. Наш проект позволяет решить экологические и экономические задачи. Мы решили из использованных стеклянных сосудов сделать красивую вещь, которую можно использовать как украшения интерьера дома, емкости для напитков, масла, как подарок близкому человеку, затратив на ее изготовление минимальное количество средств.

Из ребят была выбрана поисковая группа, которая получила задания по теме урока: сбор информации об истории стекла и его использовании.

Поисковая деятельность по теме урока.

Слово учащимся:

3. Стекло существовало в Египте уже 6 тысяч лет назад. Древнейшими стеклянными предметами являются кувшины, бусы, кулоны, амулеты, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий полудрагоценные камни яшму и лазурит. Мастерство египетских стеклоделов достигло высокой степени совершенства, пример которого мы видим в найденном в Амарне сосуде синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями, а также на примере чудесной женской головы светло-синего и темно-синего стекла конца XVIII династии. Презентация. Слайд 8.

4. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно финикийскими морскими купцами, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Из которой потом начали делать стеклянные предметы.

5. В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Во времена императора Августа изделия из стекла вывозились во Францию, Германию и Швейцарию. Именно римляне первыми начали использовать стекло в архитектурных целях – особенно после открытия прозрачного стекла путем введения в стекломассу оксида марганца, случившееся около 100 гг. до н.э. в Александрии. Александрия в то время была и центром производства изделий из стекла, всемирно известна Портлендская ваза (из двухслойного непрозрачного стекла) – возможно самый известный шедевр александрийских мастеров. Слайд 9.

6. Стеклоделие в России развилось в IX–Х вв., т. е. намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.). В Х–Х1 веках в Киеве уже существовали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов.

7. Значительная роль в развитии научного стеклоделия в России принадлежит М, В. Ломоносову. В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла.
В 1753 им была построена для производства цветного стекла Усть-Рудицкая фабрика (близ Петербурга), где выпускался бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные “галантерейные изделия”: граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы – все из разноцветного стекла, по большей части бирюзового.

8. В наше время стекло и изделия из него используют и применяют почти везде. Стекло вставляют в окна, двери, как строительный материал, из сверхпрочного стекла делают столы, столики, посуду. Стекло используют для изготовления лампочек, новогодних шаров, украшений интерьера, статуэток.

Молодцы, хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие различные сосуды из стекла бывают и как их расписывают. Слайды 10–16.

Перед началом работы, нам надо выбрать экспертную группу по контролю выполнения проекта.

От каждой группы по 1 ученику. Задача экспертов: оценить выполнение этапов и качества работы (названия, аккуратность, назначение, презентация) и занести данные в карточку учета, где при подсчете баллов будет выставлена оценка.

Каждый учащийся должен по окончанию урока представить свою работу: дать название, для чего будет использоваться.

На партах лежат технологические карты с инструкцией по выполнению росписи стеклянных сосудов.

Группы приступают к выполнению работы.

Музыкальное сопровождение урока.

Деятельностный этап:

  • выполнение технологических операций (выбор формы, цвета предмета, подготовка к работе, создание эскиза)
  • осуществление самоконтроля качества своей преобразовательной деятельности;
  • корректировка последовательности операций;
  • организация рабочего места и культуры труда;
  • соблюдение трудовой дисциплины, техники безопасности.

Ведущие методы исследовательского этапа:

  • Вербальные методы (рассказ, беседа, дискуссия);
  • Демонстрация;
  • Информационная поддержка;
  • Алгоритмический метод;
  • Практический показ.

Аналитический этап:

  • Защита проекта (практический показ, название работы, назначение);
  • Подведение итогов. Анализ выполненной работы.

Наш урок подходит к концу. Предлагаю учащимся продемонстрировать свои работы, дать им названия. Экспертной группе оценить выполнение заданий, дать комментарии.

Памятка для экспертов: результат выставляется в баллах, оценка.

  1. Название работы.
  2. Аккуратность выполнения, завершенность.
  3. Лучшая работа (нравится, не нравится).
  4. Назначение.

Защита проекта:

Демонстрация работ. Название работы. Назначение.

Слово экспертной группе. Учащиеся дают свои комментарии по каждой представленной работе, оценивают.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Анализ результатов проектной деятельности.

При выполнении проекта, деятельность учащихся была направлена на саморазвитие – осознание своих потребностей, поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности, гармоничному развитию межличностных отношений, умений принимать на себя различные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; занимать активную и ответственную социальную жизненную позицию. В целом, совместная проектная деятельность ведет к дальнейшему формированию и развитию основополагающих компетенций, необходимых человеку XXI века.

Поисковая деятельность учащихся:

1. Наша исследовательская группа провела опрос в школе и дома. Мы узнали, как используются стеклянные сосуды после употребления.

Результаты опроса:

  1. Без стеклянных предметов и стекла никто не обходится.
  2. Бутылки выбрасываются.
  3. Банки используются для консервирования, под сыпучие продукты.
  4. 90% опрошенных хотели бы иметь красивую расписную стеклянную бутылку или баночку, использовать ее как вазу, для красоты.

2. Экологическое и экономическое обоснование проблемы:
Стеклянные бутылки после использования просто выбрасывают, даже на улицу. Загрязняют ими окружающую среду. Наш проект позволяет решить экологические и экономические задачи. Мы решили из использованных стеклянных сосудов сделать красивую вещь, которую можно использовать как украшения интерьера дома, емкости для напитков, масла, как подарок близкому человеку, затратив на ее изготовление минимальное количество средств.

3. Стекло существовало в Египте уже 6 тысяч лет назад. Древнейшими стеклянными предметами являются кувшины, бусы, кулоны, амулеты, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий полудрагоценные камни яшму и лазурит. Мастерство египетских стеклоделов достигло высокой степени совершенства, пример которого мы видим в найденном в Амарне сосуде синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями, а также на примере чудесной женской головы светло-синего и темно-синего стекла конца XVIII династии.

4. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно финикийскими морскими купцами, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Из которой потом начали делать стеклянные предметы.

5. В последнем веке до нашей эры стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Во времена императора Августа изделия из стекла вывозились во Францию, Германию и Швейцарию. Именно римляне первыми начали использовать стекло в архитектурных целях – особенно после открытия прозрачного стекла путем введения в стекломассу оксида марганца, случившееся около 100 гг. до н.э. в Александрии. Александрия в то время была и центром производства изделий из стекла, всемирно известна Портлендская ваза (из двухслойного непрозрачного стекла) – возможно самый известный шедевр александрийских мастеров.

6. Стеклоделие в России развилось в IX–Х вв., т. е. намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.).
В Х–Х1 веках в Киеве уже существовали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов.

7. В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла.
В 1753 им была построена для производства цветного стекла Усть-Рудицкая фабрика (близ Петербурга), где выпускался бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные “галантерейные изделия”: граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы – все из разноцветного стекла, по большей части бирюзового.

8. В наше время стекло и изделия из него используют и применяют почти везде.
Стекло вставляют в окна, двери, как строительный материал, из сверхпрочного стекла делают столы, столики, посуду. Стекло используют для изготовления лампочек, новогодних шаров, украшений интерьера, статуэток.

Технологическая карта. Роспись стеклянных сосудов.

  1. Подготовить рисунок, изображение предстоящей росписи стеклянных сосудов.
  2. Подготовить стеклянную посуду к работе (помыть, удалить этикетки, высушить).
  3. Подготовить материалы и приспособления (кисти, краски: гуашь, витражные, клей ПВА, баночка для воды, ткань, средства декора
  4. Приступить к выполнению росписи стеклянных сосудов.
  5. Придумать название выполненному изделию и его бытовому назначению.
  6. Продемонстрировать свою работу.

Проект – деятельность, направленная на достижение результата, цели, создание определенного, уникального продукта.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Презентация – общественное представление чего-либо нового, созданного.