Профессионализм педагога как основной фактор в развитии здоровьесберегающего пространства школы

Разделы: Администрирование школы


На сегодняшний день в нашей школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных.

Потребность школы в работе по данному направлению определяется необходимостью выполнения основной задачи государственной социальной политики – обеспечения здоровых, активных и творческих граждан, которые будут конкурентноспособны и профессионально востребованы на рынке труда.

Мы считаем, что необходимо формировать приоритет и культуру здоровья у всех участников образовательного процесса, поскольку здоровье выгодно биологически, экономически, эстетически, а, кроме того, на данном этапе развития общества произошло признание роли здоровья как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества.

Предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья возможно через формирование в ней здоровьесберегающего пространства.

Под ним мы понимаем совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, формирования нового сознания по отношению к личному здоровью у всех участников образовательного процесса, создания оптимальных условий работы учащихся и педагогов.

Многочисленные валеологические исследования последних лет показывают, что большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не столь объективный, сколько субъективный характер и связано, или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья, поэтому возникла потребность в обучении педагогов нашей школы технологиям здоровьесбережения, позволяющим им построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников и интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из приоритетов своего развития.

Шаги приобщения учителей школы к здоровьесберегающей педагогике мы можем представить следующим образом:
– осознание возможности негативного воздействия школы на здоровье учащихся при нерациональной организации учебного процесса, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять как у учащегося, так и у учителя
– поиск новых путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты этой работы;
– овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций);
– перестройка своей работы в соответствии с полученными знаниями;
– активное участие во внеклассной работе школы по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

Повышение профессионализма педагогов нашей школы по вопросам здоровьесбережения, формирование у педагогического коллектива знаний, убеждений, умений и навыков здорового образа жизни происходило на спецкурсе ЛОИРО, который проводился на базе нашей школы и занятия вели педагоги школы. Именно после этих занятий деятельность школы, направленная на формирование нового сознания по отношению к личному здоровью у участников ОП стала многогранна.

Смысловая нагрузка проведенных занятий сводилась к тому, чтобы подвести учителя к попытке коррекции своего видения проблем сохранения здоровья учащихся, коррекции профессиональных приоритетов и способов решения педагогических задач, направленных на здоровьесбережение. Это достаточно трудоемкая задача, сопряженная с неприятными открытиями в отношении результатов своей деятельности. Но если педагог способен работать в сотрудничестве с другими специалистами, благодарен за критические замечания, активно стремится обретать новые знания, новый опыт, то, безусловно, в конечном итоге мы будем говорить о профессионале.

Первичный анкетный опрос учителей, проведенный до семинарских занятий показал, что четверть из них (25,52%) воспринимала здоровьесберегающую педагогику отстраненно, как некий тип научного знания. Половина участников занятий (49,69%) рассматривала эту работу как содержание профессиональной деятельности в рамках выполнения должностных инструкций. Меньше всего педагогов (24,79%) включали целевые установки на работу по здоровьесбережению в содержание своей профессионально-личностной позиции.

На занятиях спецкурса велась подготовка педагога к осмысленной и грамотной реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и во вторичном анкетировании учителя отметили, что их позиция изменилась: педагог должен активно искать резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Теоретический и практический курсы занятий позволили расширить познания учителей и систематизировать различные сведения в области педагогики и методики здоровьесбережения, получить практические советы и рекомендации по применению оздоровительных технологий.

Как же внедряют учителя нашей школы на практике знания, полученные на спецкурсе, как проявляется профессионализм педагога в развитии здоровьесберегающего пространства школы?

Я хочу пригласить вас, уважаемые читатели, мысленно провести один день в стенах нашей школы и увидеть, как педагоги участвуют в процессе создания здоровьесберегающей среды.

Начнем с первых нескольких минут – каждое утро в фойе школы учащихся и педагогов встречают дежурный администратор, дежурные классы и их классные руководители. Обязательное приветствие всех входящих, проверка сменной обуви и внешнего вида – необходимый атрибут школьного утра, потому что от этих элементарных вещей зависит гигиеническое и деловое состояние учебного процесса, также психологический настрой учебного дня..

Давайте заглянем в школьные кабинеты. Учебный кабинет – это помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

Учитель – профессионал, который знает, как надо заботиться о здоровье учащихся, обязательно обращает внимание в кабинете на такие гигиенические факторы как освещенность, воздушная среда, видеоэкологические факторы.

Ничто не является мелочью! Стены учебных помещений окрашены в светло-зеленые, желтые или голубые цвета, которые создают благоприятные условия для работы. Учитывается, что для состояния зрительных функций, а также работоспособности учащихся, более благоприятно чтение и списывание текста, изображенного на темно-зеленой доске, и такими учебными доками снабжены наши кабинеты. Именно такие рекомендации услышали педагоги на занятиях спецкурса по теме “Урок здоровьесбережения”.

В учебных кабинетах нашей школы постоянно поддерживается чистота и порядок самими учащимися под руководством классных руководителей и заведующими кабинетов. Ежедневно осуществляется влажная уборка, раз в месяц – генеральная уборка, что способствует соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебном классе. Соблюдается воздушный режим, помещения регулярно проветриваются, поэтому воздух даже к концу дня остается свежим. В норме и световой режим, все светильники обновлены, работают без постороннего звука.

Постоянно и целенаправленно ведется работа по озеленению учебных кабинетов, используются консультации фитодизайнера при расстановке комнатных растений, что способствует созданию благоприятного микроклимата в учебном помещении.

Свое место в интерьере находят и размещенные на стенах кабинетов стенды. Большинство стендов постоянно обновляется, а значит читается. Ведь делают их учащиеся совместно с классными руководителями, иногда с привлечением родителей. Я думаю, что вас, уважаемые читатели, поразит неповторимость интерьера каждого класса, обновленная мебель, индивидуальные парты для учащихся начальной школы, у которых можно легко менять размеры.

Особое внимание хочу обратить на техническое оснащение кабинетов нашей школы: телевизоры, видеомагнитофоны, DVDплееры, демонстрационные компьютеры, интерактивные доски, документ-камеры и др. Технические средства помогают учителю сделать урок качественным и незабываемым для ученика. Но ведь средствами ТСО необходимо правильно пользоваться и профессионализм наших педагогов совершенствовался на занятиях спецкурса по здоровьесбережению по теме “Место и длительность применения ТСО с точки зрения здоровьесберегающих технологий”.

С порядком в коридорах и классах и так все понятно, а вот чистота и опрятность туалетов вас, уважаемый читатель, удивит – есть туалетная бумага, жидкое мыло, зеркала на стенах.

А теперь я хочу пригласить вас, уважаемые коллеги, на уроки. Что такое урок для учащегося и учителя? Урок – это самый важный этап педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все стороны образовательного процесса. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке.

Учитель-профессионал понимает, что сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику, и учителю сохранение и даже увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока. Какими приемами и методами владеют наши учителя, чтобы добиться этого?

Начало урока математики в 5-м классе. Веселая математическая разминка, которую предложил учитель в первые 3–5 минут урока, позволяет детям войти в работу, настроиться на урок, что соответствует фазе врабатывания, когда нагрузка должна быть относительно невелика. Как учитель дальше построил свой урок? С точки зрения здоровьесбережения совершенно правильно: наиболее продуктивную часть урока (20 минут ) он отвел на разбор новых типов математических примеров, поскольку именно в этот период оптимальной устойчивой работоспособности нагрузка на учащихся может быть максимальной. Мы видим, что учитель в течение урока использует разные методики ведения, закрепления материала на уроке с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо осваивали материал

Оставим маленьких математиков и заглянем на урок русского языка в 8-й класс. Урок по развитию речи – пишут сочинение. В позах учащихся чувствуется мышечная усталость. Видит ли это учитель? Конечно да, и поэтому пришло время для физкультминутки. Их проводят поочередно сами школьники, прошедшие необходимую подготовку. Класс с удовольствием выполняют упражнения, и это не только разминка мышц тела, но и эмоциональная разрядка, а поэтому можно, и даже необходимо артикуляцию.

Учитель-профессионал обязательно увидит первые признаки утомления у учащихся: снижение качества работы (количества правильных ответов), увеличение числа ошибок, резкое ухудшение подчерка, изменение поведения ребенка, он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается, изменение регуляции физиологических функций (покраснение лица, потливость), появление жалоб на усталость. Учитель-профессионал обязательно найдет приемы и методы, с помощью которых можно это утомление отодвинуть или снизить. Смена деятельности учащихся, наглядность, эмоционально-смысловая разрядка, использование юмористических картинок, музыкальные минутки, небольшие стихотворения или загадки -вот далеко неполный перечень приемов, которые используются учителями нашей школы для снижения утомления учащихся на уроке.

Но мы еще не побывали с вами, уважаемые читатели, на уроке у старшеклассников. Урок алгебры в 11-м классе. План урока на экране монитора, задания на интерактивной доске – цифровые упражнения сменяются графическими, тестовыми. Вот это темп! Скучать на таком уроке не приходится. Да и за партой не отсидишься, поскольку производительность труда каждого учащегося намного больше, чем на обычном уроке.

Для большинства педагогов школы (62%) при организации урока важнейшим условием деятельности стало обязательное применение на уроках следующих правил:

  • учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне;
  • использование каналов восприятия учащихся;
  • учет зоны работоспособности учащихся;
  • распределение интенсивности умственной деятельности учащихся;
  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

В помощь педагогам психологом школы и заместителем директора по УВР разработаны “Валеологическая памятка учителю”, “ Рекомендации по работе на уроке с левополушарными и правополушарными учащимися”, “Психолого-педагогическая карта класса”. Эти материалы дают учителю определенный набор знаний по здоровьесбережению, повышая его компетентность.

Продолжим наше путешествие по школе и заглянем в столовую.

Чисто, уютно и красиво, качественный ассортимент блюд в соответствии с современными принципами рационального питания. Две большие 20-ти минутные перемены позволяют поесть всем желающим учащимся при четкой организации и деловитости обслуживания. Рядом школьное кафе, где можно посидеть с чашкой чая и поболтать с другом под тихую музыку, или провести праздник класса. Здесь же собираются и учителя на свои мероприятия.

После окончания уроков школа продолжает жить активно и творчески. Проводятся факультативные занятия, элективные курсы и курсы по выбору, идет подготовка школьной стенной газеты “Если хочешь быть здоров…”, работают спортивные кружки, психолог общается с желающими получить консультацию .

Для того, чтобы педагоги нашей школы стали профессионалами в вопросах сохранения здоровья учащихся, они стараются освоить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
– организационно-педагогические технологии, которые создают безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса;
– психолого-педагогические технологии, которые связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; это совместная деятельность учителя и учащегося, направленная на достижение определенной цели;
– физкультурно-оздоровительные технологии, которые решают задачи укрепления физического здоровья учащихся;
– учебно-воспитательные технологии, которые направлены на обучение здоровью (гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактика травматизма, половое воспитание, экологическое воспитание и ученическая исследовательская деятельность в сфере экологии). Они реализуются в школе через включение соответствующих тем в предметах общеобразовательного цикла (ОБЖ., биология, экология, химия, физика, литератур, физическая культура), ведение элективных курсов, факультативных занятий, профилактических бесед;
– информационно-обучающие технологии, которые воспитывают культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, формированию представлений о здоровье как о ценности, формированию мотивации на ведение ЗОЖ. Эти технологии реализуются в нашей школе через разнопредметные уроки, элективные курсы, факультативные занятия, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, агитбригады, волонтерское движение, проектную деятельность учащихся.

Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого, и в первую очередь, это здоровье школьников. Но без заботы о здоровье учителя создание здоровьесберегающего пространства является труднодостижимой целью.

Изучение специальной литературы, наблюдения, беседы с педагогами позволили нам сделать вывод, что ключевыми проблемами являются низкая престижность здоровья, резко заниженное самосознание учителей о его ценности, низкий уровень валеологической культуры, а также специфика профессии, которая приводит к эмоциональному сгоранию, синдрому хронической усталости, которому очень способствуют ежедневные стрессы, а ведь педагоги – это в большинстве женщины, которые успешно тянут на работе весь служебный “воз” и не привыкли себе давать поблажки, а ведь есть еще семья, дети. Что мы делаем в нашей школе направлении сохранения здоровья педагогов? Частичное решение проблемы престижа здоровья учителя мы нашли в валеологическом просвещении учителей и в погружении их в здоровьесберегающую деятельность. Находкой считаем проект “Календарь здоровья учителя”. Он создается учителями-членами Координационного совета по охране здоровья. В Календаре ежемесячно помещается различная, достаточно объемная, полезная информация по вопросам сохранения здоровья, например,

Мы понимаем, что важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя является его умение сбрасывать напряжение и расслабляться, поэтому на психологических тренингах обучаем педагогов методикам самодиагностики, релаксации, саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма. Не забываем и о поддержке у коллег хорошего настроения, особенно в начале трудового дня, о поздравлениях с днем рождения, о комфорте рабочего места учителя.

Работа школы по созданию среды здоровьесбережения заставляет большинство учителей повышать свой профессиональный уровень в этом направлении, заниматься самообразованием, обращаться за помощью к специалистам, ведь даже проведение классного часа по здоровому образу жизни или урока Здоровья требует грамотности в этой области знаний.

Мы стремимся к тому, чтобы педагог нашей школы в образовательном процессе выступал как руководитель межличностных отношений и понимал, что от его профессиональных качеств и коммуникативных воздействий зависит эмоциональный фон, психологический климат и комфортность, которые напрямую способствуют формированию здорового образа жизни учащихся. На уроках наших учителей можно наблюдать сотрудничество и взаимопомощь в отношениях “учитель – ученик”, высокую активность учащихся на основе внутренней мотивации, взаимную удовлетворенность, что является признаками положительных коммуникативных воздействий в межсубъектных отношениях.

Ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в его стенах частичку своего здоровья, поэтому коллектив нашей школы, родители стремятся согласованно решать общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за результаты своей деятельности по здоровьесбережению.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, безусловно, оказывает положительное влияние на состояние здоровья учащихся: с 2006 года мы наблюдаем процесс уменьшения количества простудных заболеваний у учащихся примерно на 15%; положительной мы считаем динамику стабильности количества учащихся, стоящих на диспансерном учете, наблюдается и уменьшение количества учителей, вынужденных брать больничные листы. Достижением своей работы мы считаем повышение активности учащихся в формировании здоровьесберегающего пространства, пропаганде здорового образа жизни: только 9% учащихся нашей школы на данный период не принимают участия в этой работе, хотя в 2005 году таких было 43%.

Возросший за годы эксперимента профессионализм наших педагогов способствует созданию условий для мотивации участников образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья и на формирование ценностей и навыков здорового образа жизни.