Опыт работы показывает – в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны ученикам. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Однако внеклассная работа должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.
Специфика сельской школы такова, что количество обучаемых детей невелико по
сравнению с городской школой. По каждому предмету в сельской школе, как правило,
один учитель, который, бывает, совмещает несколько специальностей. Поэтому
проведение внеклассных мероприятий по предметам сопряжено с определенными
трудностями, одному учителю это сделать непросто. Мы решили в своей школе
проводить мероприятия по всем естественным наукам одновременно, устранив тем
самым несколько проблем сразу:
– организацией занимались несколько учителей;
– наглядно демонстрировались межпредметные связи;
– ученики, не очень способные в одной естественной науке, в другой могли
“блеснуть” знаниями, следовательно, они не чувствовали себя в чем-то
ущемленными, у них была свобода выбора, а значит не было боязни быть
неуспешными.
Очень трудно найти в сельской школе достаточное количество учеников, владеющих тем или иным предметом на высоком уровне. А когда команда набирается из физиков, биологов, географов и химиков, даже слабый класс отыщет у себя по одному ученику, знающему предмет. В наших мероприятиях принимали участие и коррекционные классы, и проявляли они себя весьма неожиданно и находчиво.
Главным стержнем работы нашей работы стала организация предметной недели естественных наук таким образом, что в течение всей недели у нас проходит одно большое мероприятие с обязательным подведением итогов и награждением. Через неделю мы вывешиваем отчет о проделанной работе, что дает школьникам возможность еще раз вспомнить, как все происходило, и находит живой отклик у ребят. Проведение естественно – научных экспериментов – это яркий пример всестороннего использования межпредметных связей, демонстрация единства предметов естественно-научного цикла.
Цели эксперимента:
– решение комплексной проблемы, используя знания из разных предметов вокруг
одного объекта познания;
– формирование умения построить совместную работу учеников с разными интересами
при изучении общей для них области знаний, т.е. воспитание коммуникативной
культуры группы участников эксперимента;
– использование практических навыков;
– закрепление, расширение и углубление объема знаний, умений и навыков,
полученных на уроках, использование научно-популярной литературы по предметам,
тесная связь учебной и внеклассной работы.
В качестве примера мы бы хотели представить естественнонаучный эксперимент “В поисках затонувших сокровищ”, который проводился в рамках недели естественных наук.
Цель, которая определяла деятельность учеников, была следующей: необходимо выявить состав команды, способной отправиться на поиски затонувших сокровищ в подводную экспедицию. Каждый класс выставляет команду из 5 человек, которая образует экипаж подводного исследовательского аппарата: командир экипажа, физик, химик, биолог и географ. Формируется специальная подводная карта, Приложение 1.
Каждый экипаж получает бутылку, в которой находится записка потерпевшего кораблекрушение человека. За 20–30 минут расшифровать записку, добавить недостающие слова или цифры, Приложение 2; полученную информацию использовать, чтобы на карте найти корабль, сокровища которого экипаж будет искать, Приложение 3. Затем представить на бумаге проект глубоководного аппарата, на котором экипаж отправится на поиски сокровищ. Использовать при проектировании знания по естественным наукам, допускаются фантастические элементы. Проект необходимо защитить. Потом проводится викторина. Нужно ответить на 3 вопроса, связанных с подводным миром, его флорой и фауной, глубоководными аппаратами и подводными течениями. Приложение 4.
Соревнования включают и состязания в компьютерной игре: кто достанет со дна моря больше золота и наберет, соответственно, больше очков, тот и победитель. И, наконец, заключительный конкурс, состоящий из двух частей:
Найти информацию о затонувшем, но еще не найденном, корабле, составить карту, где находится корабль, что это за корабль, какие сокровища он перевозил, рассказать об этом так, чтобы все захотели туда отправиться немедленно (творческое домашнее задание), Собрать подводный артефакт (мозаика), идентифицировать его – задание на время, Приложение 5.
По окончании заключительного конкурса победителям вручаются дипломы и памятные призы, Приложение 6.
Проведение внеклассных мероприятий полезно не только для учащихся, но и для учителей: она помогает им лучше узнать своих учеников, развивает их организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.