Приложение. (Слайд 1)
Главной задачей курса является литературное развитие младших школьников в процессе обучения.
Каковы же основные особенности курса “Литературные чтения”?
(Слайд 2)
Такие важные общепедагогические задачи, как развитие личности ребенка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование общеучебной и специальной читательской деятельности, решаются с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.
(Слайд 3)
В курсе “Литературное чтение” заложены следующие педагогические принципы:
– Эстетический (отбор лучших образцов литературы для младших школьников).
– Принцип эмоциональности (работа с литературными произведениями в первую
очередь направлена на обогащение эмоциональной сферы; на развитие эмоциональной
отзывчивости).
– Принцип системности и преемственности (между уроками литературного чтения,
русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства).
(Слайд 4)
Реализация этих принципов возможна лишь при выполнении некоторых важнейших педагогических условий.
1. Содержание произведения, его художественные особенности и выразительные средства языка должны соответствовать его возрастным особенностям и уровню, сформированности читательских умений.
2. Каждый ученик должен иметь на уроке тот учебный материал, который соответствует уровню его знаний и умений.
3. Для активизации деятельности должны использоваться разнообразные средства и методы обучения.
Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности.
(Слайд 5)
С 1-го класса последовательно совершенствуется три вида деятельности
учеников:
Учебная, речевая, читательская.
Слушая и читая, дети знакомятся с детскими книгами, выполняя задания учебника и рабочей тетради овладевают учебными и читательскими навыками, позволяющими им воспринимать и интерпретировать литературные произведения по законам искусства слова, различать их жанры, постигать замысел автора, погружаясь в текст, выражать свои впечатления и мысли о прочитанном.
Благодаря такой разнообразной деятельности каждый ученик продвигается в своем литературном и общем развитии.
(Слайд 6)
Нет двух одинаковых детей, они разнятся между собой по многим признакам: по половым, по типу темперамента, по способу восприятия, по характеру и так далее. Следовательно, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления полученных ЗУНов, уровень развития учеников, то есть качество образования, зависит не только от учителя, но и от индивидуальных возможностей, способностей учащихся, от особенностей восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физического развития.
Таким образом, перед учителем постоянно стоит задача: как строить образовательный процесс, чтобы каждый ученик стал его полноценный участником, чтобы максимально использовать фактические и потенциальные возможности каждого ребенка. Одно из решений этой проблемы – дифференциация обучения, которая является основным путем осуществления индивидуализации обучения и повышения его эффективности.
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальный различий учащихся.
Основные этапы организации учителем внутриклассной дифференциации:
- Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
- Педагогическая диагностика.
- Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
- Выбор способов дифференциации – определение разноуровневых заданий для создания групп.
- Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав групп и характер дифференцированных заданий.
(Слайд 7)
Я строю работу следующим образом. Провожу диагностику. Исходя из этого, выделяю несколько уровней обучаемости:
- Оптимальный
(Слайд 8)
Дальнейшая работа заключается в том, чтобы распределить учащихся по дифференцированным группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей (Диагностические работы).
Группа А – Учащиеся, способны работать с материалом большей сложности,
требующими умения применять знания в незнакомой ситуации, самостоятельно и
творчески подходить к решению учебных задач.
Учебник, тетради – “Трудное задание”, “Это интересно знать”.
Группа Б – Учащиеся, способны к выполнению заданий для детей первой
группы, но с помощью учителя, опорных схем, плана действий. Им подойдут задания
для самостоятельной репродуктивной или частно-поисковой деятельности.
Рубрики “Работа в парах”, “Давай подумаем”.
Группа В – учащиеся, которым требуются точные определения учебных
заданий, большое количество тренировочный упражнений и дополнительное
разъяснение на уроке. Работа в учебно-тренировочных тетрадях.
Работа в группах дает ощутимый результат: каждый может высказать свое мнение,
активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями,
интересами и склонностями.
(Слайд 9)
Дифференцированный подход я применяю на всех этапах урока
При проведении опроса по домашнему заданию. Домашнее задание дается
трехуровневое:
Первый уровень – универсального характера. (Предназначен для всех.)
Второй уровень – творческий.
Третий уровень – поискового характера. (По выбору.)
(Слайд 10)
Аналогическим способом осуществляется дифференцированный подход к учащимся и при изучении новой темы.
Предлагаемые задания для детей распределяются по разным уровням учебной деятельности.
1. По уровню творчества:
Дети рассматривают учебную задачу, ищут и предлагают пути ее решения, анализируя и делая выводы.
2. По уровню трудности:
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий
для наиболее подготовленных учащихся:
– усложнение материала;
– увеличение количества действий;
– выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию.
3. По объему учебного материала:
Учащиеся группы А и Б выполняют кроме основного, еще и дополнительное задание, аналогичное основному.
4. По степени самостоятельности учащихся:
Все дети выполняют одинаковые упражнения, но делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
5. По характеру помощи учащимся:
Предполагается оказание учителем одной из видов помощи учащимся:
– образец выполнения задания;
– справочные материалы;
– алгоритмы, памятки, планы, инструкции;
– наглядные модели, иллюстрации.
(Слайд 11)
Диагностику качества усвоения учебного материала учителя проводят также дифференцировано. Работы разнородны по содержанию, дифференцированы по уровню сложности, в тексты включены одно – два задания повышенной трудности, которые не являются обязательными и предлагаются детям по выбору.
Диагностика тематическая и итоговая проводится для того, чтобы выявить особенности овладения предметными знаниями, умениями и навыками, качество усвоения учебного материала; характер трудностей ученика и их причины; продвижение в овладении учебной деятельностью; динамику изменений, происходящих в развитии обучающихся.