“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”
Гёте И.В.
Цели урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока:
- Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.
- Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) Учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; учение добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы и самопроверку с самооценкой.
б) Коммуникативные: навыки работы в группе, взаимодействия с другими людьми;
в) Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента, представлять и оформлять результаты своей работы - Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развитие интереса к предмету.
- Здоровьесберегающие: закрепить навыки обращения с реактивами, а так же с кислотами, встречающимися в повседневной жизни.
Планируемые результаты урока:
Знать: определение кислот, их классификацию и свойства.
Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих их свойства, распознавать кислоты, определять валентность кислотных остатков, слблюдать технику безопасности при обращении с кислотами.
Оборудование: соляная, уксусная и серная кислота, цинк, оксидмеди(П), метилоранж, лакмус, фенолфталеин, гиидроксид натрия, карбонат натрия, карточки для групповых и индивидуальных заданий.
Ход урока
Организационный момент.
1. Мотивация (методы и формы – анализ, фронтальная работа, средства – беседа с учителем).
– Дорогие ребята, давайте вспомним вкус фруктов? Чем объяснить их кисловатый вкус?
Овощи и фрукты содержат органические кислоты .Они играют определенную роль в пищеварении, а следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, с названиями и формулами которых мы уже знакомились ранее.
2. Целеполагание. (Методы и средства-анализ, индукция, фронтальная работа, средства – беседа с учителем, создание наглядного материала.)
Давайте определимся с целями и планом сегодняшнего урока. На доске схема плана урока, попробуем ее заполнить.
(К доске вызываются учащиеся и заполняют ее, затем схема переносится в тетрадь, (Приложение 1) ответ: номенклатура, определение, классификация, применение, химические свойства и техника безопасности.) Учащиеся, которые покажут хорошую работу в течение урока при тестировании получат оценку на балл выше. У каждого из вас находится лист учета знаний со всеми необходимыми материалами для урока. К концу урока он должен быть полностью заполнен.
3. Изучение нового материала и совершенствование.
(Методы и средства-анализ, синтез, фронтальная работа, обобщение, наблюдение, описание, средства – беседа с учителем, лабораторная работа, групповая работа.)
А) Сначала мы вспомним названия и формулы кислот. На доске незаполненный филворд. Найдите названия кислот, спрятанные на поле. Буквы одного слова находятся в соседних по горизонтали или вертикали клетках, напишите формулу и название кислоты в табель на доске, а ваш сосед по парте напишет формулу кислотного остатка и его название. Все учащиеся заполняют такие же табели в тетради. (Приложение 2)
Б) Перед вами на доске формулы различных кислот, что общего между ними? Какое определение можно дать кислотам?
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.
Задание: прием “Кодирование”.
Описание: найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы получилось внизу название индикатора. (Приложение 3)
В) Кислоты играют важную роль в нашей жизни. Это вы сейчас нам и докажите. Ваш класс был заранее разделен на группы, каждая из которых приготовила сообщение с наглядной иллюстрацией по применению и физическим свойствам заданной кислоты, (пример такой иллюстрации см. Приложение 4).
Г) Давайте внимательно посмотрим на кислоты, написанные в карточке, какие отличия вы видите? Все кислоты делят на несколько групп.(Приложение 5)
Вам выданы бланки с незаполненными таблицами по классификации кислот, но заполним мы ее примерами во время игры для которой у вас на столах лежат комплекты дидактической игры.
Задание:
Прием “Химический светофор”.
Описание: учителем заранее готовятся наборы, состоящие из кружков плотной бумаги одинакового диаметра, но разного цвета(какие цвета необходимы, указано в инструктивной карточке, которая вывешивается на доске, в ней показаны параметры классификации кислот и окраска каждого параметра).Работа проходит фактически индивидуально. Каждому из учеников дается набор цветных карточек– характеристик по 3 из 6 параметров, а соседу по парте – остальные 3 параметра. Учитель пишет на доске формулу кислоты ,а каждый ученик должен быстро дать классификацию кислоты по своим параметрам, подняв кружочек нужной окраски: “зажечь” соответствующий свет и соединив свои три кружочка с кружочками соседа по парте, поднимают все 6 кружочков. Если ученик допускает ошибку, то дает определение данного параметра классификации или сосед объясняет ошибку своему товарищу. После нескольких формул ученики меняются кружочками и параметрами.
Инструктивная карточка:
Кислоты: соляная, серная, фосфорная, кремневая, угольная, сероводородная,
Д)А теперь перейдем к практическому изучению кислот.
Задание:
Работа проводится в группах по инструктивным карточкам, затем один человек из группы подходит к доске и вписывает результаты своей группы в таблицу. После того как будет заполнена вся таблица, каждый учащийся заполняет такую же в инструктивной карточке. (Приложение 7)
Но сначала вспомним правила техники безопасности (Приложение 6) и ответим на вопрос карточки.
При работе с кислотой
Не нужна тревога.
С осторожностью простой
Избежишь ожога!Настоящий лаборант
Вот как поступает:
Кислоты чуть-чуть прильет
В воду и мешает!
На выполнение работы у вас 7–9 минут.
Лабораторная работа по группам. Каждая группа демонстрирует результаты опытов, делает выводы и составляет уравнения химических реакций.
- Группа. Влияние кислот (НС1, H2SO4) нa индикаторы.
- Группа. Взаимодействие НС1 с металлами (магний, цинк, железо, медь).
- Группа. Взаимодействие H2SO4 с солями (карбонатом натрия, хлоридом бария).
- Группа . Взаимодействие H2SO4 с гидроксидами (гидроксидом бария,
проверка среды
полученного раствора). - Демонстрация учителя взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди(Н).
Представление результатов работы групп в сводную таблицу.
Давайте повторим свойства кислот.
Задание: вставьте пропущенную формулу с учетом коэффициентов.
4. Контроль (методы и средства – индивидуальная работа ,обобщение, средства – конспект урока).
Задание.
Выполните задания по контролю знаний. Через 5 минут мы проверим тест, будьте готовы обосновать свои ответы. (Приложение 9)
5. Подведение итогов. Обсуждение ответов тестового задания и
выставление оценок самым
активным ученикам.
6. Домашнее задание.
Конспект урока, параграф по теме “Кислоты”, создать “Шпаргалку” по кислотам(пример такой шпаргалки в Приложении 10 выполнить самостоятельную работу по карточке, которая дана на дом. (Приложение 11)
7. Список литературы.
- В.Г. Денисова “Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна”, Волгоград 2009.
- Т.А. Боровских “Обучение химии в 8 кл. Методическое пособие.”, Москва 2007.
- C.В. Дендебер, О.В. Ключникова “Современные технологии в преподавании химии”, Москва 2007.
- Н.С. Павлова “Контрольные и самостоятельные работы по химии,8 кл.” Москва , 2009.
- Н.П. Троегубова “Контрольно-измерительные материалы,8 кл.”, Москва 2010.
- Е.И. Воронине Методическое пособие с электронным приложением “Повторение и контроль знаний,8 кл.”, Москва 2011.
- Морозов В.Е., Бузинова О.П. Методическое пособие с электронным приложением “Мастер-класс учителя химии”, Москва 2010.