Урок по теме "Кислоты". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


 “Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”
Гёте И.В.

Цели урока: формирование представления учащихся о кислотах.

Задачи урока:

  1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.
  2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
    а) Учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; учение добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы и самопроверку с самооценкой.
    б) Коммуникативные: навыки работы в группе, взаимодействия с другими людьми;
    в) Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента, представлять и оформлять результаты своей работы
  3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развитие интереса к предмету.
  4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки обращения с реактивами, а так же с кислотами, встречающимися в повседневной жизни.

Планируемые результаты урока:

Знать: определение кислот, их классификацию и свойства.

Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих их свойства, распознавать кислоты, определять валентность кислотных остатков, слблюдать технику безопасности при обращении с кислотами.

Оборудование: соляная, уксусная и серная кислота, цинк, оксидмеди(П), метилоранж, лакмус, фенолфталеин, гиидроксид натрия, карбонат натрия, карточки для групповых и индивидуальных заданий.

Ход урока

Организационный момент.

1. Мотивация (методы и формы – анализ, фронтальная работа, средства – беседа с учителем).

– Дорогие ребята, давайте вспомним вкус фруктов? Чем объяснить их кисловатый вкус?

Овощи и фрукты содержат органические кислоты .Они играют определенную роль в пищеварении, а следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, с названиями и формулами которых мы уже знакомились ранее.

2. Целеполагание. (Методы и средства-анализ, индукция, фронтальная работа, средства – беседа с учителем, создание наглядного материала.)

Давайте определимся с целями и планом сегодняшнего урока. На доске схема плана урока, попробуем ее заполнить.

(К доске вызываются учащиеся и заполняют ее, затем схема переносится в тетрадь, (Приложение 1) ответ: номенклатура, определение, классификация, применение, химические свойства и техника безопасности.) Учащиеся, которые покажут хорошую работу в течение урока при тестировании получат оценку на балл выше. У каждого из вас находится лист учета знаний со всеми необходимыми материалами для урока. К концу урока он должен быть полностью заполнен.

3. Изучение нового материала и совершенствование.

 (Методы и средства-анализ, синтез, фронтальная работа, обобщение, наблюдение, описание, средства – беседа с учителем, лабораторная работа, групповая работа.)

А) Сначала мы вспомним названия и формулы кислот. На доске незаполненный филворд. Найдите названия кислот, спрятанные на поле. Буквы одного слова находятся в соседних по горизонтали или вертикали клетках, напишите формулу и название кислоты в табель на доске, а ваш сосед по парте напишет формулу кислотного остатка и его название. Все учащиеся заполняют такие же табели в тетради. (Приложение 2)

Б) Перед вами на доске формулы различных кислот, что общего между ними? Какое определение можно дать кислотам?

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

Задание: прием “Кодирование”.

Описание: найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы получилось внизу название индикатора. (Приложение 3)

В) Кислоты играют важную роль в нашей жизни. Это вы сейчас нам и докажите. Ваш класс был заранее разделен на группы, каждая из которых приготовила сообщение с наглядной иллюстрацией по применению и физическим свойствам заданной кислоты, (пример такой иллюстрации см. Приложение 4).

Г) Давайте внимательно посмотрим на кислоты, написанные в карточке, какие отличия вы видите? Все кислоты делят на несколько групп.(Приложение 5)

Вам выданы бланки с незаполненными таблицами по классификации кислот, но заполним мы ее примерами во время игры для которой у вас на столах лежат комплекты дидактической игры.

Задание:

Прием “Химический светофор”.

Описание: учителем заранее готовятся наборы, состоящие из кружков плотной бумаги одинакового диаметра, но разного цвета(какие цвета необходимы, указано в инструктивной карточке, которая вывешивается на доске, в ней показаны параметры классификации кислот и окраска каждого параметра).Работа проходит фактически индивидуально. Каждому из учеников дается набор цветных карточек– характеристик по 3 из 6 параметров, а соседу по парте – остальные 3 параметра. Учитель пишет на доске формулу кислоты ,а каждый ученик должен быстро дать классификацию кислоты по своим параметрам, подняв кружочек нужной окраски: “зажечь” соответствующий свет и соединив свои три кружочка с кружочками соседа по парте, поднимают все 6 кружочков. Если ученик допускает ошибку, то дает определение данного параметра классификации или сосед объясняет ошибку своему товарищу. После нескольких формул ученики меняются кружочками и параметрами.

Инструктивная карточка:

Кислоты: соляная, серная, фосфорная, кремневая, угольная, сероводородная,

Д)А теперь перейдем к практическому изучению кислот.

Задание:

Работа проводится в группах по инструктивным карточкам, затем один человек из группы подходит к доске и вписывает результаты своей группы в таблицу. После того как будет заполнена вся таблица, каждый учащийся заполняет такую же в инструктивной карточке. (Приложение 7)

Но сначала вспомним правила техники безопасности (Приложение 6) и ответим на вопрос карточки.

При работе с кислотой
Не нужна тревога.
С осторожностью простой
Избежишь ожога!

Настоящий лаборант
Вот как поступает:
Кислоты чуть-чуть прильет
В воду и мешает!

На выполнение работы у вас 7–9 минут.

Лабораторная работа по группам. Каждая группа демонстрирует результаты опытов, делает выводы и составляет уравнения химических реакций.

  1. Группа. Влияние кислот (НС1, H2SO4) нa индикаторы.
  2. Группа. Взаимодействие НС1 с металлами (магний, цинк, железо, медь).
  3. Группа. Взаимодействие H2SO4 с солями (карбонатом натрия, хлоридом бария).
  4. Группа . Взаимодействие H2SO4 с гидроксидами (гидроксидом бария, проверка среды
    полученного раствора).
  5. Демонстрация учителя взаимодействия соляной кислоты с оксидом меди(Н).

Представление результатов работы групп в сводную таблицу.

Давайте повторим свойства кислот.

Задание: вставьте пропущенную формулу с учетом коэффициентов.

(Приложение 8)

4. Контроль (методы и средства – индивидуальная работа ,обобщение, средства – конспект урока).

Задание.

Выполните задания по контролю знаний. Через 5 минут мы проверим тест, будьте готовы обосновать свои ответы. (Приложение 9)

5. Подведение итогов. Обсуждение ответов тестового задания и выставление оценок самым
активным ученикам.

6. Домашнее задание.

Конспект урока, параграф по теме “Кислоты”, создать “Шпаргалку” по кислотам(пример такой шпаргалки в Приложении 10 выполнить самостоятельную работу по карточке, которая дана на дом. (Приложение 11)

7. Список литературы.

  1. В.Г. Денисова “Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна”, Волгоград 2009.
  2. Т.А. Боровских “Обучение химии в 8 кл. Методическое пособие.”, Москва 2007.
  3. C.В. Дендебер, О.В. Ключникова “Современные технологии в преподавании химии”, Москва 2007.
  4. Н.С. Павлова “Контрольные и самостоятельные работы по химии,8 кл.” Москва , 2009.
  5. Н.П. Троегубова “Контрольно-измерительные материалы,8 кл.”, Москва 2010.
  6. Е.И. Воронине Методическое пособие с электронным приложением “Повторение и контроль знаний,8 кл.”, Москва 2011.
  7. Морозов В.Е., Бузинова О.П. Методическое пособие с электронным приложением “Мастер-класс учителя химии”, Москва 2010.