Исторические выставочные экспозиции в школе

Разделы: История и обществознание


Выставочные экспозиции в школе по истории и краеведению играют большую роль в развитии мировоззрения учащихся. Наглядные средства обучения помогают в организации учебного процесса, изучения конкретного и избирательного материала. Работа, связанная с выставочной экспозицией, даёт возможность учащимся раскрыть свой творческий потенциал, умения и навыки, полученные в ходе обучения.

Чтобы выставка пользовалась у учащихся вниманием и была полезной, необходимо учитывать её актуальность и современность.

Для этого необходимо учитывать этапы её создания:

1. Составление тематического плана экспозиции, создание подтем и выделение узких вопросов;

2. Сбор экспонатов, определение последовательности размещения экспонатов;

3. Создание и поиск научно-вспомогательных материалов и текстов.

Возможно, что второй этап сработает на опережение: ряд предметов, попавших в руки учащихся и учителя, возможно и родителей учащихся, подскажут тему будущей экспозиции и направят работу группы заинтересованных учащихся.

Школьную выставочную экспозицию можно разместить на небольшой площади. Это может быть часть класса-кабинета истории или краеведения, рекреация, примыкающая к кабинету, коридор, актовый зал.

При выборе места выставочной экспозиции необходимо учитывать художественные, педагогические и психологические факторы, усиливающие её воспитательно-познавательное значение.

Выставочная экспозиция в школе способствует развитию различных видов деятельности учащихся:

1. Поисково-исследовательская деятельность - поиск предметов истории, сведений о них, описание предметов будущей экспозиции, сопоставление найденных предметов с известными и определение их принадлежности к временным параметрам происхождения.

Создание исследовательской работы.

2. Познавательная деятельность - работа с источниками, документами, воспоминаниями современников, создание экскурсий для учащихся учащимися, проведение уроков;

3. Ценностно-ориентированная деятельность - философское осмысление учащимися значимых и исторических событий в истории России; формирование у учащихся бережного отношения к историко-культурному наследию отечественной истории; воспитание гражданской позиции и патриотизма; формирование потребности в общении с историко-культурным наследием и бережному отношению к нему.

4. Творческая деятельность - развитие у учащихся самостоятельности получения, использования и применения знаний, изготовление моделей, макетов, схем, реконструкций и исследовательских работ. Участие школьников в тематических олимпиадах, защита творческих работ.

5. Экспозиционно-выставочная деятельность - поиск новых экспонатов, подробное изучение и описание действующих экспонатов; экскурсионная работа учащихся на базе действующей выставочной экспозиции; проведение классных часов, проведение уроков, участие в семинарах; создание тематических презентаций для учащихся учащимися.

В своей работе я использую методику выставочных экспозиций по истории как временных, так и постоянных.

К постоянным выставочным экспозициям относятся:

1. "Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Блокадный Ленинград".

2. "Очарование Старой Ладогой".

К временным выставочным экспозициям относятся:

1. "Занимательная филателия";

2. "Мир нумизматики";

3. " Святослав Рерих - великое наследие художника и философа", совместно с Центром научного исследования наследия С.Н.Рериха;

4. "Прикладное искусство Северо-Западного региона" и др.

В истории России много тайн и множество любопытных, интересных событий. Они привлекают внимание не только серьёзных исследователей, но и учащихся. Тем более учащихся! Познавая историю своего государства, детей интересуют разные темы. Опираясь на интерес учащихся, я организую выставочные экспозиции по предмету история. Школьников волнует судьба родины, её истоки, обновления в стране и обществе. Учащиеся верят в своё предназначение и хотят творить, познавать, участвовать и вовлекать своих сверстников в свою деятельность.

Школьники сами подсказывают темы выставок, находят исходный материал, готовят выставку, разрабатывают с моей помощью экскурсии по экспозициям для учеников школы.

Самыми благодарными слушателями всегда были ученики начальной школы. Их широко раскрытые глаза, внимание, вопросы, заставляют экскурсоводов ответственно делать эту работу. Они в ответе не только за будущие знания младших школьников, но и ответственность за формирование у них интереса к истории нашей страны и своего региона. Старшеклассники с некоторым удивлением и всегда с уважением общаются с экскурсоводами средней школы, понимая, каким объёмом устойчивых знаний они обладают.

Взаимосвязь на таком уровне всех учащихся школы дорогого стоит и для обучения, и для воспитания подрастающего поколения.

Активное участие в организации выставочных экспозиций по предмету история принимают родители учащихся. Они приносят фотографии, письма, предметы, документы, книги для выставок; составляют вместе со своими детьми сопровождающие тексты, живо интересуются ходом работы учащихся в данной сфере деятельности. Родители охотно приходят на открытие выставок и Круглые столы с учащимися. Принимают участие в награждении школьников грамотами за исследовательские и творческие работы, проведение экскурсий, подготовку и поддержание выставок в течение всего периода экспозиции.

Особенно популярна постоянная выставочная экспозиция посвящённая зарождению, развитию и исследованию Старой Ладоги.

Интерес к этой теме обусловлен развитием истории Северо-Западного региона, раскопок в Старой Ладоге, её месторасположением в 125 км от Санкт-Петербурга. Некоторые мои учащиеся принимали участие в археологических экспедициях профессора Кирпичникова Анатолия Николаевича в Старой Ладоге. Учащиеся дополнительного образования изучают Старую Ладогу на моём факультативе "Очарование Старой Ладогой" по материалам исследований А.Н.Кирпичникова и Ю.А.Сякова - историка, журналиста и публициста. Юрий Александрович Сяков дал толчок нашему исследованию теории Старой Ладоги как первой столицы династии Рюриковичей. Его историко-публицистическая деятельность по Ладоге, его знания и поиск фактов в сотрудничестве с А.Н.Кирпичниковым оказали огромное влияние на моё и мнение учащихся относительно данной версии, которая требует дальнейшего исследования. Знания в этой области истории и краеведения воспитывают бережное и уважительное отношение к памяти и памятникам староладожской земли. Крепость Старая Ладога, храмы и монастыри Ладоги, политические деятели староладожской земли вызывают неподдельный интерес и желание изучать историю развития Ладоги. "Это удивительная земля!",- говорил Ю.А.Сяков; "Ладога очаровывает!",- подтверждал А.Н.Кирпичников и эти справедливые утверждения вселяют в нас, меня и моих учеников, уверенность в изучении и распространении знаний о тайнах и секретах Старой Ладоги.

К постоянной выставочной экспозиции относится выставка: "Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Блокадный Ленинград". Она создана совместно с поисковым отрядом нашего муниципального округа "Северный". Выставка пополняется экспонатами, мы проводим праздники в Боевом зале, встречаем ветеранов и проводим совместные мероприятия с учащимися. Знания ветеранами уже ушедшего ХХ века дают нам представления об эпохе в целом и поэтому уже историчны. Такое общение интересно, познавательно, особенно сегодня, когда некоторым хочется переписать историю государства или забыть отдельные события, пусть и не самые лучшие. Помнить нужно всё. Делать выводы и не повторять ошибок истории.

Временные выставки в нашей школе способствуют углублённому изучению узких вопросов истории. Например, таких, как: нумизматика, филателия, искусство, история филологии и другие вспомогательные исторические дисциплины.

Администрация школы всегда активно поддерживает наши научные и творческие поиски, хотя некоторые проблемы ей хлопотны, например выделение площадей, но они всегда находятся - ведь исторические выставочные экспозиции дело общее, образовательное и воспитательное, которое может быть вырастит новых исследователей, учёных, писателей, архивариусов, коллекционеров и просто образованных людей государства Российского.