В коррекционной школе VIII вида важное место в процессе развития у/о ребенка занимает логопедическая работа.
У таких школьников нарушение речи носит системный характер, где недоразвита как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая сторона речи. Вследствие чего – нарушение чтения и письма.
Эта проблема у учеников с у/о, очень распространена и имеет стойкий характер, что сказывается на психофизическом развитии и на эффективности их обучения. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом.
Многих педагогов и родителей волнует вопрос о нарушении письменной речи. Почему ученик испытывает определенные трудности в отчетливом представлении зрительных образов букв, что заставляет колебаться в их выборе? Хотя это может быть не связано ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярным обучением.
Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Интересно наблюдение М. Куцемана и К. Лонная, указавших в качестве одной из причин дислексии нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне коры головного мозга.
Исследования выявляют также, что у детей с нарушениями чтения и письма в значительном проценте случаев отмечается несформированность произвольной моторики, недостаточность слухомоторных координаций и чувства ритма.
Все у/о школьники испытывают трудности в овладении письменной речью и чтением, поэтому на своих занятиях коррекционную работу я планирую так, чтобы развивались общая, мелкая и артикуляционная моторики, фонематический слух и фонематическое восприятие, зрительный гнозис, оптико-пространственная ориентация и слухомоторная координация. Мы дифференцируем фонемы, имеющие аккустико-артикуляционное сходство и буквы, имеющие кинетическое сходство. Занятия стараюсь проводить в игровой форме (в форме путешествий, соревнований, исследований), применяя ТСО и ИКТ.
Предлагаю в методическую копилку логопедов разработку урока по теме: “Звук и буква Л–М. Космическое путешествие”.
Рукописный шрифт букв Л, М имеют сходство написания элементов, и у школьников возникают трудности в представлении зрительных образов.
Данное занятие направлено на коррекцию написания букв Л–М.
Тема: Буквы Л–М.
Космическое путешествие.
Цель: Учить различать звуки и буквы Л–М в словах, предложениях.
Задачи:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики, фонематический слух и восприятие.
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, речь, память).
- Пополнить словарный запас.
- Воспитывать интерес к уроку, доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: Раздаточный материал (карточки со словами, предложениями, кроссворды), компьютер, проектор, презентация урока (слайды)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Космонавт – такого слова не было.
Среди многих, многих тысяч слов,
Привезли его на землю с неба нам
Летчики Гагарин и Титов.
XX век подарил нам несколько знаменательных праздников. Один из них – День космонавтики, который отмечается ежегодно 12 апреля, т.к 12 апреля 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле “Восток” облетел вокруг Земли. Когда Гагарин увидел нашу планету из космоса, он сказал: “Какая она маленькая и красивая”. (Слайд Гагарин.)
Учитель: Приглашаю вас в Центр подготовки юных космонавтов, чтобы затем отправиться в космическое путешествие.
2. Артикуляционная гимнастика. Детям предлагается сделать 6–7 общих упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Гимнастика проводится перед зеркалами.
3. Развитие динамической и ритмической организации движений.
Учитель: Проведем испытания:
- Встали все из-за парт. Проверим ваше равновесие. Кто больше сделает приседаний на одной ноге, разведя руки в стороны, не касаясь пола другой ногой.
- Четко выполнить движения руками: одной – вверх-вниз, другой – круговые движения (одновременно).
- Закрыв глаза, достать указательным пальцем до кончика носа.
- Кто дольше всех, на выдохе протянет звук “а”.
Молодцы! Экипаж готов к космическому путешествию. Но на чем мы полетим?
Дети: Нужна ракета.
(Слайды с космическими ракетами.)
Учитель: Перед вами лежат геометрические фигуры, постройте ракету, на которой полетит ваш экипаж.
(Геометрические фигуры на магнитах.)
Учитель: Космос еще недостаточно изучен астрономами всего мира.
Астрономы – это ученые, которые наблюдают за звездами. Они предполагают, что началом возникновения нашей Вселенной послужил ужасный, невообразимо мощный Большой Взрыв. Он произошел примерно 15 миллиардов лет назад. С тех пор прошло очень много времени, прежде чем на Земле появились люди.
Какого числа состоится наш полет?
Дети: 22 апреля 2010 г.
Учитель: Как называется день недели?
Какой по счету день?
Какой день недели был, какой будет?
Занесем в бортовой журнал дату.
Откуда стартуют космические корабли?
Дети: С космодрома (слайд космодрома).
Учитель: Российский космодром находится в Плесецке.
Можно ли полететь в космос в вашей одежде?
Дети: Нет.
Учитель: Правильно, нужно надеть Скафандры (слайд).
Что такое скафандр?
Дети: Космический костюм.
Учитель: Внимание! К запуску ракеты приготовиться.
Дети: Есть приготовиться.
Учитель: Запустить двигатели.
Дети: Есть, запустить двигатели (имитация гула)
Учитель: 5 4 3 2 1… Пуск!
Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова и руки. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости.
Как вы понимаете это слово?
Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.
А сейчас посмотрите в иллюминатор (слайд нашей планеты из космоса)
4. Речевая разминка.
Дети:
Пилот в космической ракете.
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
Полетели над лесами,
Над высокими горами.
5. Сообщение темы.
Учитель: Мы живем на планете Земля, значит мы кто?
Дети: Земляне.
Учитель: В нашей Галактике учеными открыто 9 планет. Возможно, на этих планетах тоже живут инопланетные существа.
Слышите, с нами на связь выходят существа с каких– то планет. Выясним, что это за планеты.
По первым звукам прочитать названия планет.
Картинки (морковь, ананас, рыба, самолет).
Дети: Марс.
Учитель: Кто живет на марсе?
Дети: Марсиане (картинка марсианина).
Картинки (лук, утка, носок, арбуз).
Дети: Луна.
Учитель: Кто живет на Луне?
Дети: Лунатики (картинка Лунатика).
Учитель: Они хотят знать, какая наша планета Земля. Но у Марсиан и Лунатиков разный язык. Какой первый звук в слове Марс?
Дети: Звук (м).
Учитель: Марсиане понимают слова со звуком (м).
Какой первый звук в слове Луна?
Дети: Звук (л).
Учитель: Лунатики понимают слова со звуком (л).
Учитель: Чтобы грамотно рассказать, написать о Земле. Мы должны различить буквы (л)–(м) в словах и предложениях.
6. Характеристика звуков.
Учитель: Как звенит колокольчик? Какой звук слышится?
Дети: Звук (л)
Учитель: При произношении звука (л) рот открыт, зубы приоткрыты, язык за верхними зубами, воздушная струя теплая, голосовые связки работают, звук звонкий, долгий, согласный.
Учитель: Как корова мычит? Какой звук слышится?
Дети: Звук (м).
Учитель: При произношении звука (м), губы смыкаются, воздушная струя выходит через нос, голосовые связки, работают, звук звонкий, долгий, согласный.
7. Связь звуков с буквами.
Учитель: На что походят буквы? (слайд, шалаш и маска)
Сколько элементов в написании буквы (л) строчной?
Из множества разных элементов собрать букву (л).
Сколько элементов в написании буквы (м) строчной?
Из множества разных элементов собрать букву (м).
Буква Л очень любит цифру 1, потому что у нее одна вершина, а буква М любит цифру 2, потому что у нее две вершины.
Посмотрите на таблицу и скажите, сколько раз здесь написана буква Л, и буква М. (таблица, слайд).
В бортовой журнал (рабочую тетрадь) напишем шифровку и отправим на Землю, что мы вошли в контакт с инопланетянами.
Записывайте… 2 р. М, 1р. Л, 1р. М, 3р. Л, 2р М, 1р
8. Работа со словами.
Учитель: Инопланетян интересует, чем мы питаемся. Отправим послание радиограммой со словами продуктов питания.
(Раздать карточки с названиями продуктов питания, слоги в словах перепутаны местами.)
Записать слова в бортовой журнал, прочитать и определить, какие слова отправим Лунатикам, какие Марсианам, а какие слова отправим на обе планеты?
Дети составляют слова и записывают в тетрадь, подчеркивая буквы Л, М.
Учитель: Следующий вопрос, который задают инопланетяне: Какие животные и насекомые населяют вашу планету?
Посетим зоопарк и разгадаем кроссворд. Послушайте загадки, отгадки нужно вписать в клеточки (слайд пустого кроссворда).
Детям раздать карточки с незаполненным кроссвордом.
Загадки.
- Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел;
Подходи, кто очень смел (змея) - Голос тонок,
Нос долог,
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет (комар). - Я в зеленку угодил
Горько плачет (крокодил) - Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (верблюд)
- Кто рыбу ловит как сачком.
Клюв его с большим мешком.
В зоопарк из разных стран
К нам приехал …(пеликан) - Даже лейка не нужна,
Длинный хобот у …(слона). - 7. Красная книга его охраняет
Дом его там, где господствуют льды.
Острые клыки жить помогают,
Тяжелое тело несут ласты (морж).
Показать слайд с заполненным кроссвордом.
Учитель: Хором прочитаем ключевое слово.
Дети: Зоопарк.
Учитель: Назовите, какие слова отправим на Марс, а какие на Луну.
Ребята с Земли нам прислали телеграмму (слайд).
Расшифруйте ее, в словах пропущены буквы Л, М.
Те.егра..а.
. олодцы, с.е.ее!
Учитель: Земляне довольны, что мы с вами вошли в контакт с инопланетянами.
9. Физкультминутка.
Дети под музыку по показу, выполняют ритмические движения.
Учитель: В открытом космосе появилось множество ракет. Это нам Лунатики и Марсиане шлют космические слова. Давайте, определим какие ракеты летят с Луны, а какие с Марса. Слова будем записывать в бортовой журнал в 2 колонки.
* (Слайд 1 ракеты (комета) – состоит изо льда и пыли. Она похожа на обыкновенную грязную снежинку. Некоторые из них достигают 10 км. (Слайд кометы).
* (Слайд 2 ракеты (метеорит) – это космические обломки: куски камней, железа. Некоторые обломки попадают на Землю и образуют после падения, кратеры. (Слайд метеорита.)
* (Слайд 3 ракеты (Галактика) – огромное скопление звезд в космическом пространстве, образуют Галактику. Галактика в которой находится наша Земля, называется Млечный путь. (Слайд нашей Галактики.)
* (Слайд 4 ракеты (Вселенная) – во Вселенной разбросаны миллионы галактик, разных форм и размеров. (Слайд разных галактик.)
* Слайд 5 (Солнце) – это звезда, которая дарит нам тепло и свет.
Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела, кометы, астероиды, 9 планет – составляют Солнечную систему. Все вращается вокруг Солнца (слайд Солнечной системы).
* (Слайд 6 (Атмосфера). Атмосфера планет состоит из смеси газов.
В земной атмосфере много кислорода, без которого не могут существовать растения, животные и мы, люди (слайд атмосферного среза).
Дети списывают слова со слайдов в разные колонки.
Учитель: Ребята, к сожалению, у нас заканчивается горючее. Пора возвращаться на Землю. Прерываем контакт. Возвращаемся.
К полету готовы?
Дети: Готовы.
Учитель: Закрывайте глаза, поспите, вы устали (звучит музыка).
А вот и Земля. На Земле вас ждут ученые– астрономы из разных стран (обернитесь, посмотрите на них). Ученые ждут от вас отчет.
10. Работа с предложением.
Учитель: Подготовьте свои ответы, обоснуйте их.
Каждому ученику раздается карточка с предложением, которое нужно дополнить.
- Космонавты одевают скафандры, потому что………(в открытом космосе нет кислорода).
- На Земле есть жизнь, потому, что………(Светит солнце).
- Солнце всходит и заходит, потому что………(Земля крутится).
- Из космоса видно, что на нашей Земле больше голубого цвета, потому что……(много океанов, морей и рек)
- Долететь до Луны и Марса можно только на ракете, потому что……. (это специальный летательный аппарат)
- С Земли мы видим много звезд, потому что………(они очень яркие).
Учитель: Комиссия дала заключение. Составьте из этих слов предложение. Узнаете, как они оценили ваш полет. Занесем итоговую запись в бортовой журнал.
Из представленных слов на слайде, надо составить предложение.
Дети: Путешествие в открытый космос прошло отлично. (Составить устно, записать на слух.)
Ученики записывают предложение в тетрадь, подчеркивают буквы Л, М разными черточками.
11. Итог.
Учитель: Какие буквы учились различать на уроке?
Дети: Учились различать написание букв Л–М.
Проводя уроки в игровой форме, я убедилась, что дети с интересом посещают логопедические занятия, активней отвечают на уроках и отмечается положительная динамика в письменных работах. Психофизическое состояние улучшается.