Цель: закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20; умение решать задачи, составлять обратные задачи, умение решать примеры в столбик; развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, математическую речь; расширять знания детей о лесе и его обитателях; воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: картина осеннего леса, таблицы, карточки, иллюстрации сказочных героев с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложите,
Каждой секундой в труде дорожите.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, у нас сегодня не обычный урок, а урок-прогулка. Куда мы отправимся узнаем, если отгадаем загадку.
Весной веселит.
Летом холодит.
Осенью питает.
Зимой согревает. (Лес.)
(Открываю доску, где изображена картина осеннего леса.)
Ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи;
Ты же видишь, мы свои!
3. Устный счет.
Учитель: Наступила в лесу осень. Летят, кружатся, падают на землю золотые, пурпурные, красные, желтые листья. Прилетели осенние листочки и к вам на парты. А с каких деревьев они слетели? Посмотрите внимательно на листочки и поднимите те, которые упали с первого дерева (со второго, с третьего).
(На доске нарисованы осенние деревья, на них написаны числа-ответы.)
1-е дерево – 35 21 +14 29 +6 |
2-е дерево – 43 17 +16 18 + 25 |
3-е дерево – 51 40 +11 21 + 30 |
– Молодцы! Это и были ваши билеты, которые разрешают вам войти в этот сказочный лес.
– Во время прогулки мы будем упражняться в решении задач и примеров, закреплении таблицы сложения и вычитания, а также узнаем много нового и интересного о лесе и его обитателях.
В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, сообразительность, смекалку, дружелюбие. Успехов вам!
1 ученик: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “ Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
2 ученик:
Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю;
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
М.Романова.
Учитель: Многое в нашей стране сделано и делается по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси, соболи и другие животные. Человек многим обязан лесу.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
1-й ученик: Лес – это наше богатство.
2-й ученик: Лес – это зеленый наряд нашей земли. Там, где лес, чистый воздух.
3-й ученик: Лес – это дом для зверей и птиц.
4-й ученик: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
5-й ученик: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Учитель: Посмотрите, сколько грибов, орехов и ягод в нашем лесу! Но они не простые, а волшебные. Вы можете собрать их, если выполните задание, написанное на обратной стороне.
(Под деревьями грибы, на полянке ягоды с примерами для устного счета.)
14 – 8 15 – 9 16 – 7 13 – 6 |
7 + 8 9 + 6 8 + 4 9 + 2 |
14 – 7 17 – 8 8 + 5 7 + 6 |
– А вот Насте, Марии, Ксюше, Сереже, Власу, Филиппу, Наташе жители леса прислали волшебные яблоки.
(На яблоках примеры для самостоятельной работы. Дети пишут только ответы.)
14 – 6 18 – 9 7 + 8 6 + 7 15 -6 |
8 + 3 9 + 2 11 – 4 12 – 9 17 – 9 1 |
11 – 7 7 + 5 8 + 5 13 – 6 14 – 8 |
9 + 8 8 + 8 16 – 9 17 – 9 7 + 6 |
Учитель: Молодцы! Богатый урожай лесных даров мы собрали. Можно и грибы засолить, высушить, и варенье сварить, и орехов на зиму запасти.
Существует тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что…
6-й ученик: Сова уничтожает за год 1000 мышей, каждая мышь за год может съесть 1кг зерна, то значит, что одна сова за год спасает 1т хлеба.
Учитель: А 2 совы? А 10? А 100? А знаете ли вы пословицы: “Хлеб – всему голова”? “Хлеб – наше богатство”. И если птицы сохраняют зерно, хлеб наш насущный, значит и мы должны беречь хлеб еще больше, не разбрасывать его в столовой, не топтать ногами. Нужно столько брать хлеба, сколько съешь.
(Читают с плаката: “ В меру хлеба в ладошку бери, каждой крошкой его дорожи”.)
7-й ученик: У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними за несколько дней.
8-й ученик: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают от лес от малярийных комаров. За 1 час ночной охоты, летучая мышь может поймать и съесть 100–170 комаров. Птицы – это лесные доктора.
4. Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы других обитателей леса?
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей!
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее… (Лиса).
(Открываю картинку. Лиса с корзинкой в лапах.)
– Посмотрите, лисичка к нам в гости пришла. Что же в корзинке она принесла?
(Ученик выходит к доске, достает из корзинки задачу и решает ее на доске, а дети в тетрадях.)
“Я за лето поймала 56 мышей, а моя дочь – 40 полевок. Сколько мышей и полевок мы поймали вместе”?
(Устно составляют и решают обратные задачи.)
– Молодцы!
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей…
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет,
Но вхож и в сады, отважный… (Еж).
(Открываю картинку ежа. Еж несет на спине груши с заданиями.)
– Какой красивый еж? Сколько груш он нам принес! Но груши волшебные, математические. Если хочешь грушу съесть, Должен ты примеры счесть.
(На грушах примеры. Один решает у доски, записывая их столбиком, все – в тетрадях.)
42 – 17 55 – 18 74 – 28 63 + 29 57 + 34 48 + 37
– Спасибо ежик за груши. А это кто?
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка.)
– Да это наша любимая белочка. Она приготовила нам орехи, не простые, все скорлупки золотые. А в орехах но и но! Нас задачки ждут давно.
(На орехах 2 задачи. Дети решают их самостоятельно. Двое решают за доской. Проверяют с доской.)
- “Белочка заготовила на зиму 32 ореха, а грибов на 5 меньше. сколько всего орехов и грибов заготовила белочка”?
- “Белочка заготовила 27 грибов, а шишек – на 9 больше. Сколько всего грибов и шишек заготовила белочка”?
– Молодцы! А это что за обитатель леса?
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был… (Кабан).
(Открываю картинку. У кабана карточка с вопросом: “Как нужно вести себя в лесу?”)
9-й ученик: Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму , собрать мусор и закопать его.
10-й ученик: Не ломать зеленые ветки, деревья, не качаться на них.
11-й ученик: Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
12-й ученик: Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы, занесенные в Красную книгу.
13-й ученик: Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
14-й ученик: Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!
Учитель: Очень хорошо, что вы помните эти правила. Лесные жители благодарны вам за это. А как зовут человека, который живет в лесу и охраняет его? (Лесничий).
– Лесничий не смог прийти на урок, у него много работы сейчас, поэтому прислал вам письмо. (Показываю.) Хотите узнать, что он пишет?
(Дети выходят к доске, берут из конверта карточки с задачами и решают их устно. Все светофорчиками подают сигнал “верно – неверно”.)
- Белочка заготовила 27 грибов, а ежик – 36 грибов. На сколько грибов больше заготовил ежик?
- Один кабан собрал 46 желудей, а другой 38. На сколько желудей меньше собрал второй кабан?
- Ученики первого класса посадили возле школы 17 берез, а ученики второго класса на 8 берез больше. Сколько берез посадили ученики второго класса?
- Девочки собрали 36кг семян для подкормки птиц, а мальчики – 30 кг. Сколько всего килограммов семян собрали школьники?
- Одна бригада зеленого патруля вырастила 80 саженцев, а другая – на 6 саженцев меньше. Сколько саженцев вырастила вторая бригада?
Учитель: Давайте скажем спасибо и лесничему и лесным обитателям за такие интересные задания, за такой замечательный урок математики и окружающего мира.
Какую же пользу лесу можете принести вы?
(Высказывания детей.)
6. Итог урока.
Учитель: Спасибо! Завтра пойдем на экскурсию в лес на уроке окружающего мира. Не забудьте правила поведения в лесу.
– Понравилась ли вам прогулка в лес?
– Что было самым интересным? Самым трудным?
– Что же мы повторили на уроке?
– Молодцы! Оценки за урок…
7. Задание на дом.
С. 26 № 129.