Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правила не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Особую важность приобретает использование методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, с.пог, к.пуста.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик - с глухими согласными на конце слова, во второй - со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, п.нал, т.пор, п.суда, ябл.ко.

4. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

5. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

6. Игра "Из каких слов выпали гласные?".

д.р.вн. п.ртр.т
м.л.т.к т.л.ф.н
к.ньк. в.р.н.

7. Игра "Волшебные домики".

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами:

лаг.рь т.традь
к.стёр св.бода
р.бята р.стение
ул.ца с.рока

Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.

8. Игра "Собери слово".

Пус, ка, та; роз,мо; же,ин,нер; тор,трак.

9. Выпишите из слова из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: "Птицы", "Овощи", "Одежда", "Животные" и т.д.

10.Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

11. Игра "Кто больше придумает слов".

Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

л е ь и с о г т р я а

12. Игра "Ступеньки".

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

берег

гореть

агроном

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Подберите слова к схемам.

3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к-.

4. Игра "Найди лишнее слово" помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн:

Улица многолюдн:

Берёза кудряв:

6. Работа над деформированным предложением.

Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).

Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

7. Найдите в тексте однокоренные слова.

Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.

Морфологические упражнения.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов. Действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?) :..

Газета (какая?) :..

Молоко (какое?) :..

4. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый - слова мужского рода, во второй - слова женского рода, в третий - слова среднего рода.

5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?

:на ухо наступил.

Слово - не :, вылетит не поймаешь.

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась :(дом).

Дети читали книги :(космонавт).

Заяц быстро нёсся : (лес).

7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей. Например:

адрес (адресный, адресок, адресовать)

ветер (ветерок, ветреный, обветрить)

8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

Интересный случай, аккуратный ученик, берёзовая аллея.

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живёт в лесу?

В чём хранятся ручки и карандаши?

Какой овощ растёт на огороде?

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

С синтаксическими предложениями обычно объединяются и пунктуационные.

1. Составьте предложение с данными словами.

Ветер, капуста, осина, товарищ.

2. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

3. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

4. Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

5. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - : . (картинка)

Килограмм - это тысяча : . (грамм)

Мать родимая - : любимая. (Родина)

6. Из слов составьте предложение.

Огород, растёт, в картофель.

7. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

8. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил еж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка - сестричка!

9. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом.

Перед учителем стоит задача - активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения. Дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

1. Выпишите из словаря на заданную тему: "Птицы", "Овощи", "Одежда" и т.д.

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

Капуста, помидор, солома, морковь.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

3. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

4. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему "Школа", "Птицы" и т.д.

5. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

6. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

7. Назовите одним словом.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Понедельник, вторник, среда.

Крупное промышленное предприятие (завод).

Руководитель школы (директор).

8. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.

М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

9. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, литься, лить.

Волны тихо : у берега.

Молоко : из ведра.

Рабочий продолжает : сталь.

10. Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах.

Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.

Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором.

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант.

Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.

Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения.

Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания: записать в первый столбик - названия животных, во второй - названия растений; выписать только слова из "словаря".

Диктант с использованием загадок.

Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

Диктант по памяти.

Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.

Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

Диктант с комментированием.

Учитель называет слово из "Словаря" или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант.

Заменить развернутое определение одним словом.

Четвертый день недели (четверг).

Прием пищи в середине дня (обед).

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Работа над словарным словом на различных этапах урока.

1. На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием эффективно использовать загадку как вид упражнений.

Часто на помощь в работе над трудными слова ми приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами.

Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимание его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.

2. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

3. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.

4. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Использование грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.