С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Все для него впервые. Он растет, узнает новое, развивается. Однако самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы ребенок может не всегда. Мы – взрослые, используя различные методы и приемы, знакомим малыша с окружающим миром. Но не всегда применяемые нами методы являются эффективными, довольно часто та информация, которой мы делимся с ребенком, им не усваивается, не запоминается. Поэтому для достижения наилучшего результата мы, в нашей группе, решили использовать в своей работе метод проекта. Он является инновационным и направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
ТИП ПРОЕКТА:
Долгосрочный, внутригрупповой, исследовательский. Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы ДОУ совместно с семьями воспитанников.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Педагоги, дети, родители.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Представлены в Приложении 1.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о нашем городе, его истории, о природе нашего края, его жителях, культурной жизни города, достопримечательностях, промышленности, о героическом прошлом наших горожан .
- Расширенные знания родителей по данной теме, повышенная компетентность родителей по данной теме, обмен опытом между родителями.
- Установленное деловое взаимодействие между педагогами и семьями воспитанников.
- Обогащенная развивающая среда.
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
- Постановка проблемы (Что мы знаем о нашем городе? Что хотим узнать? );
- Определение видов деятельности (Как это сделать?);
- Планирование совместной деятельности (Определение средств и способов реализации проекта);
- Выполнение проекта детьми и взрослыми;
- Обсуждение результатов проекта;
- Обсуждение перспективы проекта.
Этапы организации работы в ходе реализации проекта
“Колпино – наш город родной”:
I. Подготовительный
(Знакомство с семьями воспитанников, проблемами в данном вопросе, отбор методов и приемов диагностики семьи, планирование работы с семьями на всех ступенях УВП, составление перспективного плана работы)
II. Организационный
(Формирование групп родителей по интересам, формирование базы данных по результатам анкет, опросов, создание условий для внедрения запланированного проекта, формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи)
III. Практический
(Работа педагогов по формированию у родителей специальных знаний, совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог)
IV. Отслеживание результатов
(Анкетирование, опрос, конкурс)
Тематическое планирование представлено в Приложении 2.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- Просмотр познавательных видеофильмов, презентаций;
- Экскурсии, тематические пешие прогулки;
- Беседы с рассматриванием иллюстраций;
- Придумывание творческих рассказов;
- Выполнение книжек – самоделок, мини – газет, коллажей;
- Творческая конструктивная деятельность;
- Выполнение заданий в рабочих листах;
- Организация театрализованной деятельности;
- Игровая деятельность детей.
В ходе работы над проектом были использованы следующие авторские дидактические игры:
- Времена года в городе.
- Контуры и тени.
- Найди свой дом.
- Замочная скважина.
- Почини здание.
- Разложи предметы по домам.
- Что напутал художник.
- Обведи по контуру.
- Кто спрятался.
- Дорисуй.
- Сложи из палочек.
- Построй здание города.
Подробнее они представлены в Презентации 1.
Кроме того, предлагаю Вашему вниманию Презентацию 2, которую можно использовать при закреплении материала в совместной организованной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТАМИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ СТАЛИ:
- Возникновение интереса к изучению родного края у детей;
- Повышение компетентности в данном вопросе у взрослых участников проектной деятельности;
- Установление отношений взаимного сотрудничества между родителями и педагогами;
- Обогащенная развивающая среда в группе;
- Разработанный учебно-методический материал.