Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам начальной школы.
В данном случае игнорируется закономерность, заключающаяся в том, что интеграция – не смена деятельности и простое перенесение знаний из одного предмета в другой, а процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современного научного знания.
Введение интеграции предметов в систему обучения младших школьников, будет способствовать не только интенсификации, систематизации знаний по окружающему миру, но и оптимизации учебно-познавательной деятельности, а результаты интегрированного обучения проявятся в развитии творческого мышления учащихся.
Цели урока
1) Познакомить с биографией И.Левитана, с его картиной "Березовая роща"
2) Учить описывать картину
3) Формировать умение строить текст в определенной композиции по форме
4) Составлять текст описания
5) План
6) Подбирать эпиграф
7) Определять основную мысль сочинения
8) Путем речевой подготовки предупреждать недочеты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся.
Задачи урока:
Обучающие
– учить “читать” картину, осмысливать её
содержание
– совершенствовать умение отбирать нужные для
описания слова; стихотворные строки
– составлять план сочинения, подбирать эпиграф
– учить соотносить художественный текст и
художественные средства картины
Развивающие
– развивать наблюдательность, внимание, монологическую речь, умение использовать словарный запас при описании предметов
Воспитывающие
– воспитывать любовь к родной природе, красоте
летнего пейзажа
– эстетическое восприятие окружающей
действительности через музыку, стихи, живопись
Методы обучения:
Словесные
– рассказ (рассказ учителя, учащихся) – декламация стихов (учитель, учащиеся) – беседа (диалог учителя с учениками при описании картины)
Наглядные
– картины художников о лете, рисунки, схемы – опоры
Практические
– словесное описание картины, написание сочинения
Проблемно-поисковые
– создание проблемной ситуации: найти нужную картину по описанию – разноуровневые темы сочинения
Оборудование:
– магнитофон, экран, ноутбук, проектор, картины художников о лете, диски с музыкальными произведениями классиков о лете, схемы-опоры, орфографические словари, учебники чтения для подбора эпиграфа.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация на работу | Звучит музыка С. Рахманинова. На доску проецируется картины художников о лете. | Дети проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями, слушают музыку. |
2. Вступительное слово учителя | – Звучит музыка П.И. Чайковского
“Июнь. Баркалора” из цикла “Времена года”. “За весной, красой природы, лето красное пришло”, и все радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху, напоенному ароматами цветущих трав, деревьев, цветов. В лесу и на лугах природа соткала красивый ковер из пестрых, ярких цветов и трав. Новенький наряд их сочной, свежей листвы у деревьев. – Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Березонька
Береза Береза – нет, пожалуй более нежного поэтического образа, чем это удивительное русское слово – дерево. Почти все великие поэты писали о ней художники рисовали, композиторы посвящали музыку. В народных песнях береза – чистое, светлое дерево, ею украшали дом на троицу, березку завивали, плели гирлянды с ней связаны многие обряды. Березка
|
Русская природа – слайды |
Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. Недаром все славянские народы издавна каждую весну чествовали березу. Обычно березоньку украшали разноцветными лентами и водили вокруг нее хороводы либо одевали срубленное дерево в женское платье и с песнями носили по деревне. А иногда березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми веточками. Сколько прекрасных стихов и песен посвящено березке! В них и про ее белый сарафан не раз вспоминали, и про длинные руки, и про модные застежки, и про красивые сережки | Дети зачитывают отрывки из своих сочинений | |
– С чего же начинается родина? С той
самой березки, что во поле под ветром склоняясь
растет. А теперь давайте послушаем какою предстала березка перед нашими глазами.
Русская березка – белоствольная, ясная, нежная, стройная. Её ветви тонкие и длинные. Листва её светло-изумрудная, кружевная. Поэты воспевают её в своих стихотворениях. Называют её белоствольной красавицей.
Березка похожа на девушку в белом сарафанчике с зелеными косами. Весной она надевает сережки. Береза была и остается красавицей русских лесов. |
Песня: “Береза детства” | |
3. Актуализация знаний |
Березовый листочек приглашает нас на выставку картин. Но есть особенно любимая, картина. Постарайтесь узнать ее по описанию. “Березовая роща” И.И. Левитан (миниатюра) местах, где на них падают проникшие сквозь грустную листву жаркие солнечные лучи. Темные пятна на коре берез в блеске лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине – игра ослепительного света в зеленой роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берез, в кружеве листвы, в траве веселые солнечные зайчики. Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берез и горячее небо над ними. |
Дети зачитывают письмо березки. “Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить, вас в свой летний музей. Но есть в музее картина, которую я очень люблю. Постарайтесь найти её по моему словесному описанию” |
– Что же это за картина? – Попробуйте сами сформулировать тему урока. – Чему будем учиться? |
Дети называют “Березовая роща” И. Левитана | |
4. Постановка темы и цели урока | – Сегодня на уроке мы будем учиться
описывать картину, пейзаж, подбирать эпиграф,
составлять план сочинения. – Как мы должны работать на уроке развития речи. – А каким должен быть учитель? – Что такое пейзаж? – Давайте вспомним на какой вопрос отвечает текст – описание? – Какая часть речи преобладает в этом тесте? – Из каких частей должно состоять наше сочинение?
|
– Имя прилагательное |
– О чем мы будем говорить в первой
части? – О чем во-второй? – В-третьей |
1. О красоте, русской березы. 2. Опишем картину. 3. Выскажем свое отношение к картине. |
|
– Что самое главное нам хотят передать
художники своими картинами? – Свое настроение, чувство, которое вызвала та или иная картина природы. – Давайте послушаем, какою увидели березку русские композиторы? Вставка Артемьевой Л.Н. |
||
5. | – Какое настроение вызывала эта музыка? – Что слышалось вам? – Соответствует ли это настроение настроению картины, которая перед вами? |
|
6. Работа по картине И. Левитана “Березовая роща” | Обратимся к картине. – Великий итальянский художник Л. Да Винче сказал: “Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”. – Заскользили солнечные лучики по стволам берез, по изумрудной траве. Засияли стволы берез, словно яркие свечи в потоке солнечного света. |
Ученики делают сообщение о художнике И.
Левитане. Сказка о грустном художнике прилагается. |
– Какой день изобразил художник? – Для своих произведений Левитан выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художнику удавалось запечатлеть мгновенное мимолетное чувство прекрасного. |
Летний, тихий, солнечный, яркий | |
– Какие же изменения в природе запечатлел на картине художник? | Поздняя весна, начало лета Зелень яркая, сочная Царство берез Нет |
|
– Почему вы решили, что это начало лета? – Что изображено на переднем плане? На заднем плане? Справа? Слева? – Есть здесь небо? Линия горизонта? – На первом плане мы видим несколько белоствольных березок и высокую сочную траву. Дальше – березовая роща. – Какая она? Опишите березы. Деревья так высоки, что кран не видно, солнечные зайчики затеяли игру и прыгают по белым стволам берез. Впечатление ослепительного солнечного света постоянно присутствует. – Что вам напоминают стволы берез? |
Роща пронизана ярким летнем солнцем.
Под лучами солнца искрится густая изумрудная
зелень травы и листьев берез. Стволы берез кажутся трепещущими лучами солнца. |
|
– Что вы можете сказать о листве берез? | Мелкое кружево листвы изумрудной россыпью свисает с веток. | |
– Что же главное в картине? Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительный, радостный свет. Бегают по стволам берез, в кружеве листвы веселые солнечные зайчики. А что привлекло внимание художника, когда он писал картину? Почему он выбрал для неё такую композицию, прямоугольный, вытянутый по горизонтали формат полотна, срезавшего верхушки берез? Художника поразила игра света и тени на стволах берез, на листве, траве. Это делает деревья не только трепетным и живыми, но и слово прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветовая гамма. Мы видим белые, розовато-желтые, теплые коричневатые, голубовато-зеленые блики на стволах берез, на траве. Эти легкие, словно “порхающие” тени возникают от движения ветвей, и создается ощущение жизни, ритма, мы как бы чувствуем свежесть и запахи прогретой солнцем березовой рощи. Расскажите, а что больше всего вам понравилось в этой роще? А что слышалось? Давайте пофантазируем, что мы услышим в роще? (Дети высказываются) |
Главное в картине – игра ослепительного света в зеленой роще. | |
– А давно ли вы были в роще? – Когда ты гулял в березовой роще? – А что можно сказать о картине и нашей березовой роще?
|
Яркие, все оттенки сочно-зеленого цвета, белые. | |
– Какие краски преобладают в картине и
почему? Вывод: Тема? – Березовая роща летом. – Основная мысль? – это мысль о красоте русской природы. – Какое настроение вызывает у вас картина? Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа оживала, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством. Он чувствовал волшебную природу, слышал восхитительную музыку, проникался ее удивительной тишиной. |
Светлое, радостное, настроение. Молодая, свежая, чистая, зелень. Это как молодость, чистота: Все красиво. | |
7. Физкультминутка | (Прилегли на парты закрыли глазки) Тот, к кому я прикоснусь, просыпается, открывает глаза и называет любое слово или словосочетание, летнее. Березы какие? |
Стройные, хрупкие, белоствольные, нежные теплый, солнечный, летний, яркий, радостный, зеленая, яркая, изумрудная, глянцевая, прозрачный, чистый, теплый. |
8. Речевая подготовка | А) Подбери синонимы к словам: художник – живописец, пейзажист, мастер кисти, создает, пишет. картина – полотно, репродукция. Б) Обрати внимание: на переднем плане здесь, справа, слева, вблизи, вдали, вверху. В) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? Г) Словарь Картина, пейзаж, изображение. Художник (что делал?) писал, создавал, работал, запечатлел, показал, отразил. На картине изображено, показано, запечатлено. Глаголы: думать, любоваться, восторгаться, царствовать, мечтать, трепетать, благоухать, показать, виднеться, хотеть, любить. Воздух (какой?) – прозрачный, чистый, теплый. День (какой?) – солнечный, радостный, теплый, яркий, летний. Листва (какая?) – светло-зеленая, изумрудная. Стволы (какие?) – белые, нежные, хрупкие. Деревья (какие?) – стройные, хрупкие. |
|
9. Выбор эпиграфа |
|
|
10. Составление плана сочинения | На доске
|
|
11. Устное составление рассказа | ||
12. Орфографическая подготовка | р...дная страна зам.. .чать кр.. .соту б.. .лоствольные б.. .ре.. .ки застенчивые з.. .стыли великий поэт природы б...резоваярощ... изумрудная тр... ва с.. .гретая солнцем смотришь чувствуешь уголок природы кружево листвы яркие солнечные блики незатейливый простой уголок в нежных белых стволах. | |
13. Итог урока | Как мы работали на уроке? Что вам понравилось? Что нового узнали? На втором уроке мы будем писать сочинение. А для того чтобы оно получилось интересным, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложений, грамотного написания. Обращаться к орфографическим словарям. | |
14. Написание сочинения на втором уроке. | ||
15. В конце урока зачитывается лучшие сочинения |
Дробина Карина
Сочинение по картине И.И. Левитана “Березовая роща”.
(От имени березки).
Смотри, как роща зеленеет
Палящим солнцем залита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
(Ф. Тютчев)
План.
- Береза – русское дерево.
- Описание картины И. Левитана “Березовая роща”.
- Мое отношение к картине.
Я – березка русская
Бываю очень грустная,
Бываю и серьезная,
И строгая, и грозная.
На долю мою выпала
Судьба-то незавидная,
Но незачем печалиться,
Ведь жизнь не прекращается.
Считают на Руси моей,
Что я и символичная,
И все со мной считаются,
И с честью поклоняются,
Картины пишут разные,
Их имена прекрасные,
То известный Куинджи,
То великий Левитан.
Мастерство их незабвенно,
Колорит березки русской
На картинах передан.
Мы березки стройные
За все теперь в ответе.
За то, что живость яркую
Дополним резкой зеленью,
За то, что сердце русское
Наполним величавостью,
За Родину священную,
Великую и гордую.
Березкой была я
Березкой и останусь.
И также деток малых
Встречать готова я.
И рощицы веселые
Наполнят дети радостью,
Задорным пеньем звонким
И детской красотой.
В ответ красу живую
От сердца им отдам.
Пусть души их наполнятся
Очарованьем нежным,
Весельем безмятежным!
Девицкий Денис
Сочинение по картине И.И. Левитана “Березовая роща”.
(от имени березки)
Смотри, как роща зеленеет.
Палящим солнцем залита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
(Ф. Тютчев)
План.
- Родина начинается с березки.
- Что изображено на картине Левитана “Березовая роща”.
- Мое отношение к картине.
Я береза – символ России. Я стройная, ясная, нежная, красивая. И даже во времена Великой Отечественной войны я укрывала солдат от вражеских пуль, помогала вспомнить о родном доме, о семье, о своих детях. На Руси я являлась символов женской красоты. Из моих веток девушки плели венки. Я вдохновляла многих поэтов и художников. Например, С. Есенин писал обо мне такие строчки:
Белая береза под моим окном
Принакрылись снегом, точно серебром.
Художник И.И. Левитан очень любил изображать не картинах меня.
На его картине “Березовая роща” изображена я с сестрами. Его картина принизана солнечным светом. Трава яркая, свежая. Стволы белоствольные. На мне играют солнечные зайчики.
Мне очень нравится, когда ко мне приходят маленькие детишки, нравится слышать их звонкие голоса.
Леонтьева Наталия
Сочинение по картине И.И. Левитана “Березовая роща”.
(Сочинение от имени Левитана)
План.
- Береза – русское дерево, символ России.
- Картина “Березовая роща”.
- Мое отношение к картине.
На моей картине изображена березовая роща. Незатейливый уголок природы, всего несколько берез и трава. Мне понравился этот уголок потому, что в нем мало света. Березки маленькие, стройненькие, но в то же время густые. Трава еще не высокая. Несколько лучей проникли в эту березовую рощу и заиграли по стволам, засверкали березки, засеребрилась трава.
Я нарисовал березовую рощу потому, что мне нравится белая береза. Она радует меня я вспоминаю своих родителей, которые умерли, когда я был маленький. Люблю березовую рощу.
Картавская Маргарита
Сочинение по картине И.И. Левитана “Березовая роща”.
Люблю березку русскую
По светлую, то грустную...
(А. Прокофьев)
- Береза – русское дерево, символ России.
- В чем красота “Березовой рощи”.
- Моя березовая роща.
Березка – русская красавица. Не просто красавица, а символ России. Художник И.И. Левитан умел не просто замечать красоту нашей родины, но и разговаривать с деревьями. Береза же украшает наши леса!
На картине Левитана изображен теплый летний день. А картина называется “Березовая роща”. Красавицы березы стоят, как дамы в своих нежных белых платьях. Наряды сверкают, потому что солнечные лучи играют.
Когда есть свободное время, я хожу в нашу березовую рощу. Мой класс даже давал подписи, чтобы защитить березу русскую.
Не ломай березы белой
Не губи души лесной!
Бондаренко Виктория
Сочинение по картине И.И. Левитана “Березовая роща”
Люблю березку русскую –
То светлую, то грустную.
(А. Прокофьев)
План
- Береза – русское дерево, символ России.
- На картине Левитана “Березовая роща”.
- Зачем художник нарисовал картину.
Береза очень красивое дерево! Ствол у нее белый с черными полосками. Ветви длинные гибкие, они, словно кудри, свисают вниз. Листочки небольшие, ярко-зеленые, похожи на маленькие сердечки. Береза и Россия неразделимы. Почти у каждого русского поэта есть стихотворения о березе. Во многих народных песнях можно услышать о березе.
На картине Левитана летний пейзаж березовой рощи. Вместе с автором мы входим в березовую рощу. Чудесный солнечный теплый летний день. Воздух чистый, наполнен ароматом цветущих трав, деревьев, цветов. Деревья в молодой, зеленой, свежей листве, покрыты золотыми лучами солнца. Все пронизано светом, стволы светятся, под ногами яркий ковер из трав и цветов. Хочется вдохнуть ароматный свежий воздух полной грудью.
И.И. Левитан написал свою картину, чтобы мы смогли увидеть красоту летнего пейзажа, полюбить и сберечь природу.
Великая Арина
Сочинение по картине И.И. Левитана “Березовая роща”
Смотри как роща зеленеет,
Палящим солнцем залита,
А в ней какою негой веет,
От каждой ветки и листа.
План.
- Береза – русское дерево.
- Описание картины И. Левитана “Березовая роща”.
- Мое отношение к картине.
Береза – символ России, потому что она красивая, как наша Родина.
На картине И. Левитана “Березовая роща” изображены стройные березки и трава. Вся картина пронизана светом. Солнечные лучики играют, резвятся на траве, на стволах берез. Стволы у деревьев стройные, хрупкие, а листва изумрудная, светло-зеленая. В этот жаркий, июньский день так светит солнце! День такой солнечный теплый, яркий! Воздух прозрачный, чистый.
У Левитана все картины пронизаны солнцем. Картины необычные. Мне нравится его картина.