Форма урока: урок повторения и обобщения знаний.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: интегрированный урок (биология +математика).
Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, игровые элементы, работа с опорными схемами, таблицами.
Междисциплинарные связи: математика, биология, информатика.
Внутри дисциплинарные связи: зоология, цитология.
Цель урока.
Образовательные: повторить изученный материал, используя задачи с экологическим содержанием;
Развивающие: продолжить развитие умений и навыков ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность; сравнивать и делать выводы, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету.
Воспитательные: привить любовь к природе через ее познание.
Оборудование: презентация к уроку, детские презентации, нетбук, мультимедийный проектор, микроскоп с насадкой, листки контроля знаний.
Ход урока
I. Оргмомент.
Ребята! Урок у нас сегодня необычный. Совсем недавно я узнала, что любимым в вашем классе предметом является математика. Это, очень здорово, ведь не зря математику считают царицей наук. Но поверьте, ребята, мне так хочется, чтобы вы любили и биологию, поэтому я пошла на хитрость. Позвала математику к себе в союзницы. Во всем, что мы узнаем сегодня, нам будет помогать математика.
Работать мы с вами будем под таким девизом:
Девиз:
“Будем думать.
Будем решать.
Будем друг другу.
Во всем помогать!”.
(Слова учителей математики и биологии, говорят по очереди)
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит биологию,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто любит биологию
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику и биологию
Посвящается этот урок.
(Последние 2 строки говорят вместе)
(Слова учителя биологии)
В школе прозвенел звонок
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Сядьте вы за парты тихо,
Руки положи красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь.
Раскрою вам секрет, когда вы улыбаетесь, у вас работают 15 мышц, а когда сердитесь 45, а если речь идет о мышцах, то какую тему мы будем сегодня закреплять (Пытаются угадать тему урока). На этом уроке мы постараемся применить ранее полученные знания и пополнить свой багаж, новыми.
Интеллектуальная разминка (задания на листках и на слайде 3-4). Оценивается и учителем математики и учителем биологии.
1. Наименьшее положительное двузначное число.
2. Самое маленькое целое число.
3. Одна сотая часть числа.
4. Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.
5. Число, имеющее не более 2 делителей.
6. Самое большое целое число.
7. Число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
8. Назовите дробь 3/4 в процентах.
9. Дробь равная 50%.
10. Треть от трети.
11. Инфузория движется при помощи.
12. Есть инфузория туфелька, а есть …
13. Движения всех многоклеточных связано с…
14. Реактивным называется движение с использованием …
15.ю У всех позвоночных скелет называется …
16. Самые лучшие летуны.
17. Приспособления птиц к полету.
18. Почему у насекомых нет проблем с устойчивостью.
19. Как разделить млекопитающих по способу их хождения.
20. Как называются млекопитающие, бегающие быстрее всех .
Ну что ж, движемся дальше (слайд 5). Чем образован наружный скелет. (На столе натуральные объекты: краб, прудовик большой, рапана, жук)
1. Что объединяет этих животных
2. Какие типы скелетов вы знаете
3. Из чего состоит скелет моллюсков. (Слайд 6 - виноградная улитка)
4. Какой недостаток у скелета моллюсков. (Докажем это решив задачу)
5. Есть ли особенность у скелета данного животного. (Слайд 7 - краб)
Ну а теперь давайте решим задачу, которая поможет нам выяснить еще одну особенность скелета другого животного.
6. Какая особенность скелета делает жука таким сильным. (Слайд 8)
7. Как называется скелет у позвоночных. (Слайд 9)
А) Какие отделы в нем выделяются..
Б) Какой тканью он образован.
А теперь поговорим о растениях. Есть ли у них скелет, и чем он образован.
(Слайд10 и 11) – беседа с опорой на имеющиеся знания (при затруднении можно обратиться к учебнику страница 93).
Ну что ж, давайте подведем итог. (Выполняют задания на нетбуках)
Остальные ребята выполняют задание на листках – игра “Следствие ведут знатоки”, (вставить пропущенное слово).
(Слайд 12)
К скелету… внутренние органы.
Кроме того, скелет предохраняет организм от различных повреждений. Например, грудная клетка позвоночных защищает… …, а череп —….
К скелету крепятся и.... При их сокращении части скелета приводятся в движение, благодаря этому животные могут двигаться.
Различают два основных типа скелета: … и … (внутренние органы, легкие и сердце; мозг; мышцы; наружный и внутренний).
(Слайд 13)
Наружный скелет имеют:
Раковины моллюсков состоят из … и … . Они прочные, но …, поэтому большинство моллюсков ведет … . Скелет членистоногих значительно… и … . Он состоит в основном из … — вещества, выделяемого клетками кожи.
У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается … … и становится еще прочнее, образуя панцирь.
Внутренние органы моллюсков крепятся к … , а у членистоногих — к … покрову. (Самопроверка по слайду)
(Простейшие, моллюски и тд; из извести и рогоподобного вещества; тяжелее; молоподвижный образ жизни; легче прочнее; хитина; минеральными солями; раковине; хитиновому)
(Математическая физкультминутка)
Переходим к движению. (Слайд 14)
Вопросы учителя:
1. Какое из соединений костей способствует движению
2. Какие способы передвижения вы знаете (реснички, жгутики, ложноножки, мышцы, реактивное движение, плавательные перепонки, хвостовой плавник, крылья, ноги).
А теперь самостоятельно выполните задание и сдайте его на проверку Задание 2. (Слайд 15)
Давайте посмотрим, как движутся те, кого мы можем увидеть только в микроскоп. (Слайд 16)
(Группа детей заранее готовит микропрепарат и демонстрирует его через насадку на экран)
Слова учителя математики. Давайте математически докажем быстроту движения простейших (При комнатной температуре реснички совершают 30 взмахов в секунду, за это время туфелька проходит расстояние в 25 мм, что в 10-15 раз превышает длину ее тела)
Существует такое утверждение, что форма тела зависит от образа жизни, посмотрите на слайд, как вы думаете: какая группа рыб быстрее всех плавает, почему вы так решили (слайд17).
Назовите главный орган движения у рыб. (Слайд18, 19)
Ребята как вы думаете, может ли рыба использовать свои плавники в каких ли других целях, кроме плавания? Сомнения развеет ваша одноклассница, подготовившая такой материал. (Презентация 1)
Теперь давайте поработаем с учебником (Н.И.Сонин” Биология. Живой организм ).
Слайд № 20. Для чего животные движутся? Для того чтобы получить отличную оценку нам тоже пригодится быстрота и сообразительность.
Задание 3
Кто быстрее (цветная таблица в учебнике стр106-107)
1. Сколько птиц на картинке, какая самая медлительная? (8, чайка от 30 до 40 км в час)
2.. С какой скоростью бежит заяц. (35-40)
3. Какое животное бежит так же. (Лиса)
4. Какое из изображенных насекомых летает быстрее. (Сстрекоза 50 км в час)
5. Самая быстро плавающая рыб. (Парусник – 40 км в час)
6. Самое медлительное позвоночное животное. (Белый медведь черепаха, удав, слон)
7. Самое большое по размеру из медлительных животных. (Слон)
8. Самое маленькое. (Мышь)
9. Сколько всего животных изображено. (32)
10 Гепард бегает быстрее всех, к какому типу ходильных млекопитающих он относится. (Пальцеходящих)
Давайте поработаем с текстом учебника стр. 104.
Задание 4
Найдите несоответствие между словами текста и картинкой.
Найдите слова “Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих (1), при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих (2), при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных (3), которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули)”.
По тексту лучше бегают копытные (дзерен), на картинке впереди гепард (пальцеходяцее животного.
Учитель биологии. Растения тоже способны к движению, но у них есть особенность (движутся отдельные части). Как это происходит, мы с вами сейчас посмотрим (Фильм)
Учитель математики. Ну а в завершении нашего занятия, мы опять при помощи математики оценим свои действия на уроке.
Тестовая работа
На каждой парте лежат карточки с уравнениями и тремя вариантами ответов. На верхнем крае доски написаны буквы. Ученики после решения уравнения выходят к доске и выписывают свою букву.
Теперь все вместе прочтем, какое слово получилось на доске: (все умницы)
Действительно вы сегодня хорошо потрудились, использовали для своих ответов знания, полученные как по математике, так и по биологии, давайте и дальше изучать окружающую нас природу, познавать ее законы, беречь ее обитателей, что бы те, кто будет жить после нас, смогли увидеть и полет журавля, и бегущего гепарда и юркую туфельку инфузорию.
Ведь движение – это и есть сама жизнь. А наш скелет и науки математика и биология, помогут нам в этой жизни.
Рефлексия. А как вам было сегодня на уроке вы выразите вот таким рисунком в своей тетради. (Заготовки раздаются заранее)
Домашнее задание. Найти видовые названия рыб, которым принадлежат эти плавники , скорость их движения. Составить задачу
Литература
1. Учебник Н.И.Сонин “Биология . Живой организм”.
2. ДП Резник. Мир природы. Рыбы. М., Слово. 1995.
3. ДП Резник. Мир природы. Киты и дельфины. М., Слово. 1995.
4. Под ред профессора Т.С.Расса. Жизнь животных. М.: Просвящение, 1983.
Приложение 1 (презентация)
Приложение 2 (презентация)