"Каждый может разозлиться - это
легко.
Но разозлиться настолько, насколько нужно
и по той причине, по которой нужно,
- это дано не каждому".
Аристотель
Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: причины детской агрессивности, роль семьи в проявлении детской агрессивности, пути преодоления агрессивности ребенка, правила поведения с агрессивным ребёнком.
Подготовительная работа: анкетирование детей, подготовка анкет, памяток, советов, описания игр с детьми для родителей.
Ход собрания
I. Вступительное слово учителя.
Уважаемые родители! Приглашаем вас к разговору на тему проявления детьми жестокости и агрессивности. Тема эта серьёзна и трудна и, поверьте, она не случайна. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
- ухудшением социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- недостаточным вниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
- увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.
II. Полезная информация.
Агрессивное поведение — одно из весьма
распространенных проявлений поведения детей,
так как это наиболее быстрый и эффективный
способ достижения цели.
Агрессия — это мотивированное деструктивное
поведение, противоречащее нормам и правилам
существования людей в обществе, наносящее вред
объектам нападения (одушевленным и
неодушевленным), приносящее физический и
моральный ущерб людям или вызывающее у них
психологический дискомфорт.
Психологи утверждают, что существуют два вида
агрессии: инструментальная, которая проявляется
человеком для достижения определённой цели, что
очень часто выражается у младших детей и
враждебная, направленная на то, чтобы причинить
боль, она чаще свойственна старшим детям. Однако,
уважаемые родители, не путайте агрессию с
настойчивостью. Настойчивость не допускает
оскорблений, издевательства и т.д.
Агрессия может проявляться физически (драка,
ударил и т.п.) и вербально (нарушение прав
человека посредством оскорбления, унижения и
т.п.)
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее
появление:
а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
б) повсеместная демонстрация сцен насилия;
в) нестабильная социально-экономическая
обстановка;
г) индивидуальные особенности человека
(сниженная произвольность, низкий уровень
активного торможения и т.д.);
д) социально-культурный статус семьи и т.д.
Причины агрессивного поведения следующие:
1. Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
• внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
• обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
• организаторские способности;
• широта кругозора;
• позитивная оценка взрослого и т.д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка “плохой, драчун, грубиян” и т.д. со стороны взрослого.
2. Ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
3. Способ привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.
4. Форма протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание.
III. Родительский практикум.
Предлагаю вам проверить себя, что вы знаете об агрессии. Ответьте на несколько вопросов.
1. В каком из возрастных периодов у детей бурно
проявляется агрессия?
а) В возрасте 2 года;
б) в возрасте 6-7 лет;
в) в возрасте 18 лет.
2. Кто в большей степени склонен к агрессии?
а) Девочки;
б) девочки и мальчики в равной степени;
в) мальчики.
3. Как следует вести себя взрослым при
проявлении детской и подростковой агрессии?
а) Не обращать на агрессивное поведение ребёнка;
б) срочно вмешаться;
в) сказать, что с него берут пример и другие дети.
4. Какие факторы в большей степени влияют на
формирование детской агрессии?
а) Плохое настроение учителя;
б) телевидение, Интернет, семейное воспитание;
в) плохое настроение ребёнка.
Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – б, 4 – б.
Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее. Поставьте перед собой вопрос: “Все ли в порядке с моим ребенком?”, и выполните простой тест. Отвечайте: “никогда или редко”, “иногда”, “часто” или “очень часто”.
Мой ребенок
1. Выходит из себя
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
2. Спорит со взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
3. Активно не принимает или отказывается
выполнять требования или правила, установленные
взрослыми
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
4. Ведет себя провокационно и нарочно
раздражает людей
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
5. Обвиняет других в собственных ошибках или
неподобающем поведении
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих
действий
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
7. Злобен и нетерпим к критике
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто
Если вы ответили “часто” или “очень часто” как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?
IV. Выступление психолога.
Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.
1. Агрессивное поведение членов семьи в
обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань,
хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и
оскорбление. По мнению психолога, ребенок
проявляет агрессивность в обыденной жизни в
несколько раз чаще там, где агрессию взрослых
видел ежедневно, и где она стала нормой жизни.
2. Непоследовательность родителей в обучении
детей правилам и нормам поведения. У детей не
формируется нравственный стержень поведения:
сегодня родители называют одну линию поведения,
завтра - другую. Если родители сегодня говорят
детям одно, завтра им удобно говорить другое,
негативно отзываются об учителях, воспитателях,
классе целом, навязывают свои противоречивые
высказывания ребёнку, то это, безусловно,
способствует растерянности, раздражительности,
озлоблению, и против родителей, и против
педагогов, сверстников и других людей.
Откуда ещё берется агрессия?
1. Не хватает любви.
И самая первая причина ребенку элементарно не хватает вашей заботы, любви, вот он и стремится обратить на себя внимание таким способом. Причем, если ребенок укомплектован новеньким мобильником, компьютером и прочими атрибутами детского счастья, это еще не показатель вашей заботливости. Так же, как и ровные, бесконфликтные отношения в семье - не синоним любви. Все это не имеет значения, если домашним нет дела друг до друга. При таких холодных отношениях вырастают либо безэмоциональные дети, либо, наоборот, агрессивные. Механизм здесь простой. Ребенку недостаточно вашего поощрения лишь за полезные дела типа “пятерки” или вымытой посуды. Ему нужен эмоциональный отклик на все события его жизни. Если же вы никак не реагируете, то ребенок будет пытаться пробить стену вашего равнодушия в том числе и драками, и агрессивным поведением.
2. Под контролем.
Вторая причина совершенно обратно предыдущей. Вряд ли ребенок будет расти ангелом, если в семье царит жестокость. Напротив, если у вас принято унижать другого и даже поднимать руку, а прав всегда тот, кто сильнее, будьте уверены: ребенок будет снимать узоры с вас. И за все ваши наказания он отыграется потом на более слабых людях, кто не сможет дать ему отпор. Порой родители усердствуют в воспитании: наказывают за малейшую провинность, проявляют чрезмерную строгость, подавляют своим авторитетом, принижают способности ребенка. В этом случае ребёнок либо превращается в безвольную марионетку, либо опять же отыгрывается на других.
3. Виноваты ли стрелялки?
Что касается боевиков, компьютерных игр, то вы правы лишь отчасти. При дозированном “употреблении” ребёнок вряд ли станет агрессивным. Кстати, похожие мифы существуют и в отношении разных видов борьбы - мол, она воспитывает в мальчиках драчливость. На самом деле во всех этих единоборствах есть свой “кодекс чести”, они учат ребёнка быть сильным, мужественным, уметь постоять за себя, но никак не нападать на слабого и беззащитного.
Другое дело, что все эти стрелялки в большом количестве перевозбуждают ребёнка и вкупе с непростой семейной ситуацией могут спровоцировать у ребёнка агрессивное поведение.
4. Правила общения с ребенком.
Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувств, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
V. Анализ анкетирования детей.
Ученикам нашего класса было предложено ответить на два вопроса
Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?
боевики
фильмы ужасов
шоу
сказки
исторические фильмы
другие
Вопрос 2. Что тебе в них нравится?
желание победить
желание испугаться
красивые люди, наряды
сказочная, добрая атмосфера
желание узнать что-то новое
желание быть таким же
Ответы ваших детей перед вами. Исследования показали, что после просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения.
VI. Дискуссия родителей по теме собрания.
Надо ли учить детей давать сдачи...
Перед самыми каникулами в школьном коридоре я
услышала разговор двух мам. Они обсуждали, как
поступать ребенку, если его обзывают или
задирают. “Пусть дает сдачи. Раз ударит – больше
не полезут. Вспомни, мы все дрались в детстве”, –
говорила одна, а вторая не соглашалась: “Нельзя
на кулак отвечать кулаком”.
Так, ни о чем не договорившись, они и разошлись.
Каково же детям? Как они должны поступать? Ведь
и взрослые в конфликтных ситуациях не всегда
демонстрируют позитивные примеры поведения.
Зачастую дети обзываются и задираются, чтобы
увидеть реакцию другого. Или они хотят
пригласить к игре, но не знают как. И чем ярче
ребенок реагирует на выходки в его адрес, тем
больше к нему лезут: интересно же! Человек злится,
не умеет справиться с гневом – на нем и
срываются, хотя вроде драться никто и не
планировал.
Тогда, может быть, эффективен другой вариант –
уход? Тот, который предлагала вторая мама? Уйти в
ответ на обзывание, просто “не обращать внимания
на обидчиков”, не подкреплять их реакции? Или,
как теперь часто советуют, свести все к шутке,
отговориться/договориться и даже… (высший
пилотаж!) рассказать о своих чувствах и попросить
в другой раз так не делать?
Высказывания родителей.
Вывод. Дело не в самих действиях, а в том, что за
ними стоит: чувства, надежды, установки. Если мы
говорим и даже делаем все, как нас учат, а
чувствуем неуверенность в себе, то все наши
попытки будут неуклюжи, и желание противника
продолжать “доводить” только усилится. Но если
человек действует так, будто поступки другого
его не задели, если он уверен в себе, может
безобидно пошутить или использовать детскую
отговорку, то в следующий раз сцена вряд ли
повторится.
Теперь нетрудно догадаться, что делать, если
ребенка задирают или обзывают в школе, на улице.
Надо помогать ему укреплять веру в себя,
поддерживать его достоинство и самоуважение.
Труд повседневный, кропотливый, но более
эффективный, чем простые советы: бей или отойди в
сторону.
VII. Продолжение выступления психолога.
Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?
- Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь
Причины агрессивного поведения могут быть разнообразны, иногда являясь врожденным качеством, следствием особенностей темперамента и нервной системы. Но гораздо чаще – отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящее вокруг события. Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребёнка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолеванию агрессивности. Исследования показали что, родители подавляющие эмоциональные выбросы у своих детей, вопреки ожиданиям не устраняют, а напротив, развивают чрезмерную агрессивность, которая в зрелые годы становиться частью характера. Ребёнок, вынужденный постоянно подавлять свой гнев, более подвержен риски психосоматических расстройств, таких как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции ребёнка, то очень скоро он начнёт считать, что такое поведение вполне дозволено. Тогда поначалу редкие и одиночные вспышки гнева постепенно и незаметно перерастут в постоянную и стойкую привычку подавлять окружающих. Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме. Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым, указав ему путь поиска самовыражения. Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, постепенно навязав и правила игры.
Надеемся, что наши “Советы для родителей” и “Игры с ребенком” помогут вам в общении с детьми. (Приложение 1)
IX. Подведение итогов.
Вручение памяток родителям. (Приложение 2)