Программа "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Наименование программы.

“Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста”.

Является подпрограммой основной программы “Одаренные дети” МБОУ “ средней общеобразовательной школы №5”.

Цель программы.

Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Нормативно-правовая база программы:

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

Заказчики программы.

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №5”.

Основные разработчики программы:

Педагог-психолог Родикова Людмила Волдемаровна.

Содержание

I. Введение

  • Актуальность проблемы
  • Научно методологическое и методическое обоснование
  • Концепция программы
  • Цель
  • Задачи
  • База экспериментальной деятельности (нормативно-правовая основа программы; контингент потенциальных участников программы; требования к материально-технической и информационной оснащенности учреждения для реализации программы).
  • Ожидаемые результаты

II. Этапы реализации программы:

  1. Исследовательско-диагностический
  2. Прогностический
  3. Экспериментально-практический
  4. Аналитико-рефлексивный

III. Список литературы.

IV. Глоссарий.

V. Приложение.

I. Введение

1. Актуальность проблемы

Выступление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева “Наша новая школа – возможные альтернативы” обозначило направления новых образовательных стандартов и необходимость обеспечения поддержки талантливых детей.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изодеятельности и т.п.) родителей.

2. Научно-методологическое и методическое обоснование

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. При этом диагностика одаренности и работа с одаренными детьми базируются на тех данных, которые были получены в специальных исследованиях. Эти и исследования чрезвычайно разнообразны.

Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности (работы А. Бине, Э. Клапареда, Ч. Спирмена, В.Штерна и др.) которая проявляется при решении самых различных задач.

Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей. Одаренности и их развития у детей. Так, в зарубежной психологии важнейшим шагом в развитии представлений об одаренности явились исследования Дж. Гилфорда, в которых он разделил единые умственные способности на интеллектуальные и творческие. Появился большой цикл исследований, направленных на изучение творческой одаренности и ее развития (А.Брай, П.Торренс, Д.Харрингтон и др).

Результаты этих и дальнейших исследований легли в основу создания концепций развития детской одаренности, которые включали в себя рассмотрение как интеллектуальных, так и личностных показателей (Дж. Аткинсон, Б.Блум, Дж. Рензулли).

Наряду с общей умственной одаренностью рассматривались и различные виды детской одаренности: музыкальная, математическая, социальная, физическая и др. Были созданы разнообразные классификации детской одаренности (Г.Гарднер, Д.ДеХаан, М.Китано, Д.Корби, Р.Хэвирхест и др.)

Большая часть отечественных исследований одаренности основана на многочисленных теоретических и экспериментальных разработках проблемы развития способностей и творчества (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, в.Д. Шадриков и др.)

В отечественных исследованиях проблема одаренности в дошкольном возрасте представлена, с одной стороны, работами, посвященными изучению способностей в различных видах детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, И.А.Бурлакоза, Л.А.Венгер, И.П.Ищенко, А.М. Матюшкин, Н.Н.Подъяков).

Естественно, что разнообразие теоретических моделей и подходов к пониманию сущности и возможностей развития детской одаренности приводит и к разнообразию методов ее выявления и построению стратегий образовательной работы с одаренными детьми. При этом выявление детской одаренности является первым звеном в любой работе с одаренными детьми.

При выявлении одаренности используются самые различные методики.

Чаще всего для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда – Бине и Векслера. Однако эти тесты не были стандартизированы и рестандартизированы, что затрудняет анализ количественных показателей детей. Кроме того, применение только этих тестов не всегда может служить достаточно надежным показателем детской одаренности. Поэтому, при обследовании детей дошкольного возраста широко используются самые различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др)

Примером диагностической системы, основанной на исследованиях отечественных психологов, является система, в основу которой легла концепция умственного развития, разработанная Л.А.Венгером и его сотрудниками. Эта концепция базируется на теоретических положениях и результатах исследований Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и других. Основной единицей умственного развития считается ориентировочное действие, которое совершается с помощью существующих в культуре средств умственной деятельности. Ориентировочные действия направлены на изучение предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений.

Что касается развития мышления ребенка, то в многочисленных исследованиях (А.В. Запорожец, Г.И.Минская, Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков) было показано, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным являются действия наглядно-образного и логического мышления. Различие между ними состоит в характере действий, выполняемых ребенком с заместителями разных видов.

Что касается творческих способностей дошкольника, то они проявляются в определенных действиях воображения (исследования а.И.Булычевой, О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкой и др.) К ним, прежде всего можно отнести следующие действия “опредмечивания”, когда ребенок на основе отдельной детали создает целостный образ предмета действительности. Позже дети овладевают действиями “детализации”, когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями. И наконец к старшему дошкольному возрасту дети осваивают действия “включения”, когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Итак, целостное умственное развитие ребенка характеризуется вполне конкретным содержанием его интеллектуальных и творческих способностей. Поэтому диагностическая система изучения умственного развития ребенка должна включать в себя стандартизированные методики (опробованные на большом количестве детей и материалы которых статистически обработаны) и не стандартизированные (не прошедшие соответствующей процедуры). Последние в основном позволяют отнести полученные ребенком результаты к определенному уровню выполнения задания. Число уровней и их характеристика для данного возраста устанавливаются разработчиком методик. Вторая группа диагностических методов направлена на выявление особенностей умственного развития и достижений ребенка в той или иной образовательной ситуации. Подобную диагностику можно назвать педагогической. Она основана на образовательном подходе к анализу развития ребенка, которое рассматривается в контексте прохождения определенной программы обучения.

Еще один аспект различий в одаренности проявляется в так называемом своеобразии одаренности, в ее содержании. Некоторые типы одаренности педагог знает и хорошо видит, а другие – не только не видит, но и активно отрицает.

Типы одаренности, которые легко увидеть.

1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:

  • когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
  • высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.

Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно, интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.

2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.

3. Художественный тип – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ребенка педагоги считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.

4. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

5. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.

Схема (приложение 1)

7. Концепция Программы (схему № 5 см. выше)

Программа “Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста” является подпрограммой основной программы “Одаренные дети” МБОУ “Средней общеобразовательной школы №5” г. Югорска.

Для определения цели и уточнения задач необходимо рассмотреть ступени развития способностей, одаренности и таланта. Схематически это можно представить так: (схема №1).

Приложение 2

Одаренность можно различать по широте проявлений, по типу предпочитаемой деятельности, по интенсивности проявлений, по темпу психического развития, по возрастным особенностям проявления схема №2.

Виды одаренности

Виды различий Виды одаренности
По широте проявлений Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности интеллектуальная;

творческая;

академическая;

художественная;

психомоторная (спортивная)

конструкторская

лидерская (организаторская) и др.

По интенсивности проявлений повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления стабильная;

приходящая (возрастная)

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно- образовательной системы.

Для реализации поставленных задач необходимо выполнение следующих принципов развития способностей и проявления одаренности (схема № 3. Приложение):

  • Эмоциональное отношение к деятельности (положительные эмоции).
  • Обязательное включение ребенка в практическую деятельность, только в ней ребенок может осваивать, порождать и применять ее способы.
  • Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: (администрация – воспитатель – ребенок – семья).
  • Нерегламентированная творческая среда.
  • Широкий круг общения: включение в различные общности (в том числе и взрослые профессиональные сообщества).
  • Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу, телевидение, общественную оценку.
  • Мотивация, воля, познавательная потребность ребенка.
  • Подражание творческой личности – значимому для ребенка взрослому (приложение, схема № 3; схема №4).

Для достижения цели необходимо определить этапы работы. Предлагаемая модель позволяет простроить целостную систему работы, в ней отражены все ее этапы (схема № 5 - концепция одаренности)

Подготовительный этап

  • Обзор имеющихся программ.
  • Изучение опыта работы дошкольных учреждений.
  • Изучение технологий, теоретических основ.
  • Подбор методик диагностики.
  • Подбор практических методических материалов.
  • Подготовка воспитателей и специалистов к реализации программы.

Этапы реализации программы

I. Исследовательско-диагностический этап предусматривает:

  • анкетирование родителей и воспитателей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
  • методику диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова;
  • исследование уровня творческого мышления П.Торренса (фигурная форма).

II. Прогностический этап определяет:

  • сроки реализации программы;
  • сроки реализации каждого этапа;
  • прогнозируемые результаты;
  • критерии оценивания результатов по этапам работы.

III. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях.

  1. Работа с педагогами.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с родителями.

IV. Аналитко-рефлексивный включает:

  • Анализ результатов диагностики.
  • Динамику развития детей с предпосылками одаренности.
  • Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.
  • Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом.

V. Цели и задачи программы

Цель.

Создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи.

  1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
  3. Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
  4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
  5. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  6. Разработать перечень мероприятий для решения в семьях одаренных детей.
  7. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
  8. Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
  9. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.

Нормативно-правовая база программы:

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности, или иначе, с предпосылками одаренности. Эти термины принимаются как - равнозначные. Требования к материально – технической и информационной оснащенности учреждения для реализации программы см. в Прогностическом этапе реализации программы ниже.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
  2. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей.
  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  4. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
  5. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
  6. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
  7. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.

1-й этап программы.
Исследовательско-диагностический

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями.

Схема этапов диагностического обследования (см. приложение схема № 7).

1. Методика определения задатков, склонностей и интересов А.И. Савенкова.

Получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей рассматривается по шести сферам:

  1. Интеллектуальная.
  2. Сфера академических достижений.
  3. Сфера продуктивного творческого мышления.
  4. Сфера общения и лидерства.
  5. Музыкально-художественная сфера.
  6. Двигательная сфера.

(См. приложение: лист вопросов анкеты; бланки ответов; сводная таблица получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей).

2. Методика диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова

Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями. Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:

3. Интегративные личностные характеристики

1. Любопытство.

2. Сверхчувствительность к проблемам.

3. Способность к прогнозированию.

4. Словарный запас.

5. Способность к оценке и самооценке.

4. Умственное развитие

  1. Оригинальность мышления.
  2. Гибкость мышления.
  3. Продуктивность мышления.
  4. Способность к анализу и синтезу.
  5. Классификация.
  6. Высокая концентрация внимания.
  7. Память.

5. Характеристика сферы личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи

2. Перфекционизм

3. Противостояние мнению большинства

4. Лидерство

5. Соревновательность

6. Широта интересов

7. Юмор

Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:

  • Оценить уровень развития каждой характеристики;
  • Сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.

В результате мы получим “портрет личностного потенциала ребенка”.

Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу (см. приложение: бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка).

Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П.Торренса.

Данный тест был предложен американским психологом П.Е. Торренсом в 1962 г.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

(См. приложение №9: инструкцию к проведению теста; бланк с незаконченными рисунками; измерение и обработка результатов; списки №1; №2 рисунков с указанием номеров категории и оценок по оригинальности; интерпретация результатов тестирования; таблица преобразования “сырых” показателей в Т-шкалу).

Сводная таблица методик диагностики способностей детей (См. приложение № 10)

2-й этап программы.
Прогностический

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности, или иначе, с предпосылками одаренности. Эти термины принимаются как - равнозначные.

Срок реализации программы рассчитан на 2 года для ее участников.

Большую роль играет подготовительный этап. Он может занять время до полугода, т.к. подготовка требует к себе тщательного подхода со стороны педагогического персонала. Этот этап включает в себя следующие ступени:

  • Обзор имеющихся программ.
  • Изучение опыта работы дошкольных учреждений.
  • Изучение технологий, теоретических основ.
  • Подбор методик диагностики.
  • Подбор практических методических материалов.
  • Подготовка воспитателей и специалистов к реализации программы.
  • Обеспечение нормативно - правовой базы

Первый этап программы: диагностическо-исследовательский, рассчитан на 1,5 – два месяца, в зависимости от количества обследуемых детей.

Второй этап: прогностический составляют:

  • сроки реализации программы;
  • сроки реализации каждого этапа;
  • прогнозируемые результаты;
  • критерии оценивания результатов по этапам работы;
  • условия реализации программы.

Процесс достаточно трудоемкий и может занимать 2 месяца работы.

Основной, третий этап работы: экспериментально-практический, осуществляется в трех направлениях:

  • Работа с педагогами.
  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.

Ежегодно занимает не менее 6 месяцев, т.е. в течение всего времени реализации программы занимает 12 месяцев.

Исходя из того, что развивающие занятия по интересам: в кружках, студиях, секциях, внутри учреждения и за его пределами, дети могут посещать в среднем не более одного раза в неделю, то количество занятий на одного ребенка примерно составит:

48 занятий на весь цикл реализации программы (два года) и соответственно 24 занятия в год.

Одно занятие рассчитано на интервал 25-35 мин., в зависимости от возраста ребенка.

Количество таких занятий может колебаться, т.к. находится в прямой зависимости от специфики учреждений, финансирования программы и т.п.

В нашем учреждении сопровождение развития детей с признаками одаренности осуществляется бесплатно, в рамках кружков, инициируемых учреждением. Поэтому, количество занятий (кружка), и план мероприятий по сопровождению детей с признаками одаренности, каждый специалист или воспитатель планирует самостоятельно.

Количество детей, посещающих кружок, составляет группу 6–12 человек.

Требования к материально-технической и информационной оснащенности учреждения для реализации программы.

Важно наличие рабочего кабинета; мебель:

  • рабочий стол психолога;
  • шкаф для пособий;
  • рабочие места для детей (на 12 мест);
  • журнальный стол;
  • кресла;
  • стулья (на 12 мест).

Дополнительные средства для дизайна интерьера:

  • цветы;
  • аквариум.

Бесперебойное снабжение канцелярскими товарами.

Технические средства:

  • система видеозаписи и видеовоспроизведения с наборов видеозаписи и слайдов;
  • система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;
  • компьютер;
  • принтер;

Учебно-методические пособия:

  • кейс практического психолога;
  • практические материалы для психологической работы в дошкольном учреждении;
  • набор игрушек и настольных игр;
  • библиотека практического психолога;
  • раздаточный материал для детей, родителей, педагогов;
  • интернет.

Предполагаемые источники финансирования:

  • Бюджет муниципального образования.
  • Спонсорская помощь/

Смета расходов

Наименование Количество Сумма
1. Рабочий стол

1

5 тысяч рублей
2. Шкаф для пособий

2

8 тысяч рублей
3. Ученические парты

6

18 тысяч рублей
4. Стулья

13

19 тысяч 500 рублей
5. Аквариум

1

4 тысячи рублей
6. Видеодвойка

1

12 тысяч рублей
7. Магнитофон

1

3 тысячи рублей
8. Компьютер

1

27 тысяч рублей
9. Принтер

1

2 тысячи 500 рублей
10. Множительная бумага

5 пачек

700 рублей
11. Карандаши цветные

12 пачек

480 рублей
12. Акварельные краски

12 пачек

360 рублей
13. Пластилин

12 пачек

600 рублей
14. Кисточки

12 штук

36 рублей
15. Ручки

12 штук

60 рублей
16. Файлы

20 штук

60 рублей
17. Папки

5 штук

350 рублей
18. Общая тетрадь

10 штук

100 рублей
Сумма:   101 тысяча 746 рублей

Критерии готовности педагогов к реализации программы.

В системе дошкольного образования в настоящее время действует более 12 образовательных программ. Комплексные программы, в большинстве своем, рассчитаны на ребенка среднего уровня развития. Исключение составляет программа “Развитие” Центра Венгера и подпрограмма Одаренный ребенок” этой же лаборатории. В отличие от комплексных программ многие парциальные программы предполагают развитие способностей не только обычных детей, но и одаренных детей. К их числу относятся:

  • программы “Гармония” Д. Воробьевой (С.-Петербург),
  • “Синтез”, “Играем в оркестре по слуху” А. Тарасовой (Москва),
  • программа “Росток” А. Шесталовой (Челябинск) и др.

Между тем, развивающийся потенциал дошкольных учреждений достаточно высок. Он обеспечивается квалифицированными кадрами, заинтересованными в работе с одаренными детьми. Это позволяет перейти от фронтальных занятий к индивидуальным, комбинировать различные программы, создать развивающую среду.

Критериями повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов является:

  • понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности воспитанников;
  • овладение методами определения склонностей и способностей детей; оценивания развития общей одаренности ребенка; оценивания специфичной одаренности;
  • мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала;

Факторы, способствующие адаптации окружающей среды учреждения к особым потребностям детей с предпосылками одаренности.

Для достижения результатов педагогами должны выдерживаться принципы создания комфортной среды:

  • развитие чувства защищенности у детей, отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребенка;
  • обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное распоряжение ребенка, с целью развития его любознательности;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление ребенку возможности активно задавать вопросы;
  • отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой самостоятельности для выстраивания творческого процесса.

Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников.

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Банк учета участия одаренных воспитанников учреждения в конкурсах различного уровня.

Таблица (Приложение 3)

Ожидаемые результаты реализации программы.

Важным аспектом системы развивающей работы для детей с признаками одаренности является изучение результатов диагностики личностных особенностей детей их эмоционально-волевой сферы, результатов экспертной оценки и самооценки.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
  2. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей.
  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  4. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
  5. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
  6. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
  7. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.

3-й этап программы.
Экспериментально-практический

Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях:

Работа с педагогами; работа с детьми; работа с родителями.

Задачами этого этапа являются:

  1. Составить индивидуальные планы развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики (см. приложение).
  2. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в этом направлении.
  3. Составить индивидуальную программу сопровождения ребенка в случае яркого проявление определенного вида одаренности (см. приложение).
  4. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
  5. Активизировать участие детей в городских мероприятиях.
  6. Способствовать развитию и совершенствованию творческого продуктивного мышления у детей с признаками одаренности.
  7. Организовать совместную работу педагога – психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей детей.

Работа с педагогами (Приложение 4)

Планирования работы учреждения в течение двух лет реализации программы приведено ниже.

  • План работы учреждения по теме “Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности” на 2009–2010 уч. год.
  • План работы учреждения по теме “Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности” на 2010-2011 уч. год.

Работу по интеграции педпроцесса для развития детей с предпосылками одаренности мы начали с организации работы творческой группы.

Проведено два семинарских занятия, на которых рассмотрены:

  • Научно-методологические основы изучения детской одаренности;
  • Существующие программы и опыт работы других учреждений (подпрограмма программы “Развитие” Центра Венгера “Одаренный ребенок” этой же лаборатории; программа “Гармония” Д.Воробьевой (С-Петербург); “Синтез”; “Играем в оркестре по слуху” А. Тарасовой (Москва); программа “Росток” А. Шесталовой (Челябинск); “Программа развития творческого мышления” Е.А. Шабельной (Росто в-на-Дону);
  • Психологические и педагогические методы диагностики различных видов одаренности;
  • Нормативно-правовая база.

Для оказания помощи педагогам в работе с детьми были составлены методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей, которые вошли в сборник Методических рекомендаций Методического Объединения педагогов – психологов дошкольных учреждений города. Методические рекомендации помогают воспитателям и специалистам подбирать содержание, методы, приемы обучения и развития для одаренных детей с творческим мышлением. Они помогают раскрывать творческий потенциал, познавательную мотивацию, активность, поддерживать развитие когнитивной сферы, повышают стремление к творчеству в игре и других видах деятельности. Творческое мышление детей активизируется применимо к различным содержательным областям образовательной программы, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении (см. сборник методических рекомендаций).

Практическая работа с детьми

Формы работы с одаренными детьми:

  • кружки по интересам
  • конкурсы, викторины
  • спортивные состязания
  • выставки прикладного искусства
  • индивидуальные выставки
  • исследования динамики развития
  • оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка
  • проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков
  • цикл занятий развития продуктивного творческого мышления по адаптированной программе Шабельной Е.А. (опыт работы педагогов-психологов г. Ростов-на-Дону).

Работа с детьми начинается непосредственно после выделения групп детей с предпосылками одаренности в той, или иной обследуемой сфере.

Дети, получившие оценку общей одаренности на основе анкетирования родителей и воспитателей, дополнительно оцениваются воспитателями и специалистами в сфере умственного, личностного развития и по интегративным характеристикам по методике А.И.Савинова.

Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть учреждения и города в соответствии с полученными результатами.

Дети с высоким уровнем творческого мышления (обследование по методике П.Торренса – фигурная форма) проходят цикл занятий кружка “Умники и Умницы” по адаптированной программе Шабельной Е.А. (Опыт работы педагогов-психологов г. Ростов-на-Дону).

Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 30 мин.

Для занятий составлен перспективный план и конспекты занятий (см. приложение).

Задачи, направленные на развитие творческого мышления делятся на два блока:

  • развитие представления;
  • развитие умственных действий.

В ходе занятий формируются следующие умения:

  • воспроизводить внешний вид и свойства предметов по памяти;
  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  • воссоздавать внешний облик предмета на основе, какой-то его части;
  • узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  • переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  • составлять сюжетный рассказ, о каком-либо объекте;
  • использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
  • располагать предметы в порядке убывания или возрастания, какого-либо свойства и делать отсюда выводы;
  • находить действия, противоположные по значению (увеличивать – уменьшать, разрезать – соединять).

На каждом занятии решается определенная задача по развитию творческого мышления и воображения. Для достижения цели и решения задач используются проблемные ситуации, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок.

Творческое воображение развивается на самостоятельном создании детьми образов вещей, признаков, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах.

Например, дети используют:

  • способ “склеивания” несоединимых в повседневной жизни частей (человек – зверь, или человек – птица);
  • перевоплощаются в образ Гулливера, Мальчика-с-пальчика, карлика Носа, Маленького Мука.

Творить ребенок может только при условии нормального эмоционального состояния. Поэтому каждое занятие способствует снятию эмоционального напряжения у детей и установлению контакта. Используются релаксационные упражнения. Все это способствует развитию самосознанию, повышению самооценки и уверенности в себе в ходе занятий.

Дети учатся общаться и сотрудничать друг с другом.

Занятия требуют выполнения следующих принципов:

  1. Принятие всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).
  2. Вовлеченность детей в художественное творчество, т.е. показ детям не только продукта, но и самого процесса творчества, чтобы дети видели, как это делается.
  3. Новые понятия вводятся только в знакомом, доступном содержании.
  4. Необходимо активизировать самостоятельность и стимулировать к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
  5. Содержание занятий, развивающих игр и упражнений ориентировать на ребенка на его взаимодействие с другими детьми.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
  • Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Мероприятия необходимые для решения в семьях одаренных детей. (Приложение 5)

Мероприятия для развития музыкально одаренных детей. (Приложение 6)

Мероприятия для развития умственно одаренных детей. (Приложение 7)

4-й этап программы.
Аналитико-рефлексивный

Задачами этого этапа является:

  • Анализ результатов диагностики.
  • Динамику развития детей с предпосылками одаренности.
  • Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.
  • Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом.

Предлагаемая система работы апробировалась в нашем учреждении с 2006 г.

В результате первичного анкетирования родителей и воспитателей с целью определения склонностей, задатков и способностей детей обследуются все дети старшего дошкольного возраста. Эта информация позволила определить детей с особыми способностями по шести основным сферам:

  • Интеллектуальная.
  • Сфера академических достижений.
  • Сфера продуктивного творческого мышления.
  • Сфера общения и лидерства.
  • Музыкально-художественная сфера.

Двигательная сфера:

  • составить картину склонностей, интересов, способностей детей группы и детского сада в целом; (см. приложение)
  • организовать кружковую сеть в ДОУ соответствующую интересам и потребностям детей; (см. приложение)
  • дать рекомендации родителям по выбору кружков (см. приложение)
  • примерно половина обследуемого количества детей (4 группы по 25 детей) ежегодно получают индивидуальную поддержку необходимых специалистов для целенаправленного развития в той или другой области своих способностей.
  • Дети с общим видом одаренности обследовались дополнительно по методике “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова. На основе были построены наглядные графики-профили развития одаренности каждого ребенка и индивидуальные планы работы с детьми, прослежена динамика развития каждого ребенка.

(Приложение 8)

График одаренного ребенка выглядит как правильный многоугольник, график нормального ребенка представляет собой форму звезды. Провалы по точкам показывают области направления работы с ребенком и позволяют увидеть динамику после проведенной работы.

При оценке уровня творческого мышления по методике П.Торренса, оригинальность мышления отдельных детей превысила возрастную планку 9 лет. Так как по шкале П.Торренса возрастной норме значения по Т-шкале 50+10 соответствуют возрастной норме, то детям 7-9 лет соответствуют баллы в пределах от 40 до 60. Детям 5-6 лет возрастная норма будет на уровне 35-55 баллов.

После цикла занятий по развитию творческого продуктивного мышления по адаптированной программе Шабельной Е.А. (опыт работы педагогов – психологов г. Ростова-на-Дону) в кружке “Умники и Умницы” у большинства детей повысился уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности. Выводы подтверждаются вторичной диагностикой по той же методике.

(Приложение 9)

Результаты педагогической диагностики показали рост высокого уровня в течение трех лет по таким направлениям программы, как логика, познавательное развитие, конструирование, развитие речи.

(Приложение 10)

Индивидуальная работа с детьми, имеющими способности в физическом и музыкальном развитии, дала высокую динамику высокого уровня в течение года.

Выводы

  • Представляемая программа способствует созданию условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
  • Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями.
  • Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
  • Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.
  • Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления.
  • Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
  • Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.

Список литературы

  1. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
  2. “Одаренные дети” Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого. 1991 г. М.
  3. “Залог детских успехов” Джон Холт. 1996 г.
  4. “Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет”. Джоан Фриман. 1995 г. М.
  5. “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
  6. “Развитие творческого мышления детей” А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль.
  7. “Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных дошкольников к выдвижению и реализации новых идей” Е.С. Белова ж/л “Психолог в детском саду” № 4, 2005 г.
  8. “Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать” М., 1998 г.
  9. “Диагностика в детском саду” Методическое пособие Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. г. Ростов-на-Дону, 2004 г.
  10. “Проблемы одаренного ребенка” М. Богоявленская ж/л “Обруч” 2005 г.
  11. “Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей” Н.Б. Шумакова. Ж/л “Вопросы психологии” №1 1996 г.; №3 1996 г.
  12. “Психологические тесты таланта” В.В.Клименко С-Петербург 1996 г.

Приложение (схемы)

Приложение сокращено в связи с большим объемом. Полная версия приложения находится у автора.