Урок на тему "Новые средства художественной выразительности в живописи конца XIX – начала ХХ в. В мире художественных образов Пабло Пикассо"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

Познакомить с новым нетрадиционным направлением в зарубежном изобразительном искусстве – кубизмом, показать, как идеи кубизма раскрылись в творчестве Пабло Пикассо, активизировать познавательную деятельность учащихся, научить учащихся давать оценку современным произведениям искусства, выделять и обобщать характерные черты нового художественного направления, выражать свое отношение к работам представителей течения.

Эпиграф:

“Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью”. (Пабло Пикассо).

Урок-панорама.

Художественно-педагогическая сверхзадача – погружение.

Зрительный ряд: П. Пикассо “Авиньонские девицы”, “Герника”.

Музыкальный ряд: Александр Скрябин “Поэма экстаза”.

Оборудование (ТСО): музыкальный центр, экран, проектор.

Описание хода урока

1. Организационный момент урока.

Создание атмосферы взаимодействия и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность, работа с журналом.

2. Актуализация знаний. Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.

Учитель:

20 век стал свидетелем революций в искусстве.

Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда. Эти победители – первопроходцы, отверженные в свое время, смогли не только заглянуть в будущее, но и стать общепризнанными глашатаями нашего века.

Во второй половине 19 века серьезный шаг в сторону от художественной традиции сделали импрессионисты.

На экране работы художников-импрессионистов: Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”, Огюст Роден “Портрет артистки Самарии”, Клод Моне “ Бульвар Капуцинок в Париже”, Эдгар Дега “Танцовщицы в голубом”.

Учитель:

Импрессионизм можно охарактеризовать тремя словами: “жизнь, движение, радость”. Подтвердите или опровергните это высказывание.

Учащиеся:

  1. Для художников импрессионистов важен не сюжет, а его чувственное восприятие, впечатление, которое они смогут произвести на зрителя (стог сена, куст сирени, движение толпы).
  2. Подвижность и изменчивость мира “мимолетное видение”.
  3. Краски наносили быстрыми мазками (им некогда было их смешивать).
  4. Впервые художники вышли на пленэр. Живопись на пленэре.
  5. Исключением был Эдгар Дега, который продолжал писать в мастерской.

Учитель:

Пленер открыл художникам новую реальную действительность, суть которой состояла в следующем:

  1. В природе ни один цвет не существует сам по себе. Единственный источник цвета - солнце, цвет предметов меняется в зависимости от времени дня и световоздушной среды.
  2. Тени имеют свой цвет в зависимости от силы и качества световых лучей, но никогда не бывают черными, как не существует в природе черного цвета в чистом виде.
  3. Рефлексы на поверхности предмета изменяются от угла падения и света и его интенсивности.

В отличие от импрессионистов, которые работали сообща, художникам постимпрессионистам достались одиночество, страшные тиски нужды, надругательства критиков и разрыв с буржуазным обществом.

На экране: Винсент Ван Гог “Звездная ночь”, “Терраса кафе ночью”, Поль Гоген “Идол”, Поль Сезанн “Гора Сент-Виктуар”.

Учитель:

“А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот”, -

гордо заявил Маяковский со сцены прямо в лицо зрителям.

Постимпрессинисты превзошли своих предшественников, они противопоставили себя обществу. Почему жизнь и судьба этих художников была трагичной?

Учащиеся:

Импрессионисты и постимпрессионисты отвергали официально признанное искусство. Гоген бросил успешную карьеру и удалился от цивилизации, Ван Гог декларировал нежелание считаться с социальными нормами, Тулуз-Лотрек вопреки аристократическому происхождению прожигал жизнь в компании парижских притонов.

Для постимпрессионистов выразительность стала важнее изобразительности, это с наибольшей силой проявилось в творчестве Ван Гога. Он заполнял холсты родившимися в душе образами, больше беспокоясь о передаче эмоционального состояния, чем о сходстве с мотивом.

В полотнах Гогена мы видим иную реальность, мифы, легенды становятся частью повседневной жизни: хмурый идол естественным образом вырастает в природном пейзаже.

Сезанн сумел увидеть и донести до зрителя миллионолетние процессы как плод космического творения.

Учитель:

Трагедия художников в том, что их творчество, обращенное к современникам, не было ими востребовано. Но какой парадокс судьбы!!! Слава, признание пришли к ним после смерти! Могли ли они мечтать, что их творческое наследие, став итогом искусству 19 столетия, проложит дорогу в будущее другим творцам.

Открытия, сделанные постимпрессионистами, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве 20 века – фовизма, кубизма, экспрессионизма.

На экране высказывания художников:

“Вообразить мир таким, как нам хочется”. А. Дерер.

“Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнуренный зритель, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой”. А. Матисс.

“Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью”. П. Пикассо.

“Искусство рассчитано на диалог художника со зрителем”.

Первым модернистическим направлением в зарубежном изобразительном искусстве начала 20 века были фовизм и кубизм.

Создание проблемной ситуации на уроке.

Учитель:

Представьте, мы с вами находимся на Осенней парижской выставке.

Идет 1905 год.

Посетители и критики шокированы представшим зрелищем. Один из посетителей выставки, критик Луи Воксель, назвал картины “дикими” - fauve, отсюда и произошло название направления “фовизм”.

Просмотр слайдов работ А. Матисса.

Как вы думаете, что же стремился выразить в своих работах А. Матисс?

Учащиеся:

Художник выражает свои чувства, ощущения, а не отражает реальный мир. Окружающий мир служил только поводом для выражения мыслей, чувств, средствами света Основным художественным средством его картин является цвет и линия.

(Можно предложить учащимся на время обсуждения работ А. Матисса, стать членами жюри Парижской выставки. Выбрать сторонников и противников его творчества.) Во время обсуждения учащиеся приходят к выводу, что художник имеет право изображать мир таким, как ему хочется, воспринимать мир сердцем и душой. Полотна А. Матисса должны украшать залы музеев.

Учитель:

Если фовисты мечтали создавать искусство, радующее глаз, успокаивающее чувства, то кубисты хотели “растревожить человеческие души”.

В 1907 году французская публика увидела картину Пабло Пикассо “Авиньонские девицы”. Идолообразные деформированные фигуры, застылые формы, очевидное влияние африканской скульптуры, почти полное отрицание пропорций и вообще целостности человеческой фигуры – все это произвело впечатление не только на зрителей, но и на художников. Это был полный отказ от светотени и перспективы и построение изображения в виде комбинации разложенных на плоскости объемов. Вместе с Жоржем Браком, Пикассо становится родоначальником кубизма – художественного направления, отвергшего традиции натурализма и изобразительно – познавательную функцию искусства.

Призыв “трактовать (изображать) натуру посредством цилиндра, шара, конуса”, был воспринят кубистами как активное руководство к действию.

Глядя на картины Пабло Пикассо, никогда не подумаешь, что это творения одного и того же мастера. Одни отрицали его как художника, считали его картины бессмысленными, другие – восхищались им!

На экране “Герника” Пабло Пикассо.

Начало 1940-х годов. Оккупированный нацистами Париж. Ночь, полутемная студия, окна зашторены. Раздается резкий стук в дверь. В мастерской художника появляется группа гитлеровцев. Обыск. Яркий свет фонаря выхватил из сумрака холст. Но…что изображено на нем…

Немецкий офицер в сером мундире застыл. Он был поражен и взбешен. “Это вы сделали?” - спросил он у художника.

“Нет. Это вы сделали!”…ответил художник. И в этих словах прозвучали гнев, презрение, проклятие людей земли к нацисским изуверам.

“Герника” недаром взбудоражила гитлеровца.

Всмотримся в картину и рассмотрим анализ художественного произведения по таблице.

(Учитель и учащиеся анализируют произведение “Герника” П. Пикассо).

В конце урока учащиеся приходят к выводу, что Пабло Пикассо художник 20 века!!!

Задачей учителя является создание ситуации успеха, оценка деятельности учащихся на уроке.

Домашнее задание: целесообразно разделить класс на группы и вручить каждой соответствующее задание.

  1. Кто он Пабло Пикассо. Страницы биографии.
  2. “Голубой” период в творчестве Пикассо.
  3. “Розовый” период в творчестве Пикассо.
  4. Кубизм.
  5. Наследие П. Пикассо.

Анализ художественного произведения “Герника” Пабло Пикассо (Приложение)