Цели урока:
Познакомить с новым нетрадиционным направлением в зарубежном изобразительном искусстве – кубизмом, показать, как идеи кубизма раскрылись в творчестве Пабло Пикассо, активизировать познавательную деятельность учащихся, научить учащихся давать оценку современным произведениям искусства, выделять и обобщать характерные черты нового художественного направления, выражать свое отношение к работам представителей течения.
Эпиграф:
“Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью”. (Пабло Пикассо).
Урок-панорама.
Художественно-педагогическая сверхзадача – погружение.
Зрительный ряд: П. Пикассо “Авиньонские девицы”, “Герника”.
Музыкальный ряд: Александр Скрябин “Поэма экстаза”.
Оборудование (ТСО): музыкальный центр, экран, проектор.
Описание хода урока
1. Организационный момент урока.
Создание атмосферы взаимодействия и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность, работа с журналом.
2. Актуализация знаний. Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.
Учитель:
20 век стал свидетелем революций в искусстве.
Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда. Эти победители – первопроходцы, отверженные в свое время, смогли не только заглянуть в будущее, но и стать общепризнанными глашатаями нашего века.
Во второй половине 19 века серьезный шаг в сторону от художественной традиции сделали импрессионисты.
На экране работы художников-импрессионистов: Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”, Огюст Роден “Портрет артистки Самарии”, Клод Моне “ Бульвар Капуцинок в Париже”, Эдгар Дега “Танцовщицы в голубом”.
Учитель:
Импрессионизм можно охарактеризовать тремя словами: “жизнь, движение, радость”. Подтвердите или опровергните это высказывание.
Учащиеся:
- Для художников импрессионистов важен не сюжет, а его чувственное восприятие, впечатление, которое они смогут произвести на зрителя (стог сена, куст сирени, движение толпы).
- Подвижность и изменчивость мира “мимолетное видение”.
- Краски наносили быстрыми мазками (им некогда было их смешивать).
- Впервые художники вышли на пленэр. Живопись на пленэре.
- Исключением был Эдгар Дега, который продолжал писать в мастерской.
Учитель:
Пленер открыл художникам новую реальную действительность, суть которой состояла в следующем:
- В природе ни один цвет не существует сам по себе. Единственный источник цвета - солнце, цвет предметов меняется в зависимости от времени дня и световоздушной среды.
- Тени имеют свой цвет в зависимости от силы и качества световых лучей, но никогда не бывают черными, как не существует в природе черного цвета в чистом виде.
- Рефлексы на поверхности предмета изменяются от угла падения и света и его интенсивности.
В отличие от импрессионистов, которые работали сообща, художникам постимпрессионистам достались одиночество, страшные тиски нужды, надругательства критиков и разрыв с буржуазным обществом.
На экране: Винсент Ван Гог “Звездная ночь”, “Терраса кафе ночью”, Поль Гоген “Идол”, Поль Сезанн “Гора Сент-Виктуар”.
Учитель:
“А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот”, -
гордо заявил Маяковский со сцены прямо в лицо зрителям.
Постимпрессинисты превзошли своих предшественников, они противопоставили себя обществу. Почему жизнь и судьба этих художников была трагичной?
Учащиеся:
Импрессионисты и постимпрессионисты отвергали официально признанное искусство. Гоген бросил успешную карьеру и удалился от цивилизации, Ван Гог декларировал нежелание считаться с социальными нормами, Тулуз-Лотрек вопреки аристократическому происхождению прожигал жизнь в компании парижских притонов.
Для постимпрессионистов выразительность стала важнее изобразительности, это с наибольшей силой проявилось в творчестве Ван Гога. Он заполнял холсты родившимися в душе образами, больше беспокоясь о передаче эмоционального состояния, чем о сходстве с мотивом.
В полотнах Гогена мы видим иную реальность, мифы, легенды становятся частью повседневной жизни: хмурый идол естественным образом вырастает в природном пейзаже.
Сезанн сумел увидеть и донести до зрителя миллионолетние процессы как плод космического творения.
Учитель:
Трагедия художников в том, что их творчество, обращенное к современникам, не было ими востребовано. Но какой парадокс судьбы!!! Слава, признание пришли к ним после смерти! Могли ли они мечтать, что их творческое наследие, став итогом искусству 19 столетия, проложит дорогу в будущее другим творцам.
Открытия, сделанные постимпрессионистами, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве 20 века – фовизма, кубизма, экспрессионизма.
На экране высказывания художников:
“Вообразить мир таким, как нам хочется”. А. Дерер.
“Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнуренный зритель, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой”. А. Матисс.
“Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью”. П. Пикассо.
“Искусство рассчитано на диалог художника со зрителем”.
Первым модернистическим направлением в зарубежном изобразительном искусстве начала 20 века были фовизм и кубизм.
Создание проблемной ситуации на уроке.
Учитель:
Представьте, мы с вами находимся на Осенней парижской выставке.
Идет 1905 год.
Посетители и критики шокированы представшим зрелищем. Один из посетителей выставки, критик Луи Воксель, назвал картины “дикими” - fauve, отсюда и произошло название направления “фовизм”.
Просмотр слайдов работ А. Матисса.
Как вы думаете, что же стремился выразить в своих работах А. Матисс?
Учащиеся:
Художник выражает свои чувства, ощущения, а не отражает реальный мир. Окружающий мир служил только поводом для выражения мыслей, чувств, средствами света Основным художественным средством его картин является цвет и линия.
(Можно предложить учащимся на время обсуждения работ А. Матисса, стать членами жюри Парижской выставки. Выбрать сторонников и противников его творчества.) Во время обсуждения учащиеся приходят к выводу, что художник имеет право изображать мир таким, как ему хочется, воспринимать мир сердцем и душой. Полотна А. Матисса должны украшать залы музеев.
Учитель:
Если фовисты мечтали создавать искусство, радующее глаз, успокаивающее чувства, то кубисты хотели “растревожить человеческие души”.
В 1907 году французская публика увидела картину Пабло Пикассо “Авиньонские девицы”. Идолообразные деформированные фигуры, застылые формы, очевидное влияние африканской скульптуры, почти полное отрицание пропорций и вообще целостности человеческой фигуры – все это произвело впечатление не только на зрителей, но и на художников. Это был полный отказ от светотени и перспективы и построение изображения в виде комбинации разложенных на плоскости объемов. Вместе с Жоржем Браком, Пикассо становится родоначальником кубизма – художественного направления, отвергшего традиции натурализма и изобразительно – познавательную функцию искусства.
Призыв “трактовать (изображать) натуру посредством цилиндра, шара, конуса”, был воспринят кубистами как активное руководство к действию.
Глядя на картины Пабло Пикассо, никогда не подумаешь, что это творения одного и того же мастера. Одни отрицали его как художника, считали его картины бессмысленными, другие – восхищались им!
На экране “Герника” Пабло Пикассо.
Начало 1940-х годов. Оккупированный нацистами Париж. Ночь, полутемная студия, окна зашторены. Раздается резкий стук в дверь. В мастерской художника появляется группа гитлеровцев. Обыск. Яркий свет фонаря выхватил из сумрака холст. Но…что изображено на нем…
Немецкий офицер в сером мундире застыл. Он был поражен и взбешен. “Это вы сделали?” - спросил он у художника.
“Нет. Это вы сделали!”…ответил художник. И в этих словах прозвучали гнев, презрение, проклятие людей земли к нацисским изуверам.
“Герника” недаром взбудоражила гитлеровца.
Всмотримся в картину и рассмотрим анализ художественного произведения по таблице.
(Учитель и учащиеся анализируют произведение “Герника” П. Пикассо).
В конце урока учащиеся приходят к выводу, что Пабло Пикассо художник 20 века!!!
Задачей учителя является создание ситуации успеха, оценка деятельности учащихся на уроке.
Домашнее задание: целесообразно разделить класс на группы и вручить каждой соответствующее задание.
- Кто он Пабло Пикассо. Страницы биографии.
- “Голубой” период в творчестве Пикассо.
- “Розовый” период в творчестве Пикассо.
- Кубизм.
- Наследие П. Пикассо.
Анализ художественного произведения “Герника” Пабло Пикассо (Приложение)