2 класс (1 ученик) Тема. Правописание безударных гласных в корне. (Продолжение) Цели: совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне; способствовать развитию речи, мышления учащихся, творческой самостоятельной деятельности; воспитывать уважение к историческому прошлому и культурному наследию своего Отечества, заботливого и доброго отношения к родным и окружающим. |
4 класс (7 учащихся) Тема. Образование глаголов прошедшего времени. (Заключительный урок) Цели: формировать умение распознавать время глаголов; упражняться в образовании глаголов прошедшего времени; приобщить учащихся к справочной литературе, умению работать со словарём; способствовать развитию творческой самостоятельной деятельности, развитию речи и мышления учащихся; воспитывать уважение к историческому прошлому и культурному наследию своего Отечества, заботливого и доброго отношения к родным и окружающим. |
Оборудование и материалы: компьютер с проектором (презентация); “Толковые словари русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова; композиция рисунков детей на тему “Я люблю тебя, Россия!”; творческие тетради “Волшебный ларец” и цветные карандаши; планшетка и карточка с заданием; памятные буклеты; 6, 9 том “Книги Памяти” и 6, 9 том “Они вернулись живыми. Презентация 1. Презентация 2 | |
Ход урока 1. Организационно-мотивационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Вхождение в урок. - Какая памятная дата приближается? Презентация (Слайд 2) - Назовите годы Великой Отечественной войны. - Что вы знаете об этих событиях военных лет? (Выслушиваются ответы детей) (Слайд 3) 65 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Эта дата вошла в историю. Это вечно живая история. Время не стареет, не может стареть ни одной строки из великой книги памяти – памяти народной. Праздник 9 мая – праздник не только тех, кто выстоял под Москвой, кто сокрушил врага на Волге или дошёл до Берлина, это праздник не только военного поколения, но и поколений, пришедших после войны, жизнью своей обязанных Победе. Ребята, рассматривая темы уроков, постараемся параллельно рассмотреть проблемный вопрос: Что зависит от нас? Что мы можем сделать для сохранения и укрепления мира? (Слайд 4) |
|
4. Работа в тетрадях. Минутка чистописания + словарная работа. у у з з д д дя дв ул подви… (Не) исчезнет из пам…ти н…родной горд…сть за великую п…беду. Списать, вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы. Указать падеж существительных, время глагола. Дать определение глагола. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? или что сделать? Глаголы имеют неопределённую форму, вид, спряжение. Изменяются по временам, лицам, числам и родам.
Определить время глагола. Указать падеж существительных. - Как вы понимаете смысл этого предложения? (Выслушиваются ответы детей) Навсегда останется в памяти народной радостный и в тоже время трагичный праздник Победы. Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе. Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством. (Слайд 5) |
|
Записать слово память, поставить
ударение, образовать однокоренные слова. Память – памятник, памятный, памятка. Что такое корень? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов). Выделить корень, подчеркнуть безударную гласную в корне, определить проверяемая или непроверяемая гласная в корне. Непроверяемая безударная гласная, правописание которой нужно запомнить. 5. Самостоятельная работа. Упр. 24, стр. 73 Записать однокоренные слова, выделить корень. Труд, трудовые, трудиться. Будут ли слова дела и работа тоже однокоренными? Почему нет? Устно. Подобрать к этим словам однокоренные слова. 6. Работа у доски. Упр. 25, стр. 74. К слову богатство подобрать однокоренное прилагательное и однокоренной глагол. Записать однокоренные слова, выделить корень. Богатство, богатый, богатеть. Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово, выделить корень. Стр…лок – Гр…зить – Ст…рожить – М…ряк – |
Вернёмся к проблемному вопросу.
Что зависит от нас? “Чтить память” (Прикрепить
на доске первые выводы) Что делать? – чтить, глагол неопределённой формы. Неопределённая форма не указывает на время и число глагола. (Далее рассказ учителя о Книге Памяти). В Книгу Памяти внесены фамилии моих родных дедов, которые погибли на войне по линии мамы и папы и т.д. (Зачитать со страниц книг – том 6, 9 стр. …) Хранить можно не только память, но и памятные вещи, фотографии, предметы, ордена и медали, газетные заметки, письма и т.д. – это реликвии. “Хранить реликвии”. (Прикрепить на доске) 5. Работа со словарём. Найдите точное определение этого понятия в словаре. “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Стр. 675) 6. Комментированное письмо. (Слайд 6) По цепочке ученики комментируют правописание орфограмм. Затем самостоятельно работают в тетради. Малая родина В б…льшой стр…не у каждого человека есть свой мален…кий уг…лок - д…ревня, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. Наше село красивое. Его окруж…ли нарядные б…рёзы и голубые …зёра. Растает п…следний сне… и опять прил…тят лебеди. Радос…но будет услышать курлыкан…е белых лебедей. (Слайд 7) - О чем говорится в этом тесте? - Как нужно относиться к Родине, к малой родине? “Любить малую родину” (Прикрепить на доске) Подберите синонимы к слову Родина.
Запишите слова в тетрадь и запомните написание этих слов. “Быть патриотом Отчизны”. (Прикрепить на доске) Работа со словарём. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (Cтр. 496) Записать в тетрадь. |
7. Работа в творческих
тетрадях “Волшебный ларец”. Составить кластер “Мужественные слова” |
|
8. Самостоятельная работа на
планшетке. Прочитать пары слов, выбрать и подчеркнуть слова с безударной гласной в корне, правописание которых нужно проверить. Выделить корень, поставить ударение. горка гора зверёк зверь бедный бедняжка мохнатый мох |
8. Работа у доски. Образование глаголов прошедшего времени. думать – говорить – сохранить – отгреметь – помнить – Образовать от данных слов глаголы прошедшего времени, во множественном числе. Разобрать по составу. |
9. Подвижная физминутка. Две
зелены лягушки, Ручками похлопали, Вот здоровья в чём секрет, (Прикрепить на доске) |
|
10. Работа по карточке. Работа над деформированным предложением. Составить и записать логически правильное и красивое предложение. покой, границе, страны, бережёт, на, солдат, родной (На границе солдат бережёт покой родной страны.) Подберите синонимы к слову солдат. Солдат
|
10. Самостоятельная работа по
учебнику. Упр. 43, стр. 72. Указать, в какой форме даны эти глаголы. От основы неопределённой формы каждого глагола образовать глаголы прошедшего времени единственного числа мужского, женского и среднего рода и множественного числа. Записать глаголы группами и разобрать по составу. |
12. Ученица читает стихотворение
Л.Татьяничевой. Достаётся недёшево Этой мерой измерятся Может, строишь ракету? Иль под снежной порошей (Сделать акцент на две последние строки стихотворения.) Ученики поют песню “Дорогою добра”. Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова. Спроси у жизни строгой: Забудь свои заботы, Антон Павлович Чехов писал: “Пока молоды, сильны, и бодры, не уставайте делать добро!” (Обобщить сказанное и прикрепить на доске выводы) “Делать людям хорошее”. “Уважать старших, заботиться о младших. 13. Акция в рисунках “Я люблю тебя, Россия!” - Где бы вы ни были в будущем, вы должны не забывать свой отчий дом, малую родину. Работа со словарём. Найдите значение слова вереница в словаре. Вереница – ряд сходных предметов (людей, фигур) движущихся друг за другом цепью, один за другим. - Какая птица является символом мира? (Голубь – символ мира) Вереница голубей (в рисунках) “Я люблю тебя, Россия!” (Дети прикрепляют свои рисунки на доске “косяком”) - Своими рисунками мы выражаем протест войне, агрессии. Мы за мир, дружбу, добрые отношения между людьми. Подберите антонимы к словам:
- С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям. Ребята, помните, что рядом с нами есть люди, которые выстрадали для нас Победу. Так будем же достойны чести жить с ними рядом, помнить о них. |
|
Вывод. Вернёмся к проблемному вопросу: Что зависит от нас? Что мы можем сделать для сохранения и укрепления мира? (Слайд 8) - Ребята, любовь к Родине, к малой родине, патриотизм начинается со знания и уважения своих традиций, памяти о родных и близких, с доброго отношения к людям разных народов, с умения держать своё слово, быть вежливым и правдивым. Уметь заступиться за младшего и всегда прийти на помощь старшему. Быть человеком с добрым и отважным сердцем. Уметь дарить людям радость. 14. Итог урока. - Какие изученные темы закрепили? Что повторили? - Чем запомнится вам этот урок? Что интересного было на уроке? - Из всего сказанного на уроке, какой вы сделали для себя вывод? (На память каждому ученику буклет “Урок мира и мужества) |
Урок мира и мужества
Разделы: Начальная школа