Цель: способствовать:
- формированию понятий: родословная, древо жизни, что личная история и история семьи являются частью истории страны.
- развитию умений составлять генеалогическую таблицу ,т. е. древо жизни своей семьи.
- воспитанию гордости за свой род, за свою страну.
Оборудование: слайды «Древо жизни», проектор, плакат «Древо жизни», индивидуальные «Древо жизни» каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем урок истории.
II. Актуализация знаний.
– Сколько тебе лет?
– Сколько лет твоим родителям?
– Сколько лет твоим бабушкам и дедушкам?
– Что такое лента времени?
(показ слайда 1)
III. Работа над новой темой.
Учитель: Например на ленте времени можно отобразить историю семьи.
– Какого года рождения вы?
Вот посмотрите – это вы, которые родились в 1998 году – V поколение, IV поколение ваши родители, III поколение – бабушки и дедушки, II поколение прабабушки, прадедушки, I – прапра….
– Примерно сколько поколений сменяется за одно столетие?
– Что такое поколение?
– Что такое род?
– Что такое генеалогия?
(выступление Захаровой Полины)
Генеалогия играла большую роль в политической жизни. Например, русский царь Иван Грозный, прежде чем идти на переговоры с другими правителями, выяснял их родословную. В одно из писем шведскому королю Иван IV спрашивал: ”Пишешь ты нам, что отец твой – венчанный король, а мать – венчанная королева, но хоть отец твой и мать венчаны, но предки то их не бывали на престоле! А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын твой Густав и как деда твоего звали, и где на государстве сидел и с какими государями был в братстве и из какого ты государского рода? Пришли нам запись, о твоих родичах и мы по ней рассудим.”
Учитель: Послушайте Альбину и подумайте какая тема нашего урока.
(выступление Альбины) показ II слайда
Графическое изображение генеалогических данных может быть представлено в виде таблиц или схем. Одной из самых распространенных форм было генеалогическое дерево, или древо жизни. В нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода.
Учитель. В средние века всякий рыцарь желавший вступить в брак, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. А рисовалось оно так. (II слайд)
Прочитайте. (III слайд) В России родословные росписи появились в конце XV века. А при Петре I была создана специальная Геродьмейстерская контора, которая просуществовала до конца 1917 года.
Учитель. Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать своё родословное. Вы расспросили свои мам, пап о их родственниках, о предках?
– Расскажите нам о своём древе жизни.
(Древо жизни учащихся – IV слайд)
Учитель: Как интересно! У каждого из нас два родителя: мать и отец, а бабушек и дедушек вдвое больше – 4. Прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8, а тех, прапра – 16. Вот сколько у человека предков.
IV. Систематизация всех полученных знаний.
Игра. Соедините линией. Найдите связь между именами, отчествами.
Прадед Дед Отец Сын |
Иванов Николай Петрович Иванов Андрей Семёнович Иванов Семён Николаевич Иванов Пётр Иванович |
Учитель: Почему нужно знать свою родословную?
Человеку надо знать свою родословную, чтить дань памяти. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья одного огромного переплетённого общечеловеческого дерева. Может вы станете родоначальником мощной и славной ветви. Внуки будут хвастаться таким предком. Послушаем о славной родословной А.С. Пушкина.
(V слайд)
А.С. Пушкина гордился, что может проследить историю своего рода на 600 лет назад. Его предок по отцовской линии Ратша в 1198 году уже служил киевскому князю.
А его предок по материнской линии – Абрам Петрович Ганнибал – африканцем, ешё мальчиком попавшим в Россию. Он сделался любимцем Петра I, дослужился до звания генерал-аншефа. На гербе Ганнибалов красовался африканский слон, на слоне – подушечка, а на подушечке – корона.
V. Итоги
VI слайд
Что нового узнали на уроке?
– Что такое поколение?
– Что такое род?
– Что такое генеалогия.
Отметки.
Дом. задание. Прочитайте стр. 12, продолжайте работу над семейным древом.