Цели:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- закреплять умение решать простые и составные задачи по краткой записи;
- развивать логическое мышление учащихся;
- воспитание самостоятельности, внимательности.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит». Михаил Васильевич Ломоносов
Урок начинаем с «зарядки для ума».
2. Устный счёт.
Разгадаем слова:
с |
н |
е |
ж |
н |
а |
я |
|
к |
о |
р |
о |
л |
е |
в |
а |
23 |
7 |
96 |
100 |
7 |
24 |
999 |
90 |
3 |
810 |
3 |
98 |
96 |
175 |
24 |
Найди произведение 24 и 4. (96)
Найди частное 72 и 3. (24)
Первый множитель - 49, второй множитель – 2. (98)
Найди произведение 9 и 9, произведение разделите на 27. (3)
Во сколько раз 1000меньше, чем 1999. (999)
Площадь прямоугольника 210cм², а длина 30см. Чему равна ширина. (7см)
Чему равна сторона квадрата, если его периметр равен 360 дм. (90дм)
На 5 полках 450 книг. Сколько книг на 9 таких полках? (810)
Старый мост имеет длину 147м, он на 28м короче нового моста. Какова длина нового моста? (175)
Мальчик на 7 страницах альбома наклеил по 11 марок на каждую. Сколько марок осталось наклеить, если у него их было 100 штук? (23)
Что нужно было знать и уметь, чтобы вычислить?
Кай и Герда – они не брат и сестра, они большие друзья, во всем друг другу помогают, любят друг друга, они вежливые, добрые дети.
3. Решение примеров по теме урока.
Они помогают друг другу делать домашнее задание.
№2(б) стр. 3.
На какую они тему?
Тема: умножение многозначного числа на однозначное.
(Один пример не подходит – этот пример на умножение многозначного числа на двузначное).
Что можно сделать, чтобы он соответствовал теме урока?
Перед решением примеров давайте повторим правила умножения:
- при умножении числа на 0 получается … 0, a · 0 = 0
- при умножении числа на 1 получается…. то же самое число. a · 1 = a
Комментированное решение примеров.
И вот случилась беда, осколки кривого зеркала попали в глаз и сердце Кая. Он переменился, стал грубым. Снежная королева унесла Кая в свое ледяное королевство. Герда пошла его искать. На ее пути встретилась река.
4. Работа с именованными числами.
В низовье ширина реки составляла 655см = …м…см.
В верховье ширина реки 68м 40см = …см.
Герда плыла 16 000м, выразите величину в км.
Девочка плыла 2ч.15мин. Сколько это минут?
Вот Герда оказалась в гостях у старушки-колдуньи, у которой большой цветник. Здесь цвели все цветы, какие только могут расти на земле. Старушка не хотела отпускать Герду и задала ей задачу.
5. Решение задачи.
Составьте задачу по краткой записи:
Это задача простая или составная?
Составим план решения. Решаем самостоятельно.
Проверка: чтение ответов каждого действия с пояснением.
Выполнив задание Герда побежала по дороге босыми ногами. Ах, как болели ее ножки…
Физкультминутка.
6. Решение примеров по теме урока.
И вот Герда попала к маленькой разбойнице. Маленькая разбойница просит Герду сосчитать монеты в мешочках.
(Игра «гусеница» - дети должны решить все примеры у себя в тетради, пересаживаясь для решения каждого примера за парту «вперед» ученик с первой парты пересаживается на последнюю)
№1. 30 214 · 9 = 271 926
№2. 70 034 · 6 = 420 204
№3. 2 580 041 · 3 = 7 740 123
№4. 607 915 · 4 = 2 431 660
№5. 24 356 · 7 = 170 492
Проверка: чтение ответов, правильность – хлопок, дети рисуют флажок у правильного ответа.
Расставьте ответы в порядке возрастания:
170 492, 271 926, 420 204, 2 431 660, 7 740 123
Что вы можете сказать про число 271 926. (представьте в виде суммы разрядных слагаемых)
За то, что мы помогли Герде решить все примеры и сосчитать монеты, маленькая разбойница подарила девочке оленя. Он поможет Герде добраться до Кая.
Куда же унесла Снежная королева Кая? Где находится ее ледяное королевство? Давайте разгадаем:
7. Решение примеров на умножение и деление круглых чисел.
Как получается следующее число (открываем букву, при правильном выполнении действия)
Снежная королева живет на островах Шпицбергена. Как вы думаете, в каком океане находятся эти острова? (в Северном Ледовитом океане) Почему? (там холодно, только там можно построить дворец изо льда)
Вот и заснеженный берег. Герда ищет Кая. Пока она ищет, мы разгадаем загадку:
8. Повторение.
№13 с.5 …. (лед)
Кай из льдинок составляет слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару коньков». Но у него получается вот такая картинка.
9. «Танграм».
Рисунок 1
(У учеников конверты с частями танграма, они составляют фигуру по рисунку, работа в парах, звучит музыка Грига).
Герда бросилась на шею, горячие слезы упали на грудь Каю, проникли в сердце и растопили кусочек льда.
Кай и Герда вернулись домой с букетом цветов для бабушки.
10. Итог.
Итак, мы помогли Герде найти Кая.
Какие математические препятствия вам пришлось преодолеть, помогая Герде?
Молодцы, ребята, на уроке вы были внимательными….
Довольны ли вы своей работой?
В какую сказку вы еще хотели бы отправиться?