Модульное обучение как педагогическая технология в последнее время получило широкое применение в практике преподавания математики. Сущность его состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Под модулем П. А. Юцявичене понимает целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Модуль обязательно должен быть на печатной основе и для каждого студента. Это одно из условий модульного обучения. Через модуль преподаватель «говорит» с каждым студентом. При этом принципиально изменяется деятельность преподавателя. Его главная задача – разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е. осуществляет рефлексивное управление обучением.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Рассмотрим пример проведения занятия по математике для студентов первого курса с использование данной технологии.
Интегрирующая дидактическая цель: в результате овладения содержанием модуля студенты должны знать: определение понятия «неопределенный интеграл»; свойства неопределенного интеграла; методы вычисления неопределенного интеграла; уметь: применять известные методы вычисления неопределенных интегралов; развивать: мышление (мыслительные операции – сравнивать, обобщать, анализировать); умения учебно-познавательной деятельности (работа с книгой и другими источниками информации; умение выделять главное); умения учебного труда (планировать, работать в нужном тепе).
Воспитательная: стремиться к воспитанию коллективизма: ответственности перед товарищами, требовательности к себе и другим, привычки считаться с мнением других; содействовать формированию трудолюбия, аккуратности, добросовестности.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Технология обучения: модульная.
Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Информационно-методическое обеспечение: презентация «История интегрального исчисления» (приложение 1), текстовое сопровождение презентации (приложение 2), информационный блок 1 к УЭ № 2 (приложение 3), информационный блок 2 к УЭ № 2 (приложение 4), раздаточный материал (приложение 5).
Следует сказать и о проблемах, связанных с внедрением данной технологии. Это в основном низкий уровень готовности студентов к выполнению самостоятельной учебной деятельности, большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных занятий, а так же включение в модуль большого содержания деятельности, что создает дефицит времени.
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему с модульной.
При систематическом использовании данной технологии реализуются навыки студентов: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.