Исследовательская работа по теме "Расширение воспитательных возможностей педагога в области прививания основ нравственности"

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная система образования призвана решать целый ряд задач: обучить детей, дать им воспитание и поспособствовать их развитию – как интеллектуальному, так и культурному. Понятие воспитание крайне многогранно. Одним из аспектов этого процесса является нравственное совершенствование воспитуемых. Одновременно это и один из аспектов социализации личности. Если ребёнок хорошо усвоит уроки нравственности, он легче, свободнее и твёрже пойдёт по дороге жизни и, следовательно, лучше социализируется в обществе. Именно в этом, на наш взгляд, и состоит социальная функция современного образования – дать дополнительное нравственное воспитание (первичное – в семье).

Вопросами нравственного поведения занимались издавна и самые разные люди — философы, педагоги, писатели, художники, музыканты. На сегодняшний день понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающий не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются категориями нравственности. Среди них: добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье, выбор и сопротивление и т. д. Люди, воспринимают требования морали как правила жизни, а общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образца нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым и необходимым для поддержания стабильности и порядка.

Надо отметить, что формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в школе, семье, обществе, особое значение оно приобретает в условиях обучения искусству, где каждое произведение — нравственный урок.

Цель: расширить воспитательные возможности педагога в области прививания основ нравственности; уйти от узкоспециального обучения и расширить кругозор учеников, выяснить — как воспитательная деятельность отразится на детях.

Место проведения исследований: Подлесновская детская школа искусств. О ней несколько слов:после того, как заканчиваются основные классно-урочные занятия, некоторые дети проходят дополнительное обучение здесь, принимаются для обучения возрастные категории - от 7 до 14 лет. Школьники имеют возможность обучиться игре на разнообразных инструментах — аккордеон, фортепьяно и т. д. Здесь же они получают знания интеллектуального характера, навыки межличностной коммуникации, основы поведения в свободно организованной группе. Нами планируются и организуются занятия с детьми по классу фортепьяно — как индивидуальные, так и групповые. На мой взгляд – это идеальные условия не только для целенаправленного обучения музыке, но и для многогранного процесса формирования общечеловеческой и нравственной культуры.

Перечень основных работ и заданий, выполненных во время исследований:

  • лекции-семинары;
  • создание проблемных ситуаций;
  • семинары-обсуждения.

Основная часть

Под процессом нравственного воспитания понимается воспитание

  1. гуманизма,
  2. коллективизма,
  3. нравственных привычек (вежливое поведение, внимательность к людям, хорошие манеры, сдержанность, забота о других);
  4. расширение кругозора.

В рамках этого вопроса на наш взгляд недостаточно обучать исключительно музыкальным предметам, стоит обогащать внутренний мир учеников и другими сферами. В этом смысле благодатной почвой является русская литература и её талантливые создатели. Именно поэтому для воспитания гуманизма проводились теоретические лекции-семинары, призванные ознакомить детей с жизнью и деятельностью великих русских писателей-гуманистов А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, с одновременным рассмотрением их произведений с наиболее яркой гуманистической окраской. Лекции плавно переходили в обсуждения наиболее запоминающихся и даже спорных моментов. Необходимо было заинтересовать детей нравственными вопросами, среди которых немаловажную роль играет тема выбора и нравственной ориентации в той или иной ситуации. Этим достигался целый ряд задач:

  1. непривычное чтение литературных произведений в «музыкальной школе» сначала сбивало с толку воспитанников. Но и одновременно разжигало интерес, вырывая из круга привычных дел и обязанностей;
  2. пробуждалось умение рассуждать, рассматривать вопрос с разных сторон, анализируя и синтезируя всю полученную информацию.

В формировании нравственных привычек главенствующую роль играют разнообразные, нередко искусственно созданные учителем ситуации, призванные на практике применить те знания, что были получены на лекции. Ребёнок становится перед выбором – перейти на сторону добра или зла, благородства или малодушия, находчивости и смекалистости или пассивного дрейфа по течению событий. Эти ситуации призваны решить главную задачу: спровоцировать ребёнка на практике использовать все полученные знания. Просто говорить и рассуждать мало.

И, наконец, формированию правильных выводов очень помогало коллективное мышление, общественные высказывания и мнения. Все ребята участвовали в процессе воспитания друг друга – где-то подбадривая, где-то мешая, где-то навязывая своё мнение. Каждое слово, каждое действие могло стать базой для нравственного воспитательного момента. Контролируемое влияние класса было призвано решить главную задачу — проследить за правильным истолкованием всего того, что было сказано, прочитано и обсуждено.

Для решения всех этих задач была разработана специальная программа-тактика. Учителем была продумана система лекционных занятий (Приложение 1) по произведениям названных писателей-гуманистов с последующим обсуждением всего услышанного.

Для начала определимся, что мы называем гуманизмом, и чего конкретно хотелось получить от воспитуемых.

Гуманизм – принцип морали, в основе которого лежит идея свободы и охраны достоинства личности. Перед учителем стояла задача – воспитать бережное отношение к личности всех окружающих людей, не забывая о собственных понятиях и положительных убеждениях; воспитать любовь к свободному и конструктивному проявлении своей натуры.

Всё, что нужно для воспитания гуманистического восприятия, на наш взгляд есть в детских произведениях Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина.

В детских рассказах Толстого главным персонажем является крестьянский ребенок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Эти герои умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Данные качества раскрываются в их поступках, действиях, отношении к окружающим. С детьми мы поговорили подробно о любознательном, настойчивом мальчике Филипке (рассказ «Филипок»). Отмечалось, что малыш преодолевает все трудности и достигает цели - его принимают в школу учиться. Дети возражали — вот ведь, глупый, так учиться хотел. Но беседа вскоре была направлена в иное русло: установили, что Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. Кстати, об обмане: в другом разбираемом рассказе «Лгун» писатель наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. Отметили важный вывод — врать, как правило, не выгодно, ложь рано или поздно выйдет боком. Так же как и жадность: например, в рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Как это произошло? - коллектив ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде. Некоторые рассказы Толстого вызывали особенную реакцию детей. Это, например, «Акула», «Прыжок», «Котенок» и нек. др. Думается, что высокого психологического накала в этих рассказах достигает Толстой быстрым развитием сюжета. В «Акуле» два мальчика подверглись нападению этого страшного морского хищника. И, казалось бы, смерть так близка, но выручают героев находчивость, самообладание отца одного из мальчиков - офицера-артиллериста, метко выстрелившего из корабельной пушки. Ребята ожесточёно спорили — неужели и побаловаться нельзя, никто же не знал, что акула приплывёт. Учителю удалось убедить, что легкомыслие иногда приводит к непредвиденным последствиям и родители ведут себя чрезмерно осторожно только по причине сильной любви. Дети даже вывели такой термин — родители — «страхователи от несчастных случаев». Так же о родительской любви говорится и в рассказе «Прыжок», где находчивость капитана, приказавшего своему сыну прыгнуть с высокой реи в море, также спасает ему жизнь. Как правило, все сюжеты рассказов Толстого динамичны, вызывают массу споров и препирательств.

Несколько особенным светом для наших «чтений» окрасился цикл рассказов о Бульке и Мильтоне («Булька», «Булька и кабан», «Фазаны», «Мильтон и Булька», «Черепаха», «Булька и волк», «Что случилось с Булькой в Пятигорске», «Конец Бульки и Мильтона»). Здесь есть масса полезных и интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов. Кроме того, автор обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому, тем более к зверям приручённым, за которых мы в ответе.

Несколько иначе реагируют дети на сюжетную канву произведений Пушкина (Приложение 1) А мы перечитывали и заново узнавали сказки этого великого писателя. Пушкин создаёт целый мир людей разных по характеру, вероисповеданию и складу ума. И здесь огромный простор для рассуждений — за кого быть, кого взять как пример для подражания. У Пушкина, кстати, не всегда и не всё однозначно, потому и не скучно, не отталкивает. Хотя дети изначально противились - «нууу... Пушкин, я читал...». Приходилось открывать всё заново, снимать барьеры определённого и однозначного мнения на счёт произведений Александра Сергеевича. Ведь в его сказках полно жизни, чувства, глубокой правды, каждый находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе. Это своеобразный колодец, из которого может черпать каждый, и причём бесконечно на протяжении всей своей жизни. «У каждого возраста свой Пушкин» - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Но на наш взгляд сказки универсальны, к ним, как к родовому гнезду возвращаешься в разном возрасте. Думы о правде, справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда, во все времена. И люди стремились верить, что как бы ни сильны и наглы были зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое, выделить и превознесёт «героев света». Однако Пушкин видел, что в жизни это бывает реже, чем в сказке, потому и не лгал практически никогда, оставляя намёки на подобное положение вещей. А.С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу, сердце, ум. Дети быстро успокаиваются под мерное биение ритма стиха, как бы уносясь на волнах собственной разбуженной фантазии. С ребятами мы уже прошли рассказы Толстого и усвоили основную мысль — к взрослым надо относиться трепетно, они тоже нуждаются в детской заботе, всё время переживают и волнуются. Поэтому одним из моментов правильного отношения к взрослым является послушание и внимание, когда это требуется. Дети усвоили урок и слушали внимательно, но с напряжением сначала. Уже после, вслед за фантазией Пушкина, они полностью растворились в сюжете той или иной сказки. О чём пишет Пушкин в своих сказках? - о добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости. Особняком и очень заметно стоит мысль о справедливости («Сказка о попе и о работнике его Балде»). Здесь с искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам, хотя данные персонажи находились на разных уровнях своих возможностей. Как правило, все рассматриваемые персонажи сказок Пушкина, как несимпатичные и злые, так и добрые и справедливые - все они являются собирательными и очень понятными читателю любого возраста. А разве это не показатель? Важным фактором сказок Пушкина, на который было обращено внимание детей, является вымысел и романтическое настроение: все это так искусно переплетено, что задумываться, где быль или небыль, не хочется, очень многое берётся на веру. В сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), «золотой петушок», «золотая рыбка», черт и бесенок. Мы поспорили с детьми: «А может и впрямь есть белочка, что орешки золотые грызёт?», «А может и впрямь где-то очень далеко на юге есть Шамаханская царица?» Надо сказать, что ребята засомневались, успев порассуждать и высказать свои предположения. А вот, например, Град на острове Буяне воспринимается сознанием действительно существующим, таким же как и описан: за белыми стенами маковки церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты, да богатое убранство. Сам остров - это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо и всё продуманно. На этот счёт интересна мысль одного мальчика - «А и не надо, чтобы всё хорошо, так скучно!» Таким образом, сказки Пушкина воспитывают самые лучшие чувства в детях.

Но не только прочитать, но и вдуматься, применить в жизни полученные знания предстояло детям. Для этого учителями были подготовлены специальные проблемные ситуации.

  • Вы прослушали, поговорили о сказках (рассказах). Теперь, приведите примеры из жизни — когда подобные эпизоды, проявления характера встречались у вас. Может быть именно вы были главным действующим лицом? Работа на оценку и в устной форме (чтобы не перегружать учеников).
    Задача — перевести рассуждения о прочитанном из абстрактного в конкретное русло жизни.
  • Во время занятий учителем отмечалось каждое слово, каждое высказывание по любому поводу и прикреплялось к содержанию уже прочитанного. Так ребята снова и снова возвращались к идее нравственно выбора, к применению на практике теоретического материала.
    Задача — очень часто дети неосознанно «проговариваются» о своём не совсем корректном поведении. И убедить их думать иначе можно только с привлечением авторитетов. В данном случае — это писатели прочитанных произведений и коллектив учащихся.
  • Особое внимание уделялось организации взаимопомощи - как делах обучения, так и обычных бытовых — помочь с одеждой, с тяжёлой сумкой, с порядком на территории школы.
    Задача — укрепить главную идею нравственного поведения для всех времён и народов — «Относись к другому человеку как к самому себе».

Среди невыполненных, но запланированных задач — организовать поездки и экскурсии в областной центр — Саратов - для ознакомления с театральным, художественным, музыкальным искусством. Данные мероприятия решат сразу несколько задач — расширят кругозор детей, внушат уважение к создателям-творцам, раскроют основные правила этикета, определённые произведения искусства (театральные постановки, картины, симфонии) научат внимательно вглядываться в натуру человека, бережно и трепетно к ней относиться.

Заключение

Навыки и умения, полученные за период исследований:

  • опробовали новую для себя форму воспитания — включение дополнительных, непрофильных занятий в общую систему уроков;
  • систематизировали материал, делали выводы и просчитывали перспективы дальнейшего развития;
  • научились более внимательно и бережно относиться к чувствам и переживаниям детей, лучше их понимать.

Исследования в заданном русле (нравственное воспитание) помогли глубже и объёмнее постигать личность каждого ребёнка, дали возможность вникнуть в суть отношений вверенного нам коллектива учеников, задуматься над развитием намеченной нами системы нравственного воспитания. С другой стороны — это тяжелейшая работа, которая не всегда встречается детьми «тепло»: они спорят, противятся, недоумевают. Но постепенно привыкают и даже просят продолжить наши занятия — им нравится беседовать и выражать своё мнение, особенно если получают внимание и конструктивный анализ. Для себя просто отметили: надо говорить обо всём интересно, насыщенно, чтобы это не превращалось в скучный и обыденный урок, чтобы это было захватывающе и интересно.

Для улучшения работы учебного заведения, в котором проводились исследования, важно следующее: совершенствовать систему многопрофильного обучения искусству, а не замыкаться на музыкальной направленности. Это поможет более эффективному обучению, воспитанию и цельному воссозданию личности ребёнка.