Цели урока:
Обучающие: формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формировать умение общаться и слушать.
Развивающие: развитие умения анализировать, обобщать.
Ход урока
Орг. момент.
– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
Цели урока (психологическая минутка)
– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
– У вас на столе лежат солнышко и туча. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
Слайд 1
– Всё ваше хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. Слайд 2
– Ответьте, чем оканчиваются слова день и ночь (мягким знаком).
– Вы сами назвали тему нашего сегодняшнего урока.
Мягкий знак в середине и конце слова.
– Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? (слова с мягким знаком в середине и на конце слова).
3. Чистописание
. Слайд 3Учитель:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
– Запишите её красиво в своих тетрадях.
– Сели ровно, сделали наклон тетради, пишем.
– Прочтите на доске пословицу, объясните её смысл, запишите её в тетрадь. Осень – перемен восемь. Слайд 4
– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
– В стихотворении встретились 2 слова угол, уголь
– Произнесите эти слова
– Произнесите только звуки на конце этих слов
– Сравните эти звуки
– Почему [л'] мягкий звук?
4. Повторение раннее изученных правил
. Слайд 5– Назовите, пожалуйста, какое сейчас время года (осень)
– Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Запишите названия этих месяцев в тетрадь.
– Как вы обозначили мягкий согласный в конце слова? (мягким знаком)
– Подчеркните его.
5. Изучение новой темы.
– Прочитайте ещё раз тему нашего урока
Мягкий знак в середине и конце слова.
– Ребята, ь знак пишется не только в конце слов, но и в середине.
Откройте учебник на ст. 87, упр. 152
Физминутка.
Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
– Прочитайте новое словарное слово в учебнике.
Запись в тетрадь.
Пальто – 6 б, 5 зв. Слайд 6
– Где встретился мягкий знак?
– Сколько букв в этом слове?
– Сколько звуков в этом слове?
– Почему букв больше, чем звуков? (ь знак звука не обозначает)
6. Самостоятельная работа. Слайд 7
– Прочитайте слова на слайде (учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки)
– Запишите эти слова в 2 столбика.
– В 1 столбик слова с мягким знаком на конце, во 2 с мягким знаком в середине.
Проверка. Слайд 8
– Какое слово лишнее? (девочка)
– Почему? (чк – чн пишутся без мягкого знака)
Физминутка “Надуваем шарик”
(надуваем – большой, перестали – маленький)
7. Закрепление. Слайд 9, 10
– Сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
Игор* поймал на речке пят* окун*ков.
На улице началас* сил*ная метел*.
– Скажите где вы написали мягкий знак? Почему?
8. Итог урока.
– Что вам понравилось на уроке?
– Какой секрет русского языка вы узнали сегодня на уроке?
– Поднимите руки кому было легко, а кому трудно?
– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
– Спасибо всем. Урок закончен.