Цели урока:
- Закрепить представление о ветвлениях и циклах алгоритмах.
- Учить отличать условие ветвления от условия повтора.
- Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока:
обучающие:
- формировать понятие алгоритм;
- формировать знания и умения составления алгоритмов;
- обучать поиску и исправлению ошибок в алгоритмах;
развивающие:
- развивать алгоритмический стиль мышления;
- развивать информационную культуру обучающихся;
- развивать творческие способности учащихся;
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, любознательность.
Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данного урока:
- иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
- уметь составлять простейшие алгоритмы;
- уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
- уметь выполнять простейшие операции на компьютере.
Оборудование:
- Компьютеры.
- Проектор, экран.
- Слайдовая презентация.
- Рабочая тетрадь № 1.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. (2 минуты)
задание 18 (слайд):
II. Повторение: Типы алгоритмов. (3 минуты)
(слайд)
III. Алгоритмы с ветвлениями и циклами. (10 минут)
(слайд)
Выполнить задание 19 (алгоритм «Набери грибов»): рассмотреть рисунки. Обсудить, что Боб сделал неправильно. Вписать условие ветвления («Гриб съедобный?») и условие повтора (Все грибы обошёл?)
– Какая команда будет выполняться не всегда? Когда ее нужно пропустить? (команда «сорви гриб» не выполняется, если гриб несъедобный.) обвести прямоугольник с этой командой зеленым карандашом.
– Есть ли цикл в этом алгоритме? Какие команды будут выполняться больше одного раза? («найди гриб», «гриб съедобный», «сорви гриб», «все грибы обошел?».)
– Сколько раз будут выполняться эти 5 команд? («хитрость этого вопроса в том, что команды в цикле будут выполняться не одинаковое число раз: сорвать гриб нужно столько раз, сколько будет найдено съедобных грибов, а остальные 4 команды нужно выполнять столько раз, сколько будет найдено всех грибов.)
– В каком ромбе записано условие повтора?
(во втором ромбе, который нужно обвести красным карандашом.)
IV. Выполнить задание 20. (4 минуты)
V. Физкультминутка: (3 минуты)
Игра с мячом « Назови предмет в группе»
Правила игры: Ведущий называет общее название группы предметов и бросает мяч. Дети называют единичный предмет или объект из группы, возвращая мяч.
VI. Выполнить задание 21. (слайд) (8 минут)
Алгоритм «Разбери фасоль».
Рассмотреть рисунок. Прочитать команды-подсказки. Обсудить, что пропущено в командах-подсказках: откуда Золушка будет брать фасолину, что ей потребуется открыть и какие два предмета ей нужно приготовить.
Предложить детям самостоятельно сделать задание, обязательно обсудить результаты.
(Учесть, что задание допускает разное расположение команд на схеме).
Ответить на вопросы:
– Какие команды будут выполняться не всегда?
– Какие команды будут выполняться больше одного раза?
– Сколько раз будет выполнена каждая из этих команд?
– Какой вопрос на схеме является условием повтора?
VII. Итоги урока. (2 минуты)
Отлично поработали на уроке.
Получили «5»
Получили «4»
– Закрепили знания о ветвлениях и циклах в алгоритмах.
– Научились отличать условие ветвления от условия повтора.
– С каким новым типом алгоритма мы познакомились на уроке?
Сегодня вы научились составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами.
VIII. Работа на компьютерах. (10 минут)
Клавиатура. Печатать в слепую двумя пальцами левой и правой руки – буквы – «ав» – интервал – «ол».
Слово «Овал», через интервал несколько раз.