Цель урока: способствовать становлению осознанной гражданской позиции студентов на основе предвыборной кампании.
Задачи урока:
- формирование гражданской ответственности и понимания последствий у студентов за свои поступки;
- систематизация и обобщение знаний студентов о выборах как механизме воздействия на государственную власть.
- пополнение нравственного опыта участников дискуссии через осмысление предвыборной кампании.
- актуализация значимости демократических ценностей в современном обществе.
Ход дискуссии
1 СЛАЙД
1. Добрый день, уважаемые друзья! Наша встреча сегодня посвящена теме “Я – гражданин России”. Это сложная и очень животрепещущая тема. Она требует не только нашего обычного мнения, но и определенных знаний. Для того чтобы у нас все-таки не возникло ложных представлений о деятельности гражданина сюда, за этот стол, приглашается экспертная комиссия, которая будет нас поправлять.
Представление экспертной комиссии (учителя истории и права, подготовленные студенты, представители администрации).
2. Первый вопрос, который нас интересует, задал ещё Некрасов в XIX веке:
2 СЛАЙД
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас купцов, кадетов,
мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Как видим, и в XIX веке также была проблема с наличием граждан.
Кого мы можем назвать гражданином?
Предоставляется слово у частникам дискуссии.
3. Послушаем, как ответил на этот вопрос А.К. Толстой в стихотворении “Князь Михайло Репнин”.
3 СЛАЙД
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен
Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему велит:
“Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод.
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!”
И все подняли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михайло князь Репнин.
“О, царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь забыл
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в маскаре плясать!”
Но царь нахмуря брови: “В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи строптивый раб!
Не возражай ни слова и маскару надень –
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!”
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
“Опричнина да сгинет! – он рек, перекрестясь,-
Да здравствует вовеки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да, презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!”
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…
“Умри же, дерзновенный! – царь вскрикнул разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
Вот ситуация. Царь отдает приказ одеть всем маски и веселиться.
Все выполняют распоряжение царя. А строптивый князь Репнин вопреки царской воле этого не делает да еще царя ругает. Кто же из подданных законопослушный гражданин: Репнин или опричники?
Вопрос адресуется залу и экспертам. Выслушивается мнение участников дискуссии.
Подвожу итог: гражданину не безразличен имидж правителя, судьба страны, он обладает достоинством и честью. И вспоминая слова известного литературного героя можно отметить: гражданин готов служить Отечеству, да прислуживаться шуту тошно.
4. Когда же человек становится гражданином? При получении паспорта? Или по достижению совершеннолетия? Как вы считаете?
Вопрос адресуется залу. Эксперты дают итоговый ответ.
4 СЛАЙД
Подвожу итог: Гражданином России человек становится при получении гражданства. А родившиеся в России автоматически считаются гражданами при получении свидетельства о рождении их родителями.
5. Вместе с гражданством человек получает не только почётное звание гражданина России, но и права и обязанности.
Как вы считаете, чего больше у граждан прав или обязанностей?
В каком документе зафиксированы права и обязанности граждан?
Вопросы адресуются залу.
На экране в презентации представлена табличка.
5 СЛАЙД
Права человека
Гражданские права |
Политические права |
Экономические права |
Социальные права |
Право творчества |
Попросим нашу экспертную комиссию прокомментировать эти права.
Что включают в себя гражданские права? Политические права?
Экономические права? Социальные права? Культурные права?
(Используется Конституция РФ гл.2).
После ответов участников дискуссии и экспертной комиссии представляется уже заполненная таблица.
6 СЛАЙД
Гражданские права |
Политические права |
Экономические права |
Социальные права |
Прав творчества |
Ст. 17 – 28 – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; – неприкосновенность частной жизни; – право определять и указывать свою национальность; – право на пользование родным языком; – право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства; |
Ст. 29 – 33 – свобода мысли и слова; – свобода информации; – право на создание общественных объединений; – право на проведение публичных мероприятий; – право на участие в управление делами государства; – право на обращения в гос.органы местного самоуправления. |
Ст. 34 – 37 Право на предпринимательство; – на частную собственность; – на землю; |
Ст. 38 – 43 – право на отдых; – на соц. обеспечение; – на охрану и помощь семье; – на жилище; – на охрану здоровья и мед. помощь; – на образование; – на благополучную окр. среду; |
Ст. 44 Право на свободу творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. |
Обратимся к обязанностям граждан. Какие вы знаете обязанности гражданина Российской Федерации?
Вопрос адресуется залу. На экране появляется незаполненная табличка.
7 СЛАЙД
Обязанности граждан
Общие права |
Специальные права |
Уважаемая экспертная комиссия, прокомментируйте, пожалуйста, обязанности граждан.
На экране представлена уже заполненная таблица.
7 СЛАЙД (Заполненный)
Общие права |
Специальные права |
Соблюдать Конституцию РФ; Сохранять природу и окружающую среду; Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия; Беречь памятники истории, культуры, природы. |
Родителям заботиться о детях; Взрослым детям заботиться о престарелых родителях; Каждый обязан платить налоги и сборы. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. |
Очевидно, что прав у граждан значительно больше, чем обязанностей. Не так уж и много мы должны приложить усилий, чтобы стать законопослушными гражданами.
6. В начале 60-тых годов ХХ века Джон Кеннеди сказал:
“Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, Спроси, что можешь сделать ты для своей страны”.
Действительно, что каждый из нас может сделать для своей страны конкретно?
Адресуется залу, итог подводят эксперты.
Подвожу итог: каждый из нас может быть как минимум не равнодушным к проблемам своей Родины.
Сегодня проблемой номер 1 можно назвать выборы президента России.
8 СЛАЙД
Кандидатами в президенты официально признаны:
Портрет кандидата и название партии |
Портрет кандидата и название партии |
Портрет кандидата и название партии |
Портрет кандидата и название партии |
Портреты кандидатов представлены в алфавитном порядке.
7. Выборы – это предпочтение кого-либо или чего-либо.
Перед человеком постоянно, можно сказать ежеминутно встает проблема выбора: с утра вставать или поспать, чай или кофе, с сахаром или без, на маршрутке или в метро и т.д. Все равно приходится выбирать. И не важно два варианта есть или сто.
В философии даже появилось выражение: философия выбора. Смысл его сводится к следующему:
– Главное условие выбора – это свобода;
– Свобода выбора осознается личностью;
– Осознание личностью своей ответственности за сделанный выбор перед собой и перед обществом.
Эти этапы выбора касаются выбора вообще. Но в контексте сегодняшнего дня политический выбор – это ответственность не только перед данным обществом, но и перед грядущим поколением.
Древнегреческий философ Аристотель говорил: “Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством”. Иначе, добавляет другой философ, государство превратит тебя в раба.
Властвовать над собственным государством возможно только через один механизм – через политические выборы.
7. Обращение к экспертам: интересно, а в нашей стране в царские времена были политические выборы, выборы главы государства?
(Отвечают, подготовленные студенты из экспертной комиссии. Выборы Рюрика, Владимира Мономаха, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова).
Подвожу итог: конечно, были и другие способы утвердится на престоле. Например, с помощью политического переворота.
8. Но вот такие выборы – осознанный шаг россиян, проявленная инициатива снизу. И этому выбору правящая верхушка сопротивляться не могла.
Трудно сказать сидели бы мы в этом зале, если бы в далеком 1613 году избрали не
Романовых, а например, Долгоруких. И был бы основан Санкт-Петербург – это еще вопрос!
Выборы главного лица в государстве предопределяют ход исторических событий.
9. Что сегодня представляет процедура выборов? Уверена, что в нашем зале есть граждане, участвовавшие в выборах. Расскажите: как это происходит?
Вопрос адресуется залу.
9 СЛАЙД
10. Выборы не за горами. И перед каждым из нас встанет почти шекспировский вопрос: идти или не идти на выборы?
Чем опасна для граждан страны низкая избирательная активность?
Вопрос адресуется залу и экспертам.
11.
10 СЛАЙД
Хочется завершить нашу встречу поэтическими строчками:
“Россия без нас обойдется,
Но мы без неё никогда”.