Цели урока: Познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать слова с изученными буквами; формировать навык чтения сочетания букв, слогов, слов, предложений; развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух; учить составлять предложения к предложенным схемам, учить давать характеристику звуков.
ХОД УРОК А
1. Орг. момент.
– Проверим глазками на столе “Азбука”, “Учимся читать”, пенал.
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
Работа по буквенной ленте.
– Вспомним буквы, которые мы изучали на прошлых уроках.
– На какие 2 группы их можно разделить?
– Назовите гласные, обозначающие твердость согласного?
– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного?
– Назовите звонкие согласные?
– Назовите глухие согласные?
– Какие два звука обозначает буква эс?
Доска:
– Гласные должны занять свои места, кто им поможет?
– Почему гласная И заняла место в домике с зеленой крышей?
– Почему гласные А, У, Ы, О заняли место в домике с синей крышей?
– Давайте прочитаем слоги, которые получились.
Доска:
сын | Саня |
сон | Сима |
нос | Соня |
оса | |
сны | |
усы |
– Почему слова во втором столбике написаны с большой буквы?
– Открыли книгу “Учимся читать” на 5 странице. Спинки ровные, приготовили указки. Читаем текст “Сыр” по предложениям.
– Возьмите карандаш, найдите и подчеркните слова с буквой эс.
– Давайте проверим, какие же слова вы подчеркнули?
Физ. минутка: На пригорке вырос мак.
Он склонил головку так.
Бабочка над ним порхает.
Быстро крыльями мелькает.
3. Постановка темы и цели урока.
– О каком цветке говорилось в стихотворении?
(Вывешивается картинка с изображением мака.)
Рисунок 1
– Составьте предложение со словом мак, которое будет соответствовать схеме.
(В поле рос мак.)
Рисунок 2
Игра с предложением.
К доске выходят 4 ученика. Каждому в руки дается карточка.
– Сколько слов в предложении?
– О чем говорится в предложении? (В поле рос мак.)
– Давайте переставим слова в предложении.
– Получим новое предложение. Мак рос в поле.
– Изменился смысл? (да.)
– О чем говорится в этом предложении? (Мак рос в поле.)
– Встаньте “слова” обратно.
– Давайте добавим слово, сделаем предложение более интересным.
(Выходит еще один ученик)
(В поле рос красный мак.)
– Сядет первое слово в предложении.
– Что получилось, потерялся смысл, исчезло маленькое слово, как оно называется? (предлог)
– Сядет второе слово в предложении.
– Сядет четвертое слово в предложении.
– Что осталось? (рос мак)
– Можно назвать это предложением? (да)
– Сколько слов в этом предложении?
– Сядет слово рос.
– Какое слово осталось? (мак)
4. Работа над новым материалом.
А) Актуализация. Слого-звуковой анализ слов.
– Сделаем звуковой анализ слова МАК.
(дети работают с индивидуальными карточками на парте)
– Какую полоску мы возьмем, сколько в ней будет клеточек? (три)
– Почему? (в слове три звука)
– Какой первый звук? ( [ м ] – согласный, твердый, звонкий)
– Какой второй звук? ( [ а ] – гласный, ударный)
– Какой третий звук? ( [ к ] – это новый звук. Давайте дадим ему характеристику.
– Сколько слогов в этом слове?
ВЫВОД:
– С каким новым звуком мы познакомились? Какой он?
– Как мы говорим, когда не один цветок, а много?
Рисунок 3
– Давайте разберем слово МАКИ.
(Дети работают с индивидуальными карточками на парте)
ВЫВОД:
– С каким еще новым звуком мы познакомились? Какой он?
Игра “Живые звуки”
К доске вызываются дети, которые получают карточку с изображением звука.
– Встаньте так, как стоят звуки в слове МАКИ.
– Выйдет ко мне второй звук в слове. Дай характеристику этого звука.
– Выйдет ко мне звук [ м’ ]. Такого звука нет.
– Выйдет ко мне первый звук. Характеристика.
– Выйдет ко мне последний звук в этом слове. Характеристика.
– Выйдет ко мне звук [ к’ ]. Характеристика.
– Молодцы!
– Возьмите сигнальные карточки.
– Какой звук спрятался в слове [ к ] или [ к’ ]?
ВЕТКА, КИТ, КОШКА, КРЕСЛО, КИНО, СОРОКИ.
ВЫВОД: [ к ] – согласный, твердый, глухой.
[ к’] – согласный, мягкий, глухой.
Физ. минутка: Если услышали слово в котором звук [ к ] – присели; если звук[ к’ ] – подняли руки вверх.
Б) Знакомство с буквами К к.
– Звуки [ к ] и [ к’ ] на письме обозначаются буквой Ка.
(Показ буквы)
– На какой предмет похожа?
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой Ка на нас глядит.
В) Чтение с доски.
Доска:
ка – ак | ска |
ко – ок | ско |
ку – ук | ску |
кы – ык | скы |
ки – ик | ски |
– А сейчас мы прочитаем слова, которые встретятся у нас в тексте, подготовимся к чтению текста.
Доска:
Киса
Киска
Миска
Сосиска
Симка
окно
скок
Г) Работа с учебником.
– Откроем “Азбуку на странице 54.
– Сядьте ровно, возьмите в руки указку.
– Как называется текст, который мы будем читать?
(Чтение текста детьми по предложениям)
– Подберите предложение из текста, которое подходит к схеме.
(Киса умна.)
– Почему это предложение.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– как зовут кису?
– А как зовут девочку?
– Кто лежит в миске?
– Что дала Нина киске?
5. Итог урока.
– С какой буквой мы познакомились на уроке?
– Какие два звука она обозначает?
– Дайте им характеристику.
– Возьмите полоску нужного цвета и оцените свою работу на уроке.
– Молодцы. Спасибо за урок.