Открытый урок по обучению грамоте "Буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать слова с изученными буквами; формировать навык чтения сочетания букв, слогов, слов, предложений; развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух; учить составлять предложения к предложенным схемам, учить давать характеристику звуков.

ХОД УРОК А

1. Орг. момент.

– Проверим глазками на столе “Азбука”, “Учимся читать”, пенал.

2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Работа по буквенной ленте.

– Вспомним буквы, которые мы изучали на прошлых уроках.

– На какие 2 группы их можно разделить?

– Назовите гласные, обозначающие твердость согласного?

– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного?

– Назовите звонкие согласные?

– Назовите глухие согласные?

– Какие два звука обозначает буква эс?

Доска:

– Гласные должны занять свои места, кто им поможет?

– Почему гласная И заняла место в домике с зеленой крышей?

– Почему гласные А, У, Ы, О заняли место в домике с синей крышей?

– Давайте прочитаем слоги, которые получились.

Доска:

сын Саня
сон Сима
нос Соня
оса  
сны  
усы  

– Почему слова во втором столбике написаны с большой буквы?

– Открыли книгу “Учимся читать” на 5 странице. Спинки ровные, приготовили указки. Читаем текст “Сыр” по предложениям.

– Возьмите карандаш, найдите и подчеркните слова с буквой эс.

– Давайте проверим, какие же слова вы подчеркнули?

Физ. минутка: На пригорке вырос мак.

Он склонил головку так.

Бабочка над ним порхает.

Быстро крыльями мелькает.

3. Постановка темы и цели урока.

– О каком цветке говорилось в стихотворении?

(Вывешивается картинка с изображением мака.)

Рисунок 1

– Составьте предложение со словом мак, которое будет соответствовать схеме.

img2.gif (1463 bytes)

(В поле рос мак.)

Рисунок 2

Игра с предложением.

К доске выходят 4 ученика. Каждому в руки дается карточка.

– Сколько слов в предложении?

– О чем говорится в предложении? (В поле рос мак.)

– Давайте переставим слова в предложении.

– Получим новое предложение. Мак рос в поле.

– Изменился смысл? (да.)

– О чем говорится в этом предложении? (Мак рос в поле.)

– Встаньте “слова” обратно.

– Давайте добавим слово, сделаем предложение более интересным.

(Выходит еще один ученик)

(В поле рос красный мак.)

– Сядет первое слово в предложении.

– Что получилось, потерялся смысл, исчезло маленькое слово, как оно называется? (предлог)

– Сядет второе слово в предложении.

– Сядет четвертое слово в предложении.

– Что осталось? (рос мак)

– Можно назвать это предложением? (да)

– Сколько слов в этом предложении?

– Сядет слово рос.

– Какое слово осталось? (мак)

4. Работа над новым материалом.

А) Актуализация. Слого-звуковой анализ слов.

– Сделаем звуковой анализ слова МАК.

(дети работают с индивидуальными карточками на парте)

– Какую полоску мы возьмем, сколько в ней будет клеточек? (три)

     

– Почему? (в слове три звука)

– Какой первый звук? ( [ м ] – согласный, твердый, звонкий)

– Какой второй звук? ( [ а ] – гласный, ударный)

– Какой третий звук? ( [ к ] – это новый звук. Давайте дадим ему характеристику.

– Сколько слогов в этом слове?

ВЫВОД:

– С каким новым звуком мы познакомились? Какой он?

– Как мы говорим, когда не один цветок, а много?

Рисунок 3

– Давайте разберем слово МАКИ.

(Дети работают с индивидуальными карточками на парте)

ВЫВОД:

– С каким еще новым звуком мы познакомились? Какой он?

Игра “Живые звуки”

К доске вызываются дети, которые получают карточку с изображением звука.

– Встаньте так, как стоят звуки в слове МАКИ.

– Выйдет ко мне второй звук в слове. Дай характеристику этого звука.

– Выйдет ко мне звук [ м’ ]. Такого звука нет.

– Выйдет ко мне первый звук. Характеристика.

– Выйдет ко мне последний звук в этом слове. Характеристика.

– Выйдет ко мне звук [ к’ ]. Характеристика.

– Молодцы!

– Возьмите сигнальные карточки.

– Какой звук спрятался в слове [ к ] или [ к’ ]?

ВЕТКА, КИТ, КОШКА, КРЕСЛО, КИНО, СОРОКИ.

ВЫВОД: [ к ] – согласный, твердый, глухой.

[ к’] – согласный, мягкий, глухой.

Физ. минутка: Если услышали слово в котором звук [ к ] – присели; если звук[ к’ ] – подняли руки вверх.

Б) Знакомство с буквами К к.

– Звуки [ к ] и [ к’ ] на письме обозначаются буквой Ка.

(Показ буквы)

– На какой предмет похожа?

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой Ка на нас глядит.

В) Чтение с доски.

Доска:

ка – ак ска
ко – ок ско
ку – ук ску
кы – ык скы
ки – ик ски

– А сейчас мы прочитаем слова, которые встретятся у нас в тексте, подготовимся к чтению текста.

Доска:

Киса
Киска
Миска
Сосиска
Симка
окно
скок

Г) Работа с учебником.

– Откроем “Азбуку на странице 54.

– Сядьте ровно, возьмите в руки указку.

– Как называется текст, который мы будем читать?

(Чтение текста детьми по предложениям)

– Подберите предложение из текста, которое подходит к схеме.

(Киса умна.)

– Почему это предложение.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– как зовут кису?

– А как зовут девочку?

– Кто лежит в миске?

– Что дала Нина киске?

5. Итог урока.

– С какой буквой мы познакомились на уроке?

– Какие два звука она обозначает?

– Дайте им характеристику.

– Возьмите полоску нужного цвета и оцените свою работу на уроке.

– Молодцы. Спасибо за урок.