Задача общеобразовательных школ “неуклонно повышать эффективность работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний”.
Как известно, в успешном формировании знаний, умений и навыков большую роль играет правильно организованная самостоятельная работа.
Примерная продолжительность самостоятельной работы учащегося в 1 классе составляет 5-10 минут, во 2 классе 10-13 минут, в 3-4 классах 13-15 минут.
Самостоятельная работа должна быть элементом каждого урока, иметь место на разных его этапах для решения различных его методических и дидактических задач:
- При подготовки к объявлению нового материала;
- При закреплении полученных знаний и навыков;
- При обобщающем повторении и контроле знаний и умений учащихся.
На одном уроке может быть несколько видов самостоятельных работ, объединённых общей целевой установкой. Упражнения для самостоятельной работы должны строиться по принципу нарастания трудностей.
Самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащегося мыслительной активности и творческой инициативы; быть посильной и опираться на ранее полученные знания, приобретаемые умения и навыки; виды самостоятельной работы надо разнообразить как по форме, так и по содержанию.
Существует несколько уровней самостоятельной работы учащихся:
Первый уровень - это воспроизведения способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику.
Это списывание с образца, каллиграфические упражнения, произнесенные вслед за учителем слов, в которых голосом, выделяется орфограмма. Это повторный звуковой анализ слова, проговаривание вслед за учителем звуков и слогов, слов и словосочетаний, предложений, скороговорок. Это применение орфографических правил к проверке тех же примеров, на которое это правило было объяснено.
Так в теме “Правописание, звонких и глухих согласных на конце слова”
Прочитайте слова.
Гриб - грибы, глаз - глаза, утюг – утюги, мороз – морозы и так далее.
- Как слышатся согласные на конце слова?
- А как они слышатся перед гласными?
- Как же надо проверять парные согласные на конце слова?
Второй уровень – это применение того же способа деятельности в условиях, сходных с теми, в которых дети с этим способом выполнения познакомились. Эта проверка правописания слов, аналогичных тем, которые были проверены в объяснении. Это выполнение, упражнений “по образцу” (таких упражнений много в учебнике “Русский язык”)
Измените слова так, чтобы после согласного слышался гласный. Напишите по образцу.
Огород – огороды, сугроб – ____, шалаш – ____, мороз – ____, тетрадь – ____ .
В образце показано, что для выполнения задачи нужно поставить проверяемые слова во множественном числе. Выполняя упражнение, учащиеся не прилагают самостоятельных усилий, они идут по указанному пути, выполняя знакомую операцию.
Третий уровень – это выполнение упражнений с применением в общем того же способа, но в новых условиях, в новом варианте, требующем некоторого, хотя бы и небольшого самостоятельного поиска. Задание к такому упражнению может содержать указание или всего лишь намек на способ выполнения. (“Город” - один, а много?), но может и не содержать его. В этом случае самостоятельность ученика повысится: ему придется самому отыскать способ проверки орфограмм.
Таких упражнений в учебнике “Русский язык” тоже много.
Измените слова по образцу. Спишите. В проверочных словах выделите корень и окончание.
Плуг - плуги, флаг - _____, галстук - _____, платок - _____, сапог - _____, враг - ____.
Составьте три предложения с некоторыми из данных слов. Или другое упражнение.
К словам брат, прут, куст, обед, мёд, город, народ, молот, труд подберите однокоренные слова. Напишите. Выделите корень.
Молоток, молотит, трудовой, обедать, городок, трудится, медок, прутик, народный, братский, городской, кустарник, медовый, кустик, братик.
Образец: Брат, братский, братик.
Конечно, учащиеся уже подготовлены к выполнению этого упражнения, они выполнили уже ряд упражнений на тему “Правописание звонких и глухих согласных на конце слова”.
И все же в конкретной ситуации учащиеся должны самостоятельно уяснить: какова цель упражнения (что нужно сделать), объединить группы однокоренных слов и выделить в каждой группе общий корень; решить задачу, которая в задании к упражнению не указана, но должна быть решена по логике упражнения: в каждой группе надо определить, какое слово нуждается в проверке и какое является проверочным.
Упражнение такого типа никак не может выполнено без активной самостоятельной работы каждого ученика.
Предварительное устное коллективное выполнение подобных упражнений резко снижает их ценность для развития самостоятельности учащегося.
Упражнения данного уровня допускают многочисленные дополнительные задания, которых в учебнике нет.
Например:
- Каким ещё способом можно проверить согласные на конце слов?
- Найдите сами родственные слова к данным словам?
- Подберите сами слова, которые проверяются таким же способом? И так далее.
Дополнительные задания даются не всем учащимся класса, а лишь тем, кто быстрее других справляется с выполнением обычных общих заданий. И если позволяет время, весь класс участвует в обсуждении дополнительных заданий, о которых сообщают выполнившие их учащиеся.
После выполненного упражнения можно задать вопросы:
- На какую тему это упражнение?
- Каким образом вы проверяли глухие и звонкие согласные? (Изменяли слова или подбирали родственные слова).
- Какое правило вы знаете?
Охотно дети берутся за составление упражнения на эту же тему, но с другими словами. Однако, не все учащиеся справляются с этой работой.
Четвертый уровень – предполагает создание поисковых ситуаций. Школьники сами ищут способы деятельности, сами ориентируются в ситуации, определяют задачи, которые необходимо решить.
В обычное упражнение вводятся конфликтные слова. Таким образом, перед учащимися становится задача: найти новые способы проверки орфограмм.
Например:
Плуг – плуги, снег – снега, (знакомые случаи), привёз –_____ ?
Для учащихся, которые только начали проверять звонкие и глухие согласные, слово привёз является конфликтным, потому что до сих пор они встречались только с такими словами, в которых звонкие и глухие согласные проверяются формой множественного числа. Но общий принцип проверки они знают: “Следует изменить слово так, чтобы после согласного был гласный звук”.
Или такое упражнение.
К словам: пруд, город, завод, народ, мороз, глаз, дописываются слова: магазин, лагерь.
Задание: проверить парные согласные на конце слова.
Систематическое включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащегося, отучает их от шаблона, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.
Упражнений четвертого уровня в учебники нет, поэтому составлять надо самим такие упражнения для самостоятельной работы.
Нередко учащиеся допускают ошибки не потому что, не умеют пользоваться алгоритмом проверки орфограммы, а потому что они этой орфограммы не видят и не слышат: у них ещё не развита орфографическая зоркость.
Включение в упражнение конфликтных слов может послужить прекрасным способом перехода к новой теме, подтеме, то есть “Правописание глухих и звонких согласных в середине слова перед согласными”.
Можно предложить учащимся такое упражнение: “Найдите согласные, которые нужно проверить. Подберите проверочные слова. Объясните особенности каждого случая”.
Даются слова: сторож, пароход, привёз, грядка (конфликтное слово, новый случай проверки парных звонких и глухих согласных: согласный Д стоит внутри слова перед глухим К, поэтому произносится как Т.)
Некоторые ребята, конечно, не усмотрят здесь конфликтной ситуации. Они сразу назовут проверочные слова гряда, на гряде. Но для других учащихся класса эта ситуация оказалась незнакомой и трудной. После некоторых колебаний учащиеся сказали, что в этом слове нужно проверить букву Д, так как она произносится как Т. Они определили, что проверяемый согласный здесь стоит перед глухим согласным К. То есть благодаря введению нового случая в ряд уже знакомых случаев учащиеся лучше осознали задачу новой темы.
Вот только теперь учитель объявляет учащимся, что переходим к новой теме, к проверке правописания звонких и глухих согласных, стоящих перед согласными в середине слова.
Отсюда видно, как высока роль конфликтных слов в повышении самостоятельности и познавательной активности учащихся.
В повышении самостоятельности способствуют также и так называемые обратные упражнения. Ими пользуются многие учителя.
Даются такие слова: ложечка, книжечка, крышечка, лодочка, тетрадочка, сказочка и так далее. (То есть проверочные слова).
Учащимся даётся задание:
- Попробуйте догадаться, для чего вам даны эти слова?
- Какие слова Вам надо написать к этим словам?
Обратное упражнение, как видим, ставит учащихся перед необходимостью не только применить уже усвоенный алгоритм орфографического действия в новых условиях, но и самим “спроектировать”, создать эти условия.
Вот ещё несколько примеров обратных упражнений:
1. Найдите слова, в которых могут быть проверены согласные с помощью следующих проверочных слов: города, пароходы, соседи, погода, ложечка.
Если можно, то подберите по два слова.
Выполнение упражнения: города – город (городской); пароходы – пароход; соседи – сосед, соседка; погода – погодка и так далее.
2. Кто больше подберет проверяемых слов к проверочному: в тетради (тетрадь, тетрадка); ловить (лов, улов, ловцы); сети (сеть, сетка); берёза (много берёз, берёзка); на площади (площадь, площадка); низенький (низ, вниз, низко, низкий) и так далее.
Обратные упражнения задаются детям лишь тогда, когда материал новой темы усвоен уже достаточно прочно. На этом этапе они служат прекрасным средством повышения степени самостоятельности и творческой активности учащихся.
Проверка правописания парных звонких и глухих согласных опирается на умение учащихся подбирать группы родственных слов, на словообразовательный анализ.
Здесь могут быть составлены многочисленные поисковые упражнения. Все они рассчитаны на высокую самостоятельность учащихся.
1. Подберите как можно больше родственных слов к словам:
Голова, возить, рыба, внизу.
Учащиеся подобрали:
Голова, головка, головушка, головной;
Возить, воз, развозить, возчик, извозчик, возок, перевозчик; и так далее.
2. Найдите в этих группах родственных слов те слова, которые могут быть проверены по теме “Правописание звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными”. Подчеркните проверяемые согласные. От какого слова образовались слова: головка, возчик, возок, рыбка, низенький?
1. К данным словам подберите по 1-2 таких родственных слова, в которых нужно было бы проверить парные глухие или звонкие согласные: голуби, глаза, грибы, узок.
Учащиеся подобрали: голубь, голубка; голубчик; глаз, глазки; гриб, грибки; узкий, узко.
Конкурсное задание.
Дается 5 минут. За это время учащиеся записывают слова, в которых должны быть проверены звонкие или глухие согласные в середине слова перед согласными. Победитель тот, кто за этот срок напишет больше слов.
Проверка звонких и глухих согласных в корне слова включает в качестве обязательного компонента понимание значения проверяемого и проверочного слов. На многочисленных примерах учащихся нужно привести к убеждению, что без понимания значений слов, их сочетаний вообще невозможно грамотное письмо.
В упражнения надо включать и слова-омонимы, которые особенно подчеркивают необходимость смыслового подхода.
Лук – луг, кот – код, кос – коз, молод – молот, прут – пруд, плот – плод, проезд – проест, грусть – груздь и так далее.
Эти упражнения должны быть в шутливой форме, занимательного характера.
Например:
Петя Полузнайкин был разведчиком. Он разведал для своего отряда безопасный путь к намеченной цели, написал указания на листке бумаги и спрятал его в условленном месте – в дупле дерева.
Когда отряд добрался до этого дерева, командир прочёл записку, понять её было невозможно. Вот эта записка.
Идите прямо через зеленый лук, справа будет прут, на нём деревянный плод.
Не пугайтесь кос – они не бодаются.
Дальше – объест, будьте осторожны.
Петя.
Ребята недоумевали: впереди виднелись луга, но не было огородов, вдали виднелась какая-то водная поверхность… Куда же идти? Помогите разобраться, в чем здесь дело?
Ребята должны были разобраться и дать письменное объяснение в виде проверочных слов.
Упражнений со словами – омонимами нет, а поэтому надо составлять их самому учителю.
Груздь – очень вкусный гриб. У Пети грипп. Он заболел. В нашем цветнике много роз. На опушке леса рос огромный дуб. Саша ушёл в лес и там заблудился. Он влез на высокое дерево и увидел своё село.
Для развития орфографической зоркости у учащихся очень важно научить их замечать орфограммы в любом тексте, даже в текстах учебника по чтению.
Задача состоит в том, чтобы учащийся, прочитав тот или иной рассказ, смог найти слова на нужное правило. Ценность таких упражнений состоит в том, что учащиеся работают в ситуации, которая требует от них высшего, четвертого уровня самостоятельной активности. Они сталкиваются с самыми разнообразными вариантами изученного явления, используют знания сразу по всей теме, а не только по её отдельным частям, что у учащихся развиваются внимание и зоркость к правописанию, осуществляется связь между предметами грамматики и чтения.
Наиболее интересными и удобными для самостоятельного выполнения является упражнения творческого характера: составление предложений со словами на изученную орфограмму, тему, написание небольших сочинений и изложений.
Естественно, что в сочинении или изложении главная цель - правильно передать содержание, основные мысли темы, выбрать точные слова, связать их, построить предложения, соблюдая нужную последовательность и связь между ними.
Естественно младшим школьникам это делать очень трудно. Поэтому надо учить!
А учить этому надо начинать с 1 класса.
Важно. Чтобы упражнения в связной речи выполнялись детьми не от случая к случаю, а постоянно, ежедневно, ежеурочно. В противном случае у школьников не вырабатывается свобода выражения мыслей в письменной форме. Именно здесь, в связном тексте, ученик использует грамматическую форму не в искусственных условиях, а естественно, как того требует ход его мысли; здесь он согласует слова, построит словосочетания, предложения, свяжет их союзом, введет прямую речь и так далее.
От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика и плана (последовательности событий) с творческими и грамматическими заданиями. Так создаётся система обучения изложениям.
Тексты изложений следует брать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни людей, картины русской природы, достижения науки, техники, культуры. Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять и формировать их мировоззрение.
Тексты должны быть доступными и интересными детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами, которые требуют сложного и длительного объяснения. Дети должны хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста.
Текст для изложения должен быть несложным по композиции с небольшим количеством действующих лиц.
В начальных классах дети обучаются писать изложения следующих типов:
- подробные;
- близкие к тексту;
- сжатые;
- сокращенные.
Работу над изложением затрудняют слабые орфографические навыки учащихся. С целью предупреждения ошибок на ранних ступенях обучения текст, составленный учащимися, записывается на доске.
В дальнейшем этого делать не надо.
Работа над подробным изложением усложняется: подбирая текст, учитель предусматривает ознакомление школьников с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания. Выбрав текст изложения, учитель должен проанализировать его, выявить достоинства и трудности, которые встретятся детям.
Второй ступенью в обучении школьников изложению является сжатое изложение прочитанного текста. Учитель или дети прочитывают текст 1-2 раза, после чего в коллективной беседе выявляется главное – что обязательно надо отметить при сжатом пересказе и что можно опустить. На первых порах нужна серьёзная устная подготовка на уроках чтения, затем учитель ограничивается лишь небольшой беседой перед письмом текста и составлением плана.
Сжатое изложение имеет много общего с сочинением: здесь учащиеся отбирают материал, по новому располагают его.
Подготовительная работа к сжатому изложению рассказа.
- Чтение рассказа учащимися или учителем.
- Беседа по содержанию.
- Работа над языком (над словом, изобразительными средствами, над предложением).
- Подробный пересказ фрагментов, частей.
- Составление плана.
- Сжатый пересказ фрагментов (если класс ещё не научен писать сжатые изложения, следует провести устный сжатый пересказ всего текста или частей его по плану).
- Самостоятельное составление текста и его запись.
- Самопроверка. Завершение работы.
Написание изложения - процесс синтетический, требующий предварительной аналитической работы.
В анализе особенно нуждаются тексты, в которых предлагается решение какой-нибудь смысловой задачи. Задачи могут быть различными: высказать своё мнение о поступке героя произведения или о самом герое; придумать заглавие; объяснить причины события или явления; установить отличительные черты героя, явления природы и так далее.
Анализ содержания текста связан на всём протяжении беседы с наблюдениями за его словесным оформлением.
Не следует смешивать анализ с пересказом по вопросам, который обычно следует за чтением текста. Во многих случаях анализ предшествует пересказу.
Анализ произведения можно разделить на три этапа.
- После чтения текста выявляется основное в его содержании, пробуждается мысль учащегося, создаётся эмоциональный настрой.
- После вторичного чтения разбираются некоторые способы выражения основных мыслей и намечается план рассказа. На этом этапе возможна и синтетическая работа: определение вывода, оценок, если на первом этапе дети к этому ещё не были готовы.
- Анализ деталей, важных для выражения главной мысли, сочетается с наблюдением над стилем рассказа, с выделением трудных орфограмм.
Делаются выписки на доске. Ученики подсказывают учителю, какое слово, оборот речи следует употребить при передаче той или иной части рассказа и делают пометки против соответствующего пункта плана, написанного на доске.
Уже на этом этапе начинается синтез: учащиеся пересказывают отрывки рассказа, опираясь на пункт плана и используя выписки; отрабатываются стилистически наиболее трудные части текста (передача прямой речи, сокращение, подбор синонимической замены трудных слов знакомыми орфограммами и так далее).
Пересказ текста учащимися перед письмом изложения – это синтез всей предшествующей работы. Разбор ученического пересказа учениками и учителем одна из форм аналитической работы:
- Правильно ли передано содержание?
- Ясно ли выражена мысль?
- Какие слова удачно употреблены? И так далее.
Анализ пересказа проводить надо обязательно. У детей вырабатывается привычка критически относится к своей работе.
Сочинение – один из более сложных видов работы по развитию речи учащихся.
Важнейшей целью сочинений в начальных классах является научить учащихся раскрывать тему, последовательно, логически верно излагать мысли, выработать у детей умение пользоваться изобразительными средствами.
Сочинениям обычно предшествует большая и кропотливая подготовительная работа: экскурсии в природу, посещение выставок, прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за природой, работа по картине и так далее.
Учить писать сочинения надо уже со 2 класса. Небольшие устные рассказы, простые по содержанию, носят следы бытовой речи, однако они глубоко эмоциональны. Учить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать слова. Сочинение помогает детям глубже, осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, развивает интерес к литературному творчеству. Учащиеся очень любят коллективные сочинения. Для этого вывешивается картина И. Левитана “Золотая осень”. Зачитываются предложения, а ученики отвечают, какие предложения следовало бы подписать к картине.
- Наступила осень. По опушкам леса ещё растут грибы. Ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква.
- Стоит ненастная осенняя погода. Солнце закрыто низкими тучами. Моросит привычный осенний дождь.
- Хорош лес осенью. Желтые березы, красные осинки. Вот и серебристая паутинка вьётся.
К каждому уроку подбирается яркое, образное художественное слово. И только потом пишется коллективное сочинение. Выбирается самое образное предложение, записывается на доске, а дети списывают. В конце урока зачитывается сочинение. Каждый из учеников думал, сочинял и вносил что-то своё в общее дело.
Учащимся 3 и 4 классов пишут сочинение сами. Но перед сочинением проводится также большая подготовительная работа. Сочинение “Золотая осень”.
Перед написанием сочинения проводится подготовка на каждом уроке русского языка (5-6 минут), экскурсия (на уроке природоведения) и беседы. Во время беседы выявляются детали, которые связаны с понятием “Золотая осень”.
- Почему говорится золотая осень?
- Можно ли назвать золотой все осень?
- Почему нельзя?
- В каком месяце обычно бывает пора золотой осени?
- Опешите признаки золотой осени?
- Нравится ли вам золотая осень?
- Знаете ли вы стихи об осени? О её золотой поре?
- Расскажите, как в эту пору бывает в лесу, в поле, на реке, на озере?
Так, на уроках русского языка предлагается детям выполнить устные или письменные упражнения:
1. Спишите с доски 2-3 предложения из знакомых стихотворений и продолжите их:
“Унылая пора очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…”
2. Спешите тексты с доски, вставляя пропущенные буквы и слова. Слова в скобках пишутся в “Словах для справок”.
а) Нарядилась в красный сарафан (осинка).
Почистила свою белую юбочку (березка).
Надел красавец (дуб) жёлтую броню.
Стройная (ёлочка) расправила складочки на
зеленом нарядном платье.
б) Всё лето листья (подставляли солнцу свои спинки. К осени листья пож_лтели, стали (золотыми), как (солнышко). Пол_тели они птицами по ветру. Зашумел в л_су золотой (дождь)…... .
3. Озаглавьте текст, вставляя пропущенные буквы и слова.
Тонкий туман_________ над желтыми полями. В мягком воздухе _______ осенний аромат. Сквозь обнаженные сучья деревьев _______ небо.
Слова для справок: видно, расстилается, разливается.
4. Запишите предложения – ответы на вопросы.
- Что можно сказать о сегодняшнем дне?
- Какой сегодня день? Что было вчера? Какой дул ветер? Что он делал с листьями?
Кроме того, учащиеся выписывают самостоятельно в специальную тетрадь образные выражения, предложения из прочитанных ими книг, стихов.
После такой подготовки дети пишут сочинение.
К сочинению можно отнести отзывы о прочитанных книгах, письма, которые ученики пишут своим друзьям, бабушкам и так далее.
И сочинения-описания, и сочинения-миниатюры, и сочинения по картинам, заметки и так далее – всё это служит эффективным средством развития речи учащихся.