Урок "Преобразование неравенств в верные равенства" (использование различных способов такого преобразования) по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели: учить устанавливать закономерности; развивать логическое мышление; учить пользоваться таблицей сложения при выполнении сложения и вычитания.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.) (слайд 1). Презентация

Ты проверь себя, дружок,
Как готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?

Начинаем урок математики, девиз которого (дети хором).

Наблюдай! Находи! Открывай! Применяй!

Сегодня мы продолжим путешествие по стране Математики. (Слайд 2)

Царица Математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно обходит свои владения и следит в них за порядком. Итак, царица наук Математика начинает обход своих владений. (Cлайд 3)

2. Работа над новым материалом (10 мин.)

Ой, беда! В Море Чисел - шторм. Некоторые цифры разбились о рифы. Помогите, спасите цифры, соберите их из частей. (Cлайд 4)

(У каждого ребёнка на парте части цифр. Дети самостоятельно собирают цифры).

- Какие цифры восстановили? (2,8,6,6) (2,8,9,9) (2,8,6,9)

Две цифры акробатки - девять и шесть кувыркались, передразнивая друг друга, вот Море и заштормило. А цифры два и восемь их успокаивали, но у них ничего не получилось. Чтобы Море успокоилось, а цифры помирились, придумайте для них задание. (Варианты детей)

- Используя данные числа, составьте верные равенства. (У доски 3 ученика, остальные в тетради)

6+2=8 2+6=8 8-6=2 8-2=6

Спасибо, Море успокоилось. (Cлайд 5)

- На какие две группы можно разделить эти равенства?

- По какому признаку? (Сумма и разность)

- Назови сумму и значение суммы, подчеркни.

- А что ещё вы можете сказать о сумме? (1 слагаемое, 2 слагаемое)

- А почему же вы не использовали цифру 9? (Равенство не получится)

А я вот так составила 6+2=9. (Это не правильно)

- Почему? Разве равенство не получилось, ведь знак (=) равно есть? (Левая часть должна быть равна правой)

- Я согласна с вами. Это главное условие равенства.

- Исправьте ошибку, поставьте верный знак.

- Прочитайте, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ. (Неравенство) (Cлайд 6)

- Мы перемещаемся на Равнину Равенств и Холм Неравенств. (Интер.доска)

Царица Математика предлагает вам это неравенство превратить в равенство, используя различные способы.

(Дети предлагают разные варианты, учитель записывает их на доске)

6+3=9 7+2=9 6+2=8 6+1+2=9 6+2=9-1 6+2+1=9 и др.

- Посмотрите на свои записи и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Мы будем неравенство преобразовывать в равенство)

- А каким образом это можно сделать?

(Увеличить слагаемые, или уменьшить значение суммы)

3. Физминутка. (1 мин.)

- Весёлая минутка поднимет нам настроение, даст заряд бодрости для дальнейшего путешествия.

(Проводит ученик)

- Как живёшь? Вот так! (Большой палец руки вверх)

- Как идёшь? Вот так! (Шагают)

- Как бежишь? Вот так! (Бегут)

- Ночью спишь? Вот так! (Руки под щёку)

- А шалишь? Вот так! (Щёки надуть и лопнуть пальчиком)

4. Работа с учебником. (10 мин.)

Ой, беда! На Равнине Равенств и на Холме Неравенств все знаки разбежались.

Помогите, найдите их и верните на место.

(Самостоятельная работа №94 на странице 42.)

- Я предлагаю вам найти то неравенство, над которым мы только что работали. (6+2<9)

- Над этим неравенством работали Оля, Петя, Катя и Ваня. (слайд 7)

Прочитайте задание учебника, сравните его с тем, что делали сейчас. (В каждом неравенстве измени одно число так, чтобы получилось равенство.)

- Кто из них прав? Как рассуждал каждый? (Оля изменила значение суммы, Катя изменила 1 слагаемое суммы, Петя изменил 2 слагаемое суммы, а Ваня вычел из суммы 1)

- Все ли правы? (Ваня, по сути, прав, но он не выполнил условие задания - не изменил, а добавил число и знак)

- Я согласна с вами. А Царица Математика просит вас найти остальные неравенства. (4+3>6 4+5>8) - записываются на доске. (Приложение 1)

- Кто хочет проверить свои силы у доски, превратить неравенство 4+3>6 в равенство любым одним способом, но соблюдая условие задания. (У доски 3 ученика, остальные в тетради)

- Я предлагаю вам назвать способ, которым вы воспользовались. (Изменили значение суммы, изменили 1 слагаемое суммы, изменили 2 слагаемое суммы)

- Царица Математика благодарит вас за помощь и на некоторое время наделяет способностью творить чудеса.

- Следующее задание мы будем выполнять в группах. Постарайтесь для следующего неравенства найти разные способы превращения его в верное равенство, соблюдая условие Задания.

(Работа в группах – на листочках) (Приложение 2)

3+2<6 4+1<6 7+1<9 (работа на интерактивной доске)

- Что же нового мы сегодня открыли?

- Какое основное условие должно сохраняться при переходе неравенства в равенство? (Правая и левая части должны быть равны)

- Вы, молодцы, ребята!

5. Физ минутка. (1 мин.) (слайды 10-14)

- Чтобы продолжить наше путешествие и без труда подняться на Хребет Углов нужно вести здоровый образ жизни. Что это такое?

- Царица Математика предлагает вам зарядиться.

- Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас. (3)

- Сколько покажу кружков,
Столько сделаем прыжков. (5)

- Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (4)

- Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (5)

- И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас. (2)

- На носочки встанем,
Потолок достанем,
И тихонько сядем.

6. Геометрический материал (5-7 мин.)

- Отгадайте, о чем сейчас пойдет речь, куда мы направимся.

Луч с лучом соединили,
Вершину в точке закрепили.
Лучи считаем сторонами.

О чем же речь? Скажите сами.

- Вот мы и на Хребте Углов. (слайд 15)

- На прогулке детишки - уголки перепутались. Царица Математика просит навести порядок и вернуть уголки в свои семьи.

- Раздели углы на группы похожих между собой. (1 уч. работает на интер. доске)

- Запиши номера углов каждой группы отдельно. (Самостоятельно)

- На какие группы разделили углы, по какому признаку?  (По цвету, по величине)

- Кто знает, как называются начерченные углы? Куда обратиться за помощью? (За помощью обратимся в учебник)

- Посмотрите внимательно, какие углы не отмечены знаком? Как думаете, почему? (Прямой угол отмечают с помощью особого знака).

(Задание № 99 стр. 44)

- Начертить один прямой угол и отметь его. Дайте углу имя.

- Какие инструменты понадобятся для черчения углов? (Линейка, карандаш)

- Вы, молодцы, ребята!

- Вы вернули уголки в свои семьи. Узнали еще один секрет прямых углов.

Царица Математика благодарит вас за помощь.

7. Задача на логическое мышление. (3 мин.)

- Наше путешествие сегодня подходит к концу. Но чтобы вернуться, вам помогут два друга. Но нам надо узнать их имена.

(Дети читают задание на стр.43 № 98 и выполняют его самостоятельно.)

Проверка

8. Минута славы. (1 мин.)

Разноуровневые задания. (Приложение 3)

9. Итог. (1 мин.) Рефлексия.

- Царица Математика благодарит вас за твёрдые знания, за активность, за внимание и смекалку.

- Над чем сегодня на уроке мы наблюдали? -Что находили?

- Что нового открыли?

- Где можете применить свои знания?

- Чему вы могли бы научить своего младшего брата?

- А что можете объяснить заболевшему товарищу?

- Путешествие по стране Математики мы продолжим на следующем уроке.

- Посмотрите на картинку. Какое домашнее задание вы можете предложить себе сами? (Гулять, отдыхать, заниматься спортом, можно составить математический рассказ).

Литература

1. Аргинская, И.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 ч. / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2010.

2. Баранова, И.В. Задачи по математике / И.В. Баранова. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с. – ISBN 5-09-000253-3.

3. Поветьева, Л.И. Творческая реализация идей развивающего обучения системы Л.В. Занкова / Л.И. Поветьева. – Самара, 2004.

4. Сорокин, П.И. Занимательные задачи по математике с решениями и методическими указаниями: пособие для учителей. 1–4 кл. / П.И. Сорокин. – М.: Просвещение, 1967.

5. Тихомирова, Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения: пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2002. – 96 с. – ISBN 5-89144-175-6.

6. Уткина, Н. Г. Материалы к урокам математики. 1 класс: пособие для учителя / Н.Г. Уткина. – М.: Просвещение, 1980. – 176 с.

7. Узорова, О.В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы. 1–3 классы: пособие для начальной школы / О.В. Узорова. – М.: Аквариум, 1996. – 128 с. – ISBN 5-85684-078-Х.