Цели урока: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости;
Задачи:
- расширить и углубить знания о плавании тел;
- развить умение работать в группах;
- развить умения сравнивать;
Оборудование:
- Сосуд с чистой водой;
- Сосуд с солёной водой;
- Сырое яйцо;
- Оборудование для практической работы;
Приёмы: “Данетка” , “Корзина” , “Незаконченное предложение”.
Ход урока
1. Стадия – вызов.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь всё, что знает по теме(1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в микрогруппах (не более 3 минут). Далее каждая группа называет имеющиеся знания по представленной теме, а учитель записывает их в корзину, даже если они ошибочные. На стадии рефлексии все разногласия выстраиваются в логические цепи.
2. Стадия осмысления
- Из ранее изученного нам известно, что на тело, находящееся внутри жидкости действуют две сил: сила тяжести, направленная вертикально вниз и сила Архимеда, направленная вертикально вверх. Давайте рассмотрим, как будет вести себя тело в жидкости, под действием этих сил. Учитель вместе с ребятами выясняет условия плавания тел.
- Практическая работа.
Перед началом практической работы учитель показывает эксперимент (слайд 9). Если сырое яйцо опустить в сосуд с чистой водой, то оно утонет, а если опустить в солёную воду, то оно будет плавать на поверхности. В чём же дело?
Проблемная ситуация: “Почему некоторые тела плавают, а другие тонут?”
Учитель делит класс на 3 группы, каждая из которых получает задание и соответствующее оборудование (слайд 9, 10).
Вопросы группам:
- Почему некоторые тела плавают в воде?
- Почему некоторые тела всплывают на поверхность воды?
- Почему некоторые тела плавают в воде?
Оборудование для групп:
I группа – сосуд с водой, шарик из пластилина и металла.
II группа – сосуд с водой, шарик из парафина и пробки.
III группа - сосуд с чистой водой и сосуд с солёной водой, картофелина.
После проведённых экспериментов ребята заполняют таблицу (слайд 12) и решают проблемную ситуацию, заданную в начале практической работы.
3. Стадия рефлексии
На стадии рефлексии используется приём “Незаконченное предложение” (слайд 14).