Тема урока: "Плавание тел"

Разделы: Физика


Цели урока: выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости;

Задачи:

- расширить и углубить знания о плавании тел;

- развить умение работать в группах;

- развить умения сравнивать;

Оборудование:

  1. Сосуд с чистой водой;
  2. Сосуд с солёной водой;
  3. Сырое яйцо;
  4. Оборудование для практической работы;

Приёмы: “Данетка” , “Корзина” , “Незаконченное предложение”.

Ход урока

1. Стадия – вызов.

  1. На стадии вызова используется приём “Данетка”. Учитель задаёт вопросы, на которые учащиеся должны ответить письменно “да” или “ нет”. (Презентация слайд 2-6).
  2. Далее используется приём “Корзина”. Учитель на доске рисуется значок корзины, куда записывает всё то, что ученики знают или думают по данной теме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь всё, что знает по теме(1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в микрогруппах (не более 3 минут). Далее каждая группа называет имеющиеся знания по представленной теме, а учитель записывает их в корзину, даже если они ошибочные. На стадии рефлексии все разногласия выстраиваются в логические цепи.

2. Стадия осмысления

  1. Из ранее изученного нам известно, что на тело, находящееся внутри жидкости действуют две сил: сила тяжести, направленная вертикально вниз и сила Архимеда, направленная вертикально вверх. Давайте рассмотрим, как будет вести себя тело в жидкости, под действием этих сил. Учитель вместе с ребятами выясняет условия плавания тел.
  2. Практическая работа.

Перед началом практической работы учитель показывает эксперимент (слайд 9). Если сырое яйцо опустить в сосуд с чистой водой, то оно утонет, а если опустить в солёную воду, то оно будет плавать на поверхности. В чём же дело?

Проблемная ситуация: “Почему некоторые тела плавают, а другие тонут?”

Учитель делит класс на 3 группы, каждая из которых получает задание и соответствующее оборудование (слайд 9, 10).

Вопросы группам:

  1. Почему некоторые тела плавают в воде?
  2. Почему некоторые тела всплывают на поверхность воды?
  3. Почему некоторые тела плавают в воде?

Оборудование для групп:

I группа – сосуд с водой, шарик из пластилина и металла.

II группа – сосуд с водой, шарик из парафина и пробки.

III группа - сосуд с чистой водой и сосуд с солёной водой, картофелина.

После проведённых экспериментов ребята заполняют таблицу (слайд 12) и решают проблемную ситуацию, заданную в начале практической работы.

3. Стадия рефлексии

На стадии рефлексии используется приём “Незаконченное предложение” (слайд 14).

Презентация