Цель урока: формирование духовной культуры учащегося средствами музыки М.П.Мусоргского
Задачи:
- раскрытие понятия народная соборность через развитие самого образа “народ”;
- актуализация имеющихся знаний о композиторе и его стиле под углом зрения современной слушательской культуры;
- развитие мышления учащихся.
Ход урока
Учитель: (на доске цитата)
“Я разумею народ как великую личность”.
Некогда Модест Петрович Мусоргский говорит о русском народе как о великой личности. Какое же противоречие хотел раскрыть русский композитор создавая музыкальный образ НАРОД?. Мы узнаем об этом в течение урока.
Наш генеральный образ: НАРОД (доска).
Учитель: На уроках истории вы неоднократно выводили определение народ, пожалуйста, напишите лексическое значение этого слова.
(Ребенок у доски пишет определение “народ)
Раскрываем ваши тетради и записываем тему урока.
Слушаем пролог к опере (00.00 – 02.58).
(Дети определяют образ Древней Руси, выделяют протяжную мелодию как характерную черту народности, говорят о драматичных, трагичных событиях для народа, выходим на понятие – ВЛАСТЬ)
Учитель: По фразе: “…ну, а ну, эко чертово отродье…”, мы видим отношение к народу.
Учащиеся: Им помыкают как рабами.
Учитель: Это соответствует вашему определению НАРОД - группа людей, общество, объединенное общими интересами? Как относятся к народу, как к обществу?
Учащиеся: Как к толпе, массе.
Учитель: Какой народ у Мусоргского? (Cлушаем)
Учащиеся: Причитающий, слабый, угнетенный, несчастный.
Учитель: “Почему народ плачет “мы твои сиротки”? Какие события происходят? В кого верил народ?
Учащиеся: В Бога и царя.
Учитель: Мы с вами находимся в 16 веке. Смерть Ивана Грозного. И на престол входит…
Учащиеся: Борис Годунов.
(Доска – название оперы “Борис Годунов”)
(Слушаем сцену коронации 01.00 – Хор “Славься” 02.00-03.30. Новая интонация, настроение народа, чувства переполнены ликованием, надежда на лучшую жизнь)
Учитель: Что ж, мы не видели доселе царя. Слушаем монолог Бориса Годунова (понятие монолог).
Ваша задача: самостоятельно работаем в тетради: раскрыть характер царя, что это за личность, какой это правитель в будущем.
Учащиеся: Сильная личность, суровый, задумчивый, переживает за будущее страны. Просит благословение у Бога.
Учитель: Предчувствие не обмануло. Время правления Б.Годунова выпало тяжелое, голод, неурожаи. Годунов раздает казну, но она не может накормить всех нищих, убогих.
(Учитель обращает внимание на главные образы: народ, царь и появление нового центрального – образ Юродивого)
Учитель: Ребята, кто такой Юродивый или еще их называли блаженными?
Учащиеся: Чудоковатый нищий, не в своем уме, но зато наделен божественным даром, молится за людей, предсказывает будущее.
Учитель: давайте посмотрим фрагмент из фильма-оперы.
(Сцена у собора Василия Блаженного, 00.00-01.10 песня Юродивого “Месяц едет, котенок плачет…”). Учитель заостряет внимание на первые интонации плача, на открытость и теплоту интонации, следовательно – чистоту души (детской) Блаженного. Но даже цари боялись Юродивых. Случай с Иваном Грозным: известный в истории предание: приезд Ивана Грозного в Псков, уличив город в измене, псковичи трепетали от жестокой расправы царя, только Блаженный пребывал в веселом расположении духа и встретив войско, подошел к царю, протянул кусок кровавого мяса со словами: “На поешь, Вань”. На что царь ответил: “Так пост ведь”. “ А…мясо не ешь, а кровь людскую идешь проливать”.
Учитель: итак, кульминационное событие в опере. Слушаем.
(Хор мальчишек, плачь Юродивого, хор народа “Хлеба” 06.10-07.52)
Учитель: Слышим кого?
Учащиеся: Детей, игривых, шаловливых.
Учитель: Юродивый делится своим сокровищем, а мальчишки его обидели и снова плачь, слезы. Но что интересно из плача Юродивого вырастает хор народа. Народ просит или уже нет…
Учащиеся: Требует! (доска: новая характеристика образа народа)
Учитель: Слушаем кульминационное событие оперы (сцена у храма Василия Блаженного 08.05-10.12).
(В процессе слушания учащиеся выходят на противоречие, на нелепость фразы Юродивого “велика их зарезать”. Здесь важно обратить внимание на намеренность данного высказывая и призвать ребят вспомнить исторический момент, а именно: как же Борис Годунов встал на престол. Ребята были в Угличе и сразу вспомнят три версии гибели младенца Дмитрия, прямого наследника Ивана Грозного, который при странных обстоятельствах был убиен).
Учитель: Антон, подготовил презентацию тех исторических мест в Угличе, где вы побывали, давайте вспомним и посмотрим (у ребенка было индивидуальное домашнее задание).
Учитель: Слушаем реакцию царя. Он велит не трогать Юродивого, лишь просит молиться за него. Но Блаженный отказывает царю и обличает его царем-иродом.
(Раскрываем с учащимися еще одно значение образа Юродивого – глас, советь народа)
Учитель: Ну что ж, народ долго молчал, он с удовольствием подхватывает новость о чудом спасшемся царевиче Дмитрии и у Польско-литовской границе встречает Гришку Отрепьева.
(Слушаем сцену под Кромами 06.16 “Расходилась, разгулялась”)
Учитель: Слушаем доселе неведомый нам народ.
Учащиеся: Лютый, сильный, довольный своей силой, грозный, бунтующий народ.
Учитель: Силища неведомая, сметающая все на своем пути.
Почему народ стал сильным?
Учащиеся: Их много, объединены одной идеей.
Учитель: Он един и в этом его сила!
Учитель: Сейчас вам, дорогие ребята, отводится особая роль. Вы – композиторы. Сочините финал оперы. Как бы вы закончили свое произведение? Подумайте.
Учащиеся: Победой народа, свержением царя.
Учитель: Кто думает иначе?
Как же Мусоргский заканчивает оперу. Интересно послушать.
(Звучит финал оперы “Лейтесь, лейтесь, слезы…” 14.56)
Учащиеся: Слезами Юродивого…Но почему? (Звучит немой вопрос у ребят)
Учитель: Давайте перенесемся в наше - современное время, проблема власти и народа актуальна?
Я предлагаю вам поделиться своими мыслями и выполнить небольшую работу…
(Время выполнения работы - три минуты. Цель – рефлексия в посткоммуникативной фазе: осветить смысловые драматургические линии. Во время письменных ответов детей учащиеся получают оценки за урок. Домашнее задание – подготовиться к музыкальной викторине)
1. В опере М.П. Мусоргского “Борис Годунов” музыкальный образ “народ” раскрывается многогранно. Зачем композитор прибегает к данному принципу?
а) таков исторический сюжет оперы;
б) музыкальный образ показан в развитии;
в) руководит всем процессом композиторский замысел (художественная идея).
2. Юродивый – центральный образ в оперной драматургии. Почему данный образ раскрывается в народной сцене у храма Василия Блаженного?
а) Юродивый - часть народа;
б) Юродивый - глас, совесть народа;
в) Юродивый концентрирует на себе все беды и страдания народа;
г) Юродивый – связующее звено между народом и властью.
3. Проблема власти и народа актуальна и в наши дни. Потому что…
а) неразрешимо противоречие между властью и народом;
б) власть не может существовать без народа, а народ без власти;
в) существует сословное (социальное) неравенство.
Учитель: Я хочу, чтобы вы в своей взрослой жизни, кем бы вы ни состоялись: представляли ли вы народ или орган власти, помнили – величие русского народа – в его соборности, сила народа – в его единстве. И народная поговорка, переходящая из уст в уста, из века в век “Эй, мужики, навались всем миром” не превратились в банальную фразу: “Сколько нам заплатите, настолько и навалимся”…
Идите и подумайте…
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №11-06-00468а.