Цели:
- Повторить понятие треугольника и его элементов, равенство соответственных сторон и углов в равных треугольниках, понятие “теоремы” и доказать первый признак равенства треугольников, провести первичное закрепление теоремы.
- Развивать умения анализировать и делать выводы.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету посредством применения новейших информационных технологий обучения.
Задача урока: Добиться сознательного усвоения материала, используя методы проблемного обучения
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, на каждой парте лист формата А4, разрезанный пополам и ножницы, линейка, транспортир, презентация
Учебник: Атанасян Л.С. и др., "Геометрия 7–9": Учеб. для общеобразоват. учреждений, 12-е изд. - М.: Просвещение, 2002, -384 с.: ил.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
На боковой доске заранее на перемене ученики записывают решения задач домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
– Какую фигуру называют треугольником?
– Какие элементы треугольника вы знаете? Что называется стороной треугольника, углом треугольника, вершиной треугольника?
– Назовите углы: а) треугольника АВС, прилежащие к стороне ВС; б) треугольника MNP, прилежащие к стороне MN.
– Назовите угол: а) треугольника АВС, заключенный между сторонами АВ и АС; б) треугольника MNP, заключенный между сторонами NP и PM.
– Между какими сторонами: а) треугольника АВС заключен угол С; б) треугольника MNP заключен угол N?
– (слайд 2) Назовите пары равных элементов в треугольниках. Сколько пар равных элементов?
– Какие треугольники называются равными?
III. Изучение нового материала.
– Какие условия должны выполняться для того, чтобы треугольник АВС был равен треугольнику А1В1С1? (слайд 3)
– Найдите равные треугольники на слайде (слайд 4)
– Как сравнить два треугольника? Наложением. А если невозможно наложить один треугольник на другой, как поступить в этом случае?
– Задача (проблемная ситуация)
Дизайнер получил заказ на оформление участка. Необходимо разбить два одинаковых цветника в форме равных треугольников. Как ему разрешить эту задачу? Поможем дизайнеру? (слайд 5)
– Нельзя ли уменьшить количество условий для доказательства равенства двух треугольников?
Практическое задание исследовательского характера
Построим треугольник АВС, в котором АС =12см, АВ = 18см, а A = 60°.(слайд 6)
Построение треугольника выполняется с помощью слайда на половине листа формата А4. Затем ученикам предлагается вырезать получившийся треугольник.
– Сравните наложением свой треугольник с треугольником соседа по парте.
– Что можно сказать о получившихся треугольниках?
– Сколько элементов треугольника мы использовали для построения?
– Значит, для доказательства равенства треугольников не нужно проверять равенство всех пар соответствующих сторон и углов треугольников. Достаточно сравнить лишь три элемента одного треугольника с тремя элементами другого. А о том, какие именно элементы нужно сравнить, нам расскажут признаки равенства треугольников.
Сегодня мы познакомимся с первым признаком равенства треугольников, который гласит:
(слайд 7) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.
– Что называют “теоремой”?
– Любая теорема состоит из условия и заключения. (Условие – это уже известные факты, о которых говорится в теореме, а заключение – это то, что нужно получить, доказать.)
– Выделите условие теоремы первого признака равенства треугольников. Выделите заключение.
Итак, докажем теорему. Доказательство проводится с помощью слайда 8.
Первый признак равенства треугольников удобнее называть признаком равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними.
IV. Первичное закрепление теоремы.
– Найдите на слайде треугольник равный синему треугольнику. (слайд 9)
V. Закрепление изученного материала.
– Устно решить задачи по готовым чертежам (Приложение)
– Задача №93 (слайд 10)
Вопросы к задаче:
- Перечислите все известные вам способы доказательства равенства двух треугольников
- Сколько пар равных элементов и каких нужно найти для доказательства равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними?
- Укажите пары равных сторон треугольников АВС и EBD.
- Какие углы должны быть равны, чтобы треугольники АВС и EBD были равны? Равны ли они? Почему?
- Мы доказали, что треугольник АВС равен треугольнику EBD. О чем это говорит?
- Назовите углы треугольника АВС соответственно равные углам Е и D треугольника EBD. Чему равны их градусные меры?
– Дополнительная задача (слайд 11)
VI. Домашнее задание.
§15, вопросы 1 – 4 стр. 47, задачи № 89(а), 90, 94, дополнительная задача творческого характера.
Список литературы:
- Атанасян Л.С., Геометрия 7–9: Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2002. -384 с.
- Атанасян Л.С., Изучение геометрии в 7–9-х классах: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1997. -255 с.
- Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии 7 класс – М.: «Вако», 2006. -304 с.: ил.
- Балаян Э.Н. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для 7–9 классов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -234 с : ил.
- Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А., Упражнения по планиметрии на готовых чертежах, – М.: Просвещение, 1987. – 112с.:ил.