Введение в образовательную программу "Глиняная игрушка и керамика" – "Ай да кукла!"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Предмет: Глиняная игрушка.

Участники учебного занятия: Обучающиеся первого года обучения.

Форма занятия: Комбинированное учебное занятие.

Цели и задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие:

  1. Познакомить с историей и происхождением игрушечных промыслов.
  2. Изучать способы лепки, лепка игрушек из фольги.
  3. Научиться особенностям росписи колокольчика с элементами филимоновской игрушки.
  4. Развивать познавательную и творческую активность обучающихся при введении новых понятий и терминов, образное мышление и воображение.
  5. Учить видеть красоту окружающего мира, уважать народные традиции и обычаи.
  6. Расширять духовные потребности детей, помогать формированию художественного вкуса и становлению творческой индивидуальности.
  7. Добиваться, чтобы творчество приносило детям радость, восторг.

Ожидаемые результаты: Пробуждение интереса к изучению народного искусства, понимания сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Оборудование и материалы:

Оборудование:

  1. Инструменты для работы лепки и росписи;
  2. Заготовки колокольчиков для росписи;
  3. Материалы для лепки: фольга;
  4. Материалы для росписи: кисти, краски;
  5. Компьютер.
    Методические материалы: репродукции и иллюстрации, слайды, плакаты, таблицы, презентация по теме занятия; музыкальное сопровождение практической работы на занятии.
  6. Образцы народных промысловых игрушек

Приёмы и формы обучения:

  1. Рассказ, беседа, объяснение нового материала по истории развития игрушечных промыслов «Ай да кукла!».
  2. Просмотр образцов народных промыслов, репродукций и иллюстраций, таблиц, слайдов, образцов игрушек.
  3. Демонстрация приемов работы лепки из фольги – «Создай образ».
  4. Компьютерная презентация «Филимоновская игрушка».
  5. Самостоятельная практическая работа по росписи колокольчика в стиле филимоновской росписи (на готовых глиняных формах).
  6. Игровой момент – вхождение в образ: «Ярмарка», прорекламируй свою игрушку.
  7. Проверка полученных знаний: «Отгадай кроссворд».

Ход занятия

Задачи этапов урока Время, мин. Действия педагога Планируемые действия обучающихся
1. Организация начала занятия, объявление темы и цели урока 3 Проверка готовности кабинета к работе: наличие инструментов, материалов Внимательно слушают, настраиваются на работу
2. Объяснение нового материала 16 Рассказ и беседа педагога про историю и происхождение игрушечных промыслов.Беседа «Сравните, чем отличаются игрушки друг от друга?».Демонстрация образцов, игрушек, слайдов, плакатов, репродукций и иллюстраций. Рассматривают образцы.Слушают объяснение.Отвечают на вопросы педагога по заданной теме.
3. Закрепление учебного материала 5 Игра «Ярмарка» Педагог предлагает обучающимся выкрикнуть потешки и расхвалить свои игрушки: «У кого из них захочется купить игрушку?»
4. Практическая творческая работа: 15.40 Знакомство с филимоновской игрушкой.Объяснение технологии выполнения творческой работы по лепке /фольга/.Роспись колокольчика в стиле филимоновской игрушки. Просмотр презентации о данном промысле.Дети лепят игрушку из фольги, определяют форму и отгадывают образы получившихся игрушек.Отвечают на вопрос: «Сколько цветов (какие?) используется в росписи филимоновской игрушки»
5. Подведение итогов занятия: 5.20 «Отгадай кроссворд». Отгадывают кроссворд (на плакате)Обучающиеся оповещают конец занятия звонком в расписанный колокольчик.

Материалы к этапам учебного занятия «Ай да кукла!»

1. Оргмомент.

2. Сегодня вы познакомитесь не только с мелкой скульптурной пластикой, но и почувствуете себя мастерами глиняной игрушки.

  • Что в ней особенного?
  • Почему мы называем эту форму игрушкой?
  • Есть ли в вашем доме глиняные игрушки?
  • Для чего они служат сегодня?

Рассказ и беседа педагога об истории развития игрушечных промыслов.

Откуда и как появилась глиняная игрушка?

Мир глиняной игрушки удивительно многообразен. В нем живут сказка и реальность, современность и традиции. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, искусства. Игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы. Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с детства с наследием мировой культуры. Сегодня мы особенно понимаем как необходимо сохранить традиционное народное искусство. Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков ( конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800). Это не просто изображения людей или животных, предметов, птиц. Это образы-типы, будто отлитые в пластические формулы, в орнаментально-символические знаки. Художественный язык складывался тысячелетиями, он глубоко содержательный и многозначительный.

Женская фигурка – сила плодородия земли, конь- слуга солнца, он приносил людям благодать. Птица – предвестник Весны и Лета. Многие мотивы и сюжеты раскрывают нам народное понимание жизни и мира. Мастера простейшими средствами создавали художественный образ. Сложились устойчивые каноны пластики, которые сохранили черты истинного народного творчества. Поэтому они понятны нам до сих пор.

Важную функцию несла игрушка в деревенской среде, крестьянском быту. Традиции и мастерство передавались по наследству, а с ними и традиции нравственной культуры. Через игрушку детям передавались понятия об окружающем мире: о добре и зле, о счастье и красоте. Все они активно готовили детей к жизни в деревне. На природе весь игрушечный мир открывался и оживал. То, что было в игрушках, открывалось им в жизни и природе. Это ремесло еще называли потешным ремеслом – оно жужжало, хлопало, свистело, гремело – много веселящих элементов было в игрушке.

Профессиональное мастерство игрушечников складывалось в художественные школы. Возникали промыслы и у каждого промысла были свои секреты и традиции.

Сравните, чем отличаются эти игрушки?

Промыслы получили названия деревень в которых они создавались и возникали: Каргополь, Дымково, Филимоново, Тверь.

На народных ярмарках игрушка была настоящим украшением. Около них всегда было оживленно. Их продавали в лавках и магазинах, на лотках и прямо на земле и предлагали покупателям с веселыми приговорками и прибаутками.

3. Предлагаю представить атмосферу ярмарочного веселья, и троим детям выкрикнуть весёлые потешки. (5 мин.)

У кого из них вам захочется купить игрушку?

У кого лучше получилось – судить детям.

  • Ай да кукла,
    Ай да Малаша,
    Неслыханное чудо,
    Невиданное диво!

  • Наша хата
    Утехами богата –
    Расчески-гребешки
    Свистульки-петушки!..

  • Купи-ка, мамаша, папаша,
    Деточка-то ваша
    С этой игрушкой пусть
    Поиграет, повеселится,
    Потешится, порезвится!

4. Самостоятельная творческая работа.

Основным и самым лучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется. Высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, расписывается любой краской: гуашью, акварелью, темперой, маслом..

Добыть глину не сложно. Она залегает при дорогах, по берегам рек и ручьев, даже не выходя за пределы города. Найденную глину можно проверить, насколько она пригодна для лепки. Глина бывает тощая и жирная Большинство народных глиняных игрушек проходили обжиг в русской духовой печи. Обычно их обжигали во время очередной топки. Зачастую тут же на полу стояли горшки, в которых варилась пища. Но одно другому не мешало.

  • Вы думаете просто слепить игрушку?
  • Кто из вас пробовал слепить игрушку?

Давайте слепим фигурку не деля ее на части. Как называется такой способ?

  • Попробуем слепить ее из…фольги.
  • Лепим быстро, пока играет музыка. (3 мин. 40 сек.)
  • «Включаем» воображение
  • Представьте себе будущую форму. (дети лепят игрушку)
  • А теперь посмотрим, что у вас получилось? (Отгадываем образы получившихся игрушек)

Давайте ближе познакомимся с одним из более ярких и самобытных игрушечных промыслов – Филимоновской игрушкой.

Показ презентации на компьютере.

  • Объяснение и беседа.
  • Сколько цветов используется в росписи филимоновской игрушки? Какие?

Желтый – радостный, солнечный, весенний цвет.

Розовый – на Руси связывали с зарей, символ чего-то приятного, нового (для новорожденных девочек).

Зеленый – юность, цветение, купола церквей окрашивались в зеленый цвет, иногда в иконописи – символ неба.

Белый – в древнерусском языке – «светлый, непорочный, ясный, прозрачный».

Красный – прекрасный – молодость, веселье, радость.

Роспись колокольчиков в стиле филимоновской росписи.

(элементы росписи и образцы композиции на доске).

5. Подведение итога урока

Контроль полученных знаний – «Отгадай кроссворд!».

Кроссворд

  1. кто создает игрушки?
  2. как называется звучащая деталь игрушки?
  3. цвет глины
  4. где обжигают игрушку?
  5. способ создания формы из целого куска
  6. чем расписывают игрушку?
  7. профессия человека, который провел этот урок
  8. к какому виду изобразительного искусства относится лепка мелких глиняных форм?

Окончание урока: оповестить звонком в колокольчик, подарить детям как сувениры на память о проведенном занятии.