Предмет: Глиняная игрушка.
Участники учебного занятия: Обучающиеся первого года обучения.
Форма занятия: Комбинированное учебное занятие.
Цели и задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие:
- Познакомить с историей и происхождением игрушечных промыслов.
- Изучать способы лепки, лепка игрушек из фольги.
- Научиться особенностям росписи колокольчика с элементами филимоновской игрушки.
- Развивать познавательную и творческую активность обучающихся при введении новых понятий и терминов, образное мышление и воображение.
- Учить видеть красоту окружающего мира, уважать народные традиции и обычаи.
- Расширять духовные потребности детей, помогать формированию художественного вкуса и становлению творческой индивидуальности.
- Добиваться, чтобы творчество приносило детям радость, восторг.
Ожидаемые результаты: Пробуждение интереса к изучению народного искусства, понимания сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.
Оборудование и материалы:
Оборудование:
- Инструменты для работы лепки и росписи;
- Заготовки колокольчиков для росписи;
- Материалы для лепки: фольга;
- Материалы для росписи: кисти, краски;
- Компьютер.
Методические материалы: репродукции и иллюстрации, слайды, плакаты, таблицы, презентация по теме занятия; музыкальное сопровождение практической работы на занятии. - Образцы народных промысловых игрушек
Приёмы и формы обучения:
- Рассказ, беседа, объяснение нового материала по истории развития игрушечных промыслов «Ай да кукла!».
- Просмотр образцов народных промыслов, репродукций и иллюстраций, таблиц, слайдов, образцов игрушек.
- Демонстрация приемов работы лепки из фольги – «Создай образ».
- Компьютерная презентация «Филимоновская игрушка».
- Самостоятельная практическая работа по росписи колокольчика в стиле филимоновской росписи (на готовых глиняных формах).
- Игровой момент – вхождение в образ: «Ярмарка», прорекламируй свою игрушку.
- Проверка полученных знаний: «Отгадай кроссворд».
Ход занятия
№ | Задачи этапов урока | Время, мин. | Действия педагога | Планируемые действия обучающихся |
1. | Организация начала занятия, объявление темы и цели урока | 3 | Проверка готовности кабинета к работе: наличие инструментов, материалов | Внимательно слушают, настраиваются на работу |
2. | Объяснение нового материала | 16 | Рассказ и беседа педагога про историю и происхождение игрушечных промыслов.Беседа «Сравните, чем отличаются игрушки друг от друга?».Демонстрация образцов, игрушек, слайдов, плакатов, репродукций и иллюстраций. | Рассматривают образцы.Слушают объяснение.Отвечают на вопросы педагога по заданной теме. |
3. | Закрепление учебного материала | 5 | Игра «Ярмарка» | Педагог предлагает обучающимся выкрикнуть потешки и расхвалить свои игрушки: «У кого из них захочется купить игрушку?» |
4. | Практическая творческая работа: | 15.40 | Знакомство с филимоновской игрушкой.Объяснение технологии выполнения творческой работы по лепке /фольга/.Роспись колокольчика в стиле филимоновской игрушки. | Просмотр презентации о данном промысле.Дети лепят игрушку из фольги, определяют форму и отгадывают образы получившихся игрушек.Отвечают на вопрос: «Сколько цветов (какие?) используется в росписи филимоновской игрушки» |
5. | Подведение итогов занятия: | 5.20 | «Отгадай кроссворд». | Отгадывают кроссворд (на плакате)Обучающиеся оповещают конец занятия звонком в расписанный колокольчик. |
Материалы к этапам учебного занятия «Ай да кукла!»
1. Оргмомент.
2. Сегодня вы познакомитесь не только с мелкой скульптурной пластикой, но и почувствуете себя мастерами глиняной игрушки.
- Что в ней особенного?
- Почему мы называем эту форму игрушкой?
- Есть ли в вашем доме глиняные игрушки?
- Для чего они служат сегодня?
Рассказ и беседа педагога об истории развития игрушечных промыслов.
Откуда и как появилась глиняная игрушка?
Мир глиняной игрушки удивительно многообразен. В нем живут сказка и реальность, современность и традиции. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, искусства. Игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы. Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с детства с наследием мировой культуры. Сегодня мы особенно понимаем как необходимо сохранить традиционное народное искусство. Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков ( конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800). Это не просто изображения людей или животных, предметов, птиц. Это образы-типы, будто отлитые в пластические формулы, в орнаментально-символические знаки. Художественный язык складывался тысячелетиями, он глубоко содержательный и многозначительный.
Женская фигурка – сила плодородия земли, конь- слуга солнца, он приносил людям благодать. Птица – предвестник Весны и Лета. Многие мотивы и сюжеты раскрывают нам народное понимание жизни и мира. Мастера простейшими средствами создавали художественный образ. Сложились устойчивые каноны пластики, которые сохранили черты истинного народного творчества. Поэтому они понятны нам до сих пор.
Важную функцию несла игрушка в деревенской среде, крестьянском быту. Традиции и мастерство передавались по наследству, а с ними и традиции нравственной культуры. Через игрушку детям передавались понятия об окружающем мире: о добре и зле, о счастье и красоте. Все они активно готовили детей к жизни в деревне. На природе весь игрушечный мир открывался и оживал. То, что было в игрушках, открывалось им в жизни и природе. Это ремесло еще называли потешным ремеслом – оно жужжало, хлопало, свистело, гремело – много веселящих элементов было в игрушке.
Профессиональное мастерство игрушечников складывалось в художественные школы. Возникали промыслы и у каждого промысла были свои секреты и традиции.
Сравните, чем отличаются эти игрушки?
Промыслы получили названия деревень в которых они создавались и возникали: Каргополь, Дымково, Филимоново, Тверь.
На народных ярмарках игрушка была настоящим украшением. Около них всегда было оживленно. Их продавали в лавках и магазинах, на лотках и прямо на земле и предлагали покупателям с веселыми приговорками и прибаутками.
3. Предлагаю представить атмосферу ярмарочного веселья, и троим детям выкрикнуть весёлые потешки. (5 мин.)
У кого из них вам захочется купить игрушку?
У кого лучше получилось – судить детям.
-
Ай да кукла,
Ай да Малаша,
Неслыханное чудо,
Невиданное диво! -
Наша хата
Утехами богата –
Расчески-гребешки
Свистульки-петушки!.. -
Купи-ка, мамаша, папаша,
Деточка-то ваша
С этой игрушкой пусть
Поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится!
4. Самостоятельная творческая работа.
Основным и самым лучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется. Высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, расписывается любой краской: гуашью, акварелью, темперой, маслом..
Добыть глину не сложно. Она залегает при дорогах, по берегам рек и ручьев, даже не выходя за пределы города. Найденную глину можно проверить, насколько она пригодна для лепки. Глина бывает тощая и жирная Большинство народных глиняных игрушек проходили обжиг в русской духовой печи. Обычно их обжигали во время очередной топки. Зачастую тут же на полу стояли горшки, в которых варилась пища. Но одно другому не мешало.
- Вы думаете просто слепить игрушку?
- Кто из вас пробовал слепить игрушку?
Давайте слепим фигурку не деля ее на части. Как называется такой способ?
- Попробуем слепить ее из…фольги.
- Лепим быстро, пока играет музыка. (3 мин. 40 сек.)
- «Включаем» воображение
- Представьте себе будущую форму. (дети лепят игрушку)
- А теперь посмотрим, что у вас получилось? (Отгадываем образы получившихся игрушек)
Давайте ближе познакомимся с одним из более ярких и самобытных игрушечных промыслов – Филимоновской игрушкой.
Показ презентации на компьютере.
- Объяснение и беседа.
- Сколько цветов используется в росписи филимоновской игрушки? Какие?
Желтый – радостный, солнечный, весенний цвет.
Розовый – на Руси связывали с зарей, символ чего-то приятного, нового (для новорожденных девочек).
Зеленый – юность, цветение, купола церквей окрашивались в зеленый цвет, иногда в иконописи – символ неба.
Белый – в древнерусском языке – «светлый, непорочный, ясный, прозрачный».
Красный – прекрасный – молодость, веселье, радость.
Роспись колокольчиков в стиле филимоновской росписи.
(элементы росписи и образцы композиции на доске).
5. Подведение итога урока
Контроль полученных знаний – «Отгадай кроссворд!».
Кроссворд
- кто создает игрушки?
- как называется звучащая деталь игрушки?
- цвет глины
- где обжигают игрушку?
- способ создания формы из целого куска
- чем расписывают игрушку?
- профессия человека, который провел этот урок
- к какому виду изобразительного искусства относится лепка мелких глиняных форм?
Окончание урока: оповестить звонком в колокольчик, подарить детям как сувениры на память о проведенном занятии.