ХОД ПРАЗДНИКА
Зал украшен буквами и воздушными шариками. На сцену слева выходит мальчик – «Букварь», справа – первоклассник с букетом.
Первоклассник:
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел –
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет –
Подарю учительнице в школе.
Букварь:
Ждёт с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная – Букварь.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(Обращается к первокласснику):
Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись):
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Букварь:
Подожди, не торопись
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включится в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущённо):
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Букварь (показывает на вошедшую букву Р): Эту тоже?
Первоклассник:
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
«Перед нами буква «Рэ»
Буква Р:
Я – не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква «эр»!
Первоклассник (смущённо):
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
Дети поют песню «Учат в школе».
Буква Р и первоклассник уходят.
1 ученик.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
2 ученик.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные
Гласные, согласные.
3 ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и молчать.
4 ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5 ученик.
Ссс – змеиный слышен свист.
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат.
Ррр – моторы тарахтят.
Выходят на сцену буквы и делятся на две группы: гласные и согласные, становятся по разные стороны от ведущего.
Инсценируется сказка «Всегда вместе» А. А. Шибаева.
Однажды не поладили буквы-гласные и согласные
– и разошлись в разные стороны.
Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и
никак!
Кашлянули:
– Кх!
Чихнули:
– Пчх!
Хмыкнули:
– Хм!
Зачем-то позвали кошку:
– Кс, кс, кс!
И заскучали…
– Тс-с!
Вдруг показалось им, что-то где-то рыдает.
Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали, как
маленькие дети:
– Уа! Уа!
Аукались:
– Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели
крикнуть, но у них получилось лишь невнятное
бормотание):
БДМ
ВСГД
ВМСТ!
И услышали радостное (но тоже непонятное):
У-Е
Е-А
Е-Е!
Заключили буквы мир, снова стали рядом, внятно
сказали:
БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
6 ученик.
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явились на урок.
7 ученик.
Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, всего СОВА.
8 ученик.
МИ–ЛА МЫ–ЛА РУ–КИ МЫ–ЛОМ.
МА–ША КА–ШУ ВА–РИТ НАМ.
Чтоб скорей и лучше было,
Всё читайте по слогам.
9 ученик.
Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постепенно, понемногу…
Мы научились все читать!
10 ученик.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Все мы сегодня говорим: «Спасибо Букварю!»
Букварь: В гости к вам я пришёл не один.
Вместе со мной пришли все 33 буквы русского
алфавита.
– Гласные! (Здесь!)
– Согласные! (Здесь!)
– Буквы, которые не обозначают звуков! (Здесь!)
Буквы – значки, как бойцы на парад
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё АЛФАВИТ.А: Буква А, буква А –
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света
А похожа на ракету.Б: Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.В: Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.Г: Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и кочергу
Превратить я Г смогу.Д: Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.Е: На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.Ё: Е и Ё – родные сёстра.
Различить сестёр не просто
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.Ж: Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском
Сноп соломы на меже
Превратиться в букву Ж.З: З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружкаИ: На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.К: Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква КЛ: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.М: Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.Н: Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.О: В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.П: На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.Р: Буква Р – на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.С: Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.Т: Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве Т я старый друг».У: У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.Ф: Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.Х: Буква Х все ходит, ходит,
Места словно не находит.Ц: Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.Ч: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.Ш: На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.Щ: Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.Ъ: Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.Ы: Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать ее должны.Ь: Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.Э: Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.Ю: На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.Я: Вы запомните, друзья!
В алфавите буква Я – последняя!
Под музыку одни буквы уходят, а другие выходят на сцену.
Сценка «Буква Я».
Ведущий. Вот какие дружные буквы русского алфавита, но не всегда буквы были такими, не всегда мирно жили и крепко дружили. Хотите узнать, что с ними однажды произошло?
Дети (вместе). Хотим!
Ведущий.
Ну, так слушайте рассказ.
Буквы в азбуке у нас
Жили, не тужили,
Весело дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала.
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я».
– Я, – сказала буква «Я», –
Главная, заглавная!
Буква Я.
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло «Я».
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Ведущий.
Говорят ей:
Встань на место!
Отвечает…
Буква Я.
Не пойду,
А ведь я не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мной – недоразумение,
Не более, ни менее!
Ведущий.
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф. Футы-нуты!
Ведущий.
Фыркнул «Эф»,
От обиды покраснев.
Буква С. Срам.
Ведущий. Сердито «Эс» сказала.
Буква Ц (кричит). Воображала! Это всякий так бы смог!
Мягкий знак.
Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход, особый.
Ведущий.
Вдруг промямлил мягкий знак,
А сердитый твердый знак
Молча, показал кулак.
Буква Ю.
Тише, буквы!
Стыдно, знаки!
Ведущий. Закричали гласные.
Буква Ы.
Не хватало только драки,
А ещё согласные!
Буква Х.
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Буква У.
Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймёт.
Буква Ч.
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» вперёд совать!
Буква Э.
Ведь никто в таком письме
Не поймёт ни «бэ», ни «мэ».
Буква Я.
Не хочу водиться с вами!!!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Ведущий.
Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор.
Буквы. Хорошо, идём на спор!
Буква Т.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я.
Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».
Ведущий.
Буква «Я» взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела
Только «я, я, я, я, я».
Буквы. Ха- ха- ха- ха- ха- ха-ха.
Ведущий.
«Ю» от смеха покатилась,
«У» за голову схватилась.
«Т» и «Ч» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Буква «Я».
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
Буква Щ.
Что ж, решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтобы все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Ведущий.
Буква «Я» всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я».
Буквы под музыку уходят. На сцену выходят дети и букварь, читают стихи.
11 ученик.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли
Буквари (для всех подарок)
На столах своих нашли
12 ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
13 ученик.
Был наш путь не очень долгим
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
14 ученик.
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс
И дорогому букварю я говорю:
«Благодарю! Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть!»
Дети уходят, а Букварь остается. Все дети кричат: «Прощай, Букварь!»
Букварь:
Ах, забыл я, друзья,
Что представить должен вам,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
Букварь вводит за руку на сцену ученика, изображающего учебник «Русский язык» и ученицу «Книгу для чтения». Вместе с ними выходит Ученик (из первой сцены).
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей,
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать МОЁ,
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою.
Книга для чтения:
Я – «Книга для чтения»
Полистай мои страницы
(обращается к ученику)
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Ученик (листает страницы учебника):
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник не простой.
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
Книга для чтения:
Я от Букваря слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
А теперь давайте дружно,
Песню мы сейчас споем
И закончим выступленье
Скоро снова за ученье!
Все участники выступления поют на мотив песни «Голубой вагон»:
Праздник наш сегодня завершается,
С Букварем простились мы сейчас,
Наши мамы путь не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.Припев:
Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут,
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.
Поздравления родителей. Вручение подарков.