Цель: Воспитывать интерес к народному и авторскому искусству, к звучащему слову и художественному творчеству.
Задачи:
- Развивать фантазию и творческие способности детей.
- Пробуждать в учащихся жажду к чтению, к знаниям авторов сказок и знанию художников писавших по сказкам.
- Воспитывать любовь к чтению.
Форма проведения: Театрализованная игра-викторина с использованием информационных технологий (презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint 2003).
Оборудование: СD-диск с записью презентации, экран, звуковые колонки, проектор, реквизит, жетоны балы.
Ход занятия
Слайд 1
Мир красок и звуков окружает нас с детства. Научится видеть, чувствовать подлинную их красоту – значит сделать себя более богатым духовно, более счастливым.
Ведущий: Сказки распространяются от одного народа к другому, переводятся с одного языка на другой. Русские народные сказки и сказки народов мира позволяют нам приобщиться к истокам различных национальных культур. Сказки – это наше духовное богатство, которое знакомит нас с историческим наследием наших предков. Горели города и сёла, горели рукописи, в пепелища превращались целые библиотеки, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья, никакие войны и нашествия. Память народная сохранила, донесла до нашего времени это живое наследие веков. И теперь в настоящее время периодически появляются новые сказочные повествования, которые теперь имеют конкретного автора.
– Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
Ведущий: Теперь настало время узнать, как вы знаете сказки.
(Три ряда первый – 3 «А», второй – 3 «Б», третий 3 «В», каждый правильный ответ – одно, очко – один жетон-картинка).
Начинаем первый конкурс нашей сказочной викторины.
Угадай сказку и автора Слайд 2
По начальным строчкам сказок определите название сказки и укажите автора.
-
В одном сказочном городе были коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькими. (Н. Носов, Приключение Незнайки и его друзей).
-
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, у зайчика душа в пятки … (Д.Н. Мамин-Сибяряк, Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост).
-
У одних родителей был мальчик. Звали его дядя Фёдор... (Э. Успенский, Дядя Фёдор, пёс и кот).
-
Жили старик со старушкой, у них была дочка да сынок маленький.
– Дочка, дочка! – говорит мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. (Русская народная сказка Гуси-лебеди).
Ведущий:
Второй конкурс – Сказочный транспорт.
Слайд 3
На ком или на чём совершали путешествие сказочные герои?
- Иван царевич за Жар птицей? (на сером волке),
- Барон Мюнхаузен на луну? (на пушечном ядре),
- Элли в сказочную волшебную страну? (с помощью смерча),
- Вокруг света капитан Врунгель? (на яхте Беда),
- Малыш на крышу? (с помощью Карлсона),
- Баба Яга? (в ступе с помелом),
- На юг лягушка – путешественница? (на прутике, который держали утки).
Ведущий: В народе любят число «три». И в сказках очень часто встречается эта цифра. А знаете ли вы, как и в какой сказке, мы встречаемся с числом «три». (Ответы детей). Слайд 4
Представляем вашему вниманию сказку «Три сестры» (учащиеся 3Б класса)
(Театральная постановка)
Мать: (дочкам) Я ухожу на работу. Девочки, приберите комнату.
Сестры: (хором) Уберем, мама! (мама уходит)
Старшая сестра: Я вчера прибирала. (Расчесывает перед зеркалом волосы.)
Средняя сестра: Я потом уберу.
(Младшая сестра берет кастрюлю, ставит на плиту; в это время занимается уборкой в комнате.)
Мать: (пришла с работы.) А вот и я! (Достает из авоськи три конфеты.)
Сестры: Мама принесла конфеты!
Мать: Постойте-ка, старшая и средняя мои дочери. (К старшей дочери.) Ты вчера уже съела свое. А ты, (к средней дочери) потом съешь. (Подзывает младшую дочь.) Иди-ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три конфеты – тебе.
Старшая и средняя дочери: А нам? Мы тоже хотим!
Мать: А вы хорошо подумайте, почему младшей я отдала все конфеты!
(Поклон.)
Ведущий: Мы продолжаем нашу Сказочную викторину.
Третий конкурс – Продолжи текст.
Слайд 5
Нужно вспомнить рифму из сказки, а затем название сказки и ее автора.
Например:
Как у нашего Мирона на носу сидит … (ворона, К. Чуковский, Чудо-дерево)
-
А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря … (кит, К. Чуковский, Путаница) -
Кит царапался, кусался,
Если ж был неравен спор –
От врагов своих спасался,
Залезая на … (забор, Б. Заходер, Кит и кот) -
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это … (брюки, С. Маршак, Вот какой рассеянный) -
Брал в столовой Дядя Стёпа
Для себя двойной обед.
Спать ложился Дядя Стёпа –
Ноги клал на … (табурет, С. Михалков, Дядя Стёпа) -
Слайд 6
Тут и мыло подскочило
И вцепилась в волоса.
И юлило, и мылило,
И кусало, как … (оса, К. Чуковский, Мойдодыр) -
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. Вся столица
Содрогнулась, а девица –
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, … (греха, А.С. Пушкин, Сказка о золотом петушке)
Ведущий:
Четвертый конкурс викторины – Живые загадки.
Слайд 7
Ребята, давайте попробуем по рассказам самих героев сказок, угадать кто они и из какой сказки?
(Дети заранее готовят на театральных занятиях). 3А
Колобок: Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жесткие, и хитрые…
Теремок: Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился. Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…
Яичко из сказки «Курочка-Ряба»: Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком Бабушки, ни с кулаком Дедушки. И надо было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались…
Красная Шапочка: Мне приятно было на голове у этой девочки. Мне нравится вместе с ней ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчивая. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности..
Сапоги, сказка «Кот в сапогах»: Честно говоря, неприятно, когда тебя надевают на ноги. Там ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…
Золотой ключик: Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчику. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?
Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»: Я, конечно, готова выполнять любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта.
Ласточка, сказка «Дюймовочка»: Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согрела, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!
(После каждой загадки, ответы детей.)
(Все герои выходят на поклон.)
Ведущий:
Последний конкурс нашей викторины – Сказочный ребус.
Слайд 8
Если вы правильно ответите на все наши вопросы, то с помощью первых букв отгаданных слов прочтете имя героини сказки Шарля Перро, которую знают все на свете.
- Умный малыш из сказки Н. Носова «Приключение Незнайки». (Знайка)
- Что за «красный цветок» принес Маугли в джунгли? (Огонь)
- Как назывались маленькие человечки, в страну которых попал Гулливер в книге Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера». (Лилипуты)
- Имя героя книги Александра Волкова, который оживил деревянных солдат. (Урфин)
- Имя вредной старушки из сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». (Шапокляк)
- Цвет шапочки, которую носила девочка в известной сказке Шарля Перро. (Красный)
- Брат коротышки Небоськи из сказки Николая Носова «Приключения Незнайки». (Авоська)
Ключевое слово ребуса «Золушка» – героиня сказки Шарля Перро
Ведущий: Многие художники обращались в своем творчестве к сказкам. Писали иллюстрации к ним. Например, Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников XIX века. Слайд 9
Его называли "истинным богатырем русской живописи". Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.
Посмотрите, вы конечно знаете многие картины Васнецова.
- «Аленушка»,
- «Иван-Царевич на сером волке», Слайд 10
- «Снегурочка», Слайд 11
- «Спящая царевна», Слайд 12
- «Ковер-самолет», Слайд 13
- «Царевна-Несмеяна», Слайд 14
- «Царевна-лягушка», Слайд 15
- «Баба-Яга», Слайд 16
- «Сивка-Бурка», Слайд 17
- «Кощей Бессмертный», Слайд 18
- «Богатыри». Слайд 19
Есть еще художники, писавшие картины – иллюстрации к сказкам, может вы, кого-то назовете? (Ответы детей.)
Я некоторых назову. Слайд 20 Иван Билибин, Слайд 21 Константин Васильев. Посмотрите на их произведения.
Ведущий: Молодцы ребята, вы любите и знаете сказки. Вы прекрасно справились со всеми конкурсами. А сейчас, пора подводить итоги нашей викторины. Считаем жетоны-картинки. Слайд 22
(Награждение победителей и участников грамотами и Слайдкими подарками).
Всем спасибо, до скорых встреч. Любите и читайте сказки.