Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем

Разделы: Экология


Обучающая цель: сформировать представление учащихся об огромном разнообразии природных сообществ, познакомить учащихся с природными сообществами на примере сообществ пруда и озера, а также с искусственным сообществом аквариума; рассказать о растительном и животном мире этих биоценозов, о приспособленности их к совместному обитанию; рассказать об охране водоемов.

Развивающая цель: развить умение обобщать и систематизировать; развить умение сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учеников, а также умение составлять схемы простейших пищевых цепей организмов, приводить примеры производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

Воспитательная направленность урока: формирование научного мировоззрения и уважительного отношения к природе

Тип урока: комбинированный

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: рисунки и текст учебника, таблицы с изображением растений и животных данных биоценозов, карточки с заданиями, самодельное "Древо познания", рисунки обитателей аквариума, рисунки учителя "Растения плавающие и погруженные в воду".

Структура урока:

  • организационный момент - 1-2 минуты
  • актуализация прежних знаний - 10 минут
  • формирование новых понятий и способов действия - 26 минут
  • домашнее задание - 2 минуты
  • закрепление - 5 минут
Время Содержание урока
2 мин 1. Организационный момент.

Приветствие и отметка отсутствующих.

10 мин 2. Опрос.

На прошлых занятиях мы начали изучать сообщества живых организмов и их виды, а также познакомились с основными группами живых организмов в биоценозах, узнали, что такое цепи и сети питания. Давайте воспроизведем наши знания.

Уплотненный опрос

Работа у доски - игра "Древо познания"

На доске прикреплен рисунок большого дерева. На это дерево прикреплены листочки в форме листьев этого дерева. На обратной стороне их написаны вопросы. Эти вопросы дети самостоятельно писали на прошлом занятии. Ученик выходит к доске, отрывает листочек и, прочитав вопросы, отвечает на них (вслух).

Примерные вопросы:

№1.

  • назовите сообщество живых организмов.
  • что такое сеть питания?
  • составьте цепь питания из предложенных организмов: дятел, сосна, короеды, сокол.

№ 2.

  • что такое природное сообщество?
  • приведите пример организмов-продуцентов.
  • составьте цепь питания из предложенных организмов: заяц-беляк, волк, луговые травы, бактерии

№ 3.

  • как называется сообщество организмов, основу которого составляют ели?
  • консументы - это :
  • составьте цепь питания из предложенных организмов: опавшие листья, скворец, дождевой червь, ястреб

№ 4.

  • что называется цепью питания?
  • приведите примеры консументов 1, 2 и 3 порядков.
  • составьте цепь питания из предложенных организмов: лисица, зерно, мышь, микроорганизмы-бактерии

№ 5.

Редуценты - это :

  • какие природные сообщества живых организмов вы знаете?
  • составьте цепь питания из предложенных организмов: орел, трава, лягушка, кузнечик

Письменная самостоятельная разноуровневая работа с разрезными карточками (карточки прилагаются)

15 мин 3. Формирование новых понятий и способов действия.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы познакомимся с водными сообществами живых организмов, которые бывают как природными, так и искусственными. А что это за сообщества живых организмов попробуйте отгадать.

Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды - В нем все отражается:

Как это зеркало называется? (Озеро, пруд)

Запись темы на доске и в тетрадях.

Итак, темой сегодняшнего урока будут водные сообщества пруда, озера, аквариума. Мы узнаем, что пруд и озеро - это природные сообщества, а аквариум - это искусственный биоценоз и чем они отличаются друг от друга. Мы также познакомимся с обитателями этих мест и их взаимоотношениях друг с другом.

Пруд и озеро как природные водные сообщества.

Задание учащимся.

- Ребята, попробуйте сами дать определение, что такое озеро и пруд. Своими словами.

(Возможные варианты ответов: это вода или место, в котором можно купаться; там, где ловят рыбу; вода, окруженная берегами; скопление воды)

- А теперь сравним ваши определения с моим: озеро или пруд - это скопление воды в углублении на суше.

Сообщение учителя с элементами беседы.

Пруды и озера со всех сторон окружены берегами. Пруд - небольшой искусственный водоем. Его площадь не более 1 кв. км.

Площадь озера может достигать нескольких десятков тысяч квадратных километров. Самое глубокое в мире озеро - Байкал (глубина 1620 м) имеет площадь, равную 31 500 кв. км.

Растительность прудов и озер.

Рассказ учителя с элементами беседы и записью обитателей в тетрадь

Давайте с вами совершим заочную экскурсию на водоем - пруд или озеро. Итак, перед нами пруд. Первое, на что мы обратим внимание, - это растения.

В прибрежной части прудов и озер растут влаголюбивые растения. Они наполовину погружены вводу.

Работа с рисунком учебника "Прибрежные растения пруда" на с. 148 и таблицей на доске

- на рисунке в учебнике на с. 148 изображены влаголюбивые растения. Назовите их.

(камыш озерный, тростник обыкновенный, рогоз широколиственный, частуха подорожниковая)

Дальше от берега встречаются плавающие и погруженные в воду растения.

Работа с рисунками учителя

Это стрелолист, кувшинка, водокрас. Стрелолист и кувшинка закрепляются в грунте дна, а водокрас плавает в верхнем слое воды.

На поверхности воды плавает и это растение. Угадайте его!

На воде ковер из зеленых монет.

Убери его - и пищи нет! (ряска)

Иногда на поверхности озер и прудов она образует сплошной зеленый ковер.

Растения элодея и рдест полностью погружены в воду. В толще воды плавают мельчайшие зеленые водоросли, разглядеть их можно только под микроскопом. Они являются основными производителями органических веществ в прудах и озерах. Используя солнечный свет, углекислый газ, воду и минеральные соли, они быстро растут и размножаются, образуя много органических веществ. От обилия водорослей вода в прудах и озерах летом имеет темно-зеленый цвет. Несмотря на микроскопические размеры, водоросли составляют основную часть растительной пищи в водоеме.

Вопрос учащимся

- А какова, на ваш взгляд, роль зеленых растений в пруду или озере?

(Они служат пищей животным; образуют органические вещества; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания, и освобождают ее от углекислого газа; подводные заросли - убежище для животных)

Животный мир прудов и озер.

Сообщение учителя с элементами беседы и записью обитателей в тетрадь

Богат и животный мир водоемов.

Надводные и подводные части прибрежных и плавающих в воде цветковых растений служат пищей улиткам прудовикам, катушкам), жукам-водолюбам. Они изображены в учебнике на с. 150.

Работа с рисунком учебника "Растительноядные животные пруда"

Гниющими растительными остатками питаются многие животные, в том числе водяные ослики, различные черви, личинки комаров. На дне прудов и озер живут беззубки. Они питаются органическими взвесями, отфильтровывая их из воды.

При обилии водорослей в прудах и озерах в огромном количестве размножаются микроскопические животные и мелкие растительноядные рачки, например дафнии и циклопы. Несметное количество этих мелких животных поедается более крупными животными - личинками стрекоз и других насекомых, пауками-серебрянками, мальками рыб, жуками-плавунцами, водяными скорпионами (см. рис.), взрослыми всеядными рыбами.

В прудах и озерах живут различные виды рыб.

Задание учащимся

- Приведите примеры рыб, обитающих в водах озер и прудов.

(карась, лещ, окунь, щука, плотва, ротан, карп)

Караси, сазаны, лещи, питающиеся водными растениями, личинками насекомых, червями, другими мелкими животными. Окуни и щуки ведут хищный образ жизни. Они питаются мелкой рыбой. Добычей щук и окуней в первую очередь становятся больные или ослабленные болезнями рыбы. Поэтому хищники способствуют оздоровлению рыбного населения водоемов.

По берегам прудов и озер обитают прудовая и озерная лягушки. Здесь они ловят насекомых, а в случае опасности прыгают в воду.

С прудами и озерами связана жизнь многих птиц.

Задание учащимся

- Назовите птиц, жизнь которых связана с водоемом.

(чайки, утки, цапли, выпь)

Все эти птицы находят в воде достаточное количество пищи: чайки и цапли едят рыбу, утки - всякую живность и некоторые водные растения.

Также на берегах прудов и озер живут различные зверьки, например ондатры, водяные землеройки, бобры, выдры. Давайте послушаем сообщение о бобрах.

Заслушивание сообщения о бобрах.

Пруды и озера со всем их живым миром существуют прежде всего благодаря обилию водорослей и других растений, жизнь которых, в свою очередь, невозможна без солнечной энергии, минеральных солей и других условий роста и развития.

- Давайте составим цепь и сеть питания, которая складывается в водоеме. Но для начала еще раз вспомним, что такое цепи и сети питания?

(Цепь питания - пищевые связи между конкретными живыми организмами; сеть питания - это переплетение пищевых цепей в сообществах)

Составление цепи и сети питания в форме игры.

Рассказ учителя.

Важнейшую роль в жизни пруда и озера играют факторы неживой природы: свет и температура. Многообразное влияние оказывает на водоемы деятельность человека.

Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба.

Навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу.

Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей.

Отходы предприятий плавают на поверхности, заслоняя растениям свет, необходимый им для развития. Отходы оседают на дно водоемов, где обитают животные.

Вопрос учащимся:

- Как взрослые и школьники должны охранять пруды и озера?

(в воду не должны попадать отходы от фабрик и заводов, удобрения, ядохимикаты, бензин, различный мусор - проводить беседы, агитбригады, расставлять запрещающие знаки)

Вывод.

Вопрос учащимся и запись вывода в тетрадь

- А теперь постарайтесь сделать вывод о совместном обитании в водоемах живых организмов и их связи между собой.

(в пруду или озере совместно обитают разнообразные растения, животные, микроорганизмы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни, которые создала для них природа).

Пруд и озеро - это природное сообщество, которое надо охранять.

11 мин А сейчас мы рассмотрим искусственное сообщество живых организмов, которое не может существовать без помощи человека. В этом и состоит главное отличие природного сообщества от искусственного.

Аквариум как искусственный пресноводный водоем.

Рассказ учителя.

Аквариум - стеклянный сосуд, наполненный водой и предназначенный для содержания в комнатных условиях рыб и других мелких водных животных и растений.

 Итак, вы решили купить аквариум. С чего начать?

Какого объема выбрать аквариум?

Чем меньше объем аквариума, тем сложнее удержать биологическое равновесие. 20 литровый шаровой аквариум. Да, красиво. Да, занимает мало места. Но сколько головной боли! Оборудование не спрятать, все на виду, постоянно зацветает, лампа перегревает воду и т.д.

Содержание рыб в малых объемах доступно только опытным аквариумистам. Минимальный объем, который можно рекомендовать начинающим - 50 л, оптимальный - 100-150 л.

Что касается формы, то конечно лучше купить аквариум квадратный или прямоугольный, можно купить и угловой, но не круглый - и видеть вы все будете искаженно, и рыбы себя будут неуютно чувствовать.

Теперь надо сказать несколько слов о воде. Существует два основных вида аквариумов - пресноводные и морские. Как вы понимаете, морские аквариумы требуют приготовление морской воды.

Мы сегодня разберем пресноводные аквариумы. При заполнении нового аквариума водой, дайте ей отстояться 3 суток, чтобы испарился хлор. Если вы запустите рыбок сразу, то увидите, как вода в аквариуме помутнеет.

Можно установить аквариум в самом темном месте в комнате - тогда вы сможете с помощью искусственного освещения регулировать яркость и продолжительность светового дня. При интенсивном дневном освещении, прямых солнечных лучах освещенность может стать слишком сильной, что приведет к разрастанию водорослей, которые буду мешать расти водным растениям и портить внешний вид аквариума.

Специальное освещение позволит выявить оттенки окраски Ваших любимых рыбок и будет способствовать лучшему росту растений.

Оптимальная температура воды для большинства рыб и растений - 26о С. Фильтры используемые в декоративных аквариумах можно разбить на две группы внутренние фильтры (устанавливаемые внутри аквариума) и внешние фильтры (устанавливаемые на стенке аквариума или фильтры подключаемые с помощью шлангов).

Прежде чем в аквариум поселить рыб, на его дно укладывают грунт. Для декоративного аквариума вполне подойдет крупный песок с размером частиц 3-5 мм и учтите, чем грунт темнее, тем ярче и красивее будут выглядеть Ваши рыбки. Перед использованием любой грунт необходимо тщательно промыть в нескольких водах.

Декорациями могут быть: замки, гроты, искусственные рыбки, все сверкает и привлекает внимание или затонувшие корабли.

Учтите, что большинство рыб, особенно первое время, постарается от Вас спрятаться, поэтому сделайте декорацию "прозрачной", легко просматриваемой.

Объемный фон или фото-фон закрепите на задней стенке аквариума так, чтобы рыбки не смогли за него заплыть. Не забудьте, что основной задачей декорации является скрыть установленное оборудование, подводящие провода и шланги.

Растения.

Для большинства аквариумных растений необходимо много света и свежая вода. Ваш декоративный аквариум этим условиям соответствовать не будет, поэтому лучше сразу ограничиться использованием растений, нетребовательных к свету и питающихся из грунта. Можно использовать и искусственные растения.

 Рыбки.

Рассказ учителя с демонстрацией рыбок на картинках.

Вам, конечно, захочется завести самых ярких и самых красивых. - рыбки семейства Cichlidae - Цихлиды. Они Вам очень понравятся, но ...

Аквариумных рыбок можно условно разбить на две группы:

  • агрессивные хищники с необычным поведением;
  • достаточно миролюбивые рыбки, уживающиеся с другими в общем аквариуме.

Большинство цихлид можно отнести к первой группе. Они займут в аквариуме территории и будут их охранять, большинство строят гнезда в грунте или на камнях, поэтому растения будут постоянно плавать на поверхности. Другие рыбки будут съедены или загнаны в угол.

Страшно? Нет, даже интересно. Просто сразу решите для себя: аквариум для цихлид (больше камней и только искусственные растения) или общий аквариум для миролюбивых рыбок.

Приобретая рыбок, обратите внимание на размеры, ведь даже миролюбивые рыбки, но крупных размеров могут отнестись к более мелким, как к кормовому объекту.

Аквариум с рыбой, а не с рыбками - тоже интересный вариант. Одна, но красивая и большая рыба в пусть небольшом аквариуме станет Вашим другом, так же как кошка или собака.

 Корм.

Всеядных рыб можно кормить и сухим кормом и живым - с ними проще всего. Есть рыбы, которые берут только мелкий живой корм - вам придется все время покупать им личинки мотыля, перед кормлением его надо промывать от остатков ила. Есть рыбы, нуждающиеся в растительной пище - они хорошо очищают аквариум от водорослей, таким рыбам можно дополнительно давать сухой корм на растительной основе или положить в аквариум слегка увядшие листья салата или слегка обваренный шпинат. Запомните, что от корма зависит здоровье рыб, не надо их перекармливать, это ведет к ожирению, а остатки корма будут портить воду. Кормить можно три раза в день мелкими порциями

Если вы надумали обзавестись аквариумом, то об особенностях содержания рыбок можно прочитать в специальных книгах. В них подробно описано, каким должен быть объем аквариума для разных его будущих обитателей, какие растения и корм они предпочитают, какая им нужна вода и какой температуры, какое они любят освещение и т.д.

Вывод.

Декоративный аквариум не предназначен для разведения рыбок и выращивания мальков.

о поставке всех видов энергии (свет, тепло, продукты питания) должен позаботится владелец аквариума.

В аквариуме накапливается огромное количество вредных веществ - отходов жизнедеятельности рыб и растений, и только часть из них способна переработать сама экосистема. Органические вещества метаболизмов, остатки корма, мертвые растения и т.д., преобразуются естественными нитридными бактериями в аммиак (яд), в нитриты (яд) и затем в нитраты (яд, но только в больших количествах), которые лишь частично поглощаются растениями. О удалении всех вредных веществ и продуктов жизнедеятельности тоже должен позаботиться владелец аквариума.

2 мин 4. Домашнее задание.

Запись на доске и в дневниках

Глава 4 параграфы 4, 5, вопросы после параграфов.

5 мин 5. Закрепление.

Фронтальная беседа по вопросам после параграфа