Цель: формирование у школьников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
- расширять знания школьников о мире профессий;
- актуализировать проблему выбора профессии;
- помочь школьникам сделать выводы:
а) правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности;
б) работа должна человеку приносить радость.
Оборудование:
- музыкальное сопровождение;
- жетоны;
- карточки с заданиями;
- костюмы игровых персонажей;
- бумага, ручки, маркеры;
- мульти медийный комплекс;
- таблицы;
- выставка книг и сборников на тему “ Куда пойти учиться”.
Ход мероприятия
“Если вы удачно выберете труд
и вложите в него душу,
то счастье само вас отыщет”.
К.Д. Ушинский
Под тихую спокойную музыку все проходят в зал, усаживаются. Выходят игровые персонажи.
Профессор: Да зачем она вам нужна? Сейчас компьютеры есть: выдадут все, что нужно.
Научный сотрудник: Ах, профессор, моя машина гораздо проще в эксплуатации, а результаты точнее. Например, она может сейчас проанализировать и подсчитать, сколько в 2020 году понадобится юристов, экономистов, биологов или, скажем, сантехников и поваров. И мы сможем планировать выпуск специалистов, расширять или сворачивать колледжи и институты. А также оказывать помощь тем, кто уважает труд и делает свой профессиональный выбор.
Профессор: Вы думаете, что сегодня это кому-то нужно? Расчеты, научный подход, уважительное отношение к труду, к выбору будущей профессии?! Перестаньте, коллега! Современная молодежь живет одним днем, а до проблем выбора профессии им и дела нет!
Научный сотрудник: Да профессор, возможно, вы и правы. Серьезный подход к выбору профессии – это не актуально.
Вед.: Здравствуйте уважаемые господа, ребята, гости . Я услышала ваш разговор и посмею не согласиться с вами. Выбор профессии – это очень актуально и наши ребята серьезно интересуются этой проблемой. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам пройти в зал и присоединиться к ребятам. Работая вместе с нами, вы убедитесь в этом.
Вед.: Рождается человек. И мир, многообразный и многотрудный, сложный и противоречивый, мятежный и прекрасный, принимает его, юного гражданина, надеясь видеть в нем созидателя, веря в него, как в творца будущего. Проходят годы, и мы подходим к возрасту самоопределения, возрасту, когда должны уже сознательно и уверенно ответить на поставленный вопрос — кем быть и каким быть?
Эпиграфом нашей встречи я взяла слова К. Д. Ушинского, который говорил: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”. Справедливы ли эти слова? Если да, то почему? Спасибо, молодцы.
Вед.: Ребята, вы уже, конечно, догадались, что мы неспроста начали нашу встречу с разговора о профессиях. Это не случайно. Ведь сегодня наша встреча пройдет в форме иллюстративной игры с элементами театрализации на тему: “Калейдоскоп профессий”.
И в самом начале нашей встречи мне хотелось бы уточнить, а что вы знаете о разнообразном мире профессий, о современных профессиях и будущих. Сейчас вы услышите стихотворения, где последнее слово вы должны будете назвать сами.
(Выходят чтецы – 6 чел.)
1. Он клиента встретит в зале и расскажет о товаре.
Подберет и запакует, тонкости все растолкует.
Кто же этот молодец? Ну, конечно, …. (Продавец)
2. Он за день может сделать сотню дел:
Принять заявку, счет составить,
И на доставку все отправить.
Все это успевает наш проворный …. (Менеджер продаж)
3. В этом небольшом отделе всегда работники при деле.
Ни сна, ни отдыха не знают, когда отчетность составляют.
Финансы ведь особая материя, об этом точно знает…(Бухгалтерия)
4. Забот у сотрудников этих хватает: КамАЗ за КамАЗом они разгружают.
Ребята они, без сомненья, что надо! Кто это? Конечно… (Работники склада)
5. На конях своих железных хоть пол нашей области объездят.
В срок товары привезут, никогда не подведут.
Дорог и бездорожья повелители. Прекрасные работники … (Водители)
6. Он мыслит всегда позитивно и знает как быть креативным.
В рекламах и акциях – истинный ас! Он также печатает прайсы для нас.
Не кассир и не филолог, а умелый…(Маркетолог)
Вед.: Молодцы. Все правильно отгадали. А теперь я прошу вас обратить ваше внимание на экран, где расположены вопросы экспресс-теста, на своих листочках вы ставите только № и букву ответа, который на ваш взгляд, правильный.
Тест "Как ориентироваться в мире новых профессий?"
Уважаемый друг! Помни, что результат теста не дает стопроцентных гарантий твоей расположенности или не расположенности к профессии. Тест – это повод задуматься над тем, что делать дальше. Лучший способ проверки - попробовать себя в этой деятельности.
1. Логист:
А) занимается логикой;
Б) организует конференции.
В) специалист по управлению транспортировкой продукции;
2. Веб-мастер:
А) работает на компьютере;
Б) разрабатывает программы;
В) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
3. Фандрайзер:
А) ищет деньги и возможности дальнейшего развития своей организации;
Б) фанат, которого нанимает звезда;
В) изучает пути развития предприятия.
4. РR-агент:
А) связан с политикой;
Б) специалист по рекламе и связям с общественностью.
В) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Ответы и комментарии
1. Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы базовое экономическое образование и курсы специализации.
2. Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадает, но веб-мастеру можно легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики и управления.
3. Фандрайзер – ищет деньги и возможности для дальнейшего развития организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Курсы по фандрайзенгу (дополнительное образование) часто работает при крупных научных центрах.
4. РR-агент – специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например, “политолог” или “журналист”. В России эта профессия часто называется “пресс – секретарь” и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно – политических объединениях.
Подсчитай количество правильных ответов.
Больше 3 правильных ответов. Мир современных профессий – твой мир, ты стремишься принимать решения о своем будущем, владея всей информацией.
2 - правильных ответа. Недостаток информации может стать препятствием в выборе профессии.
0-1 правильных ответов. Ты плохо ориентируешься в мире профессий. Подумай о том, как восполнить этот недостаток.
Вед.: Сейчас ребята зачитают вам краткие характеристики профессиональной деятельности людей разных профессий. На экране перед вами перечень этих профессий. Вы должны правильно определить профессию.
(“Андеррайтер”.) Чтобы выговорить это слово, нужно долго и упорно тренировать свою дикцию. Но зато как звучит! Сколько в этом загадки и авторитета! А на самом деле это обычный специалист по страхованию. Как правило, штатный сотрудник страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия при возникновении страхового случая.
(“Бренд-менеджер”) - очень модное слово на сегодняшний день. Скажи кому-нибудь, вряд ли кто поймет, но уважать начнут с удвоенной силой.
Суть работы состоит в том, чтобы обеспечить процветание, а в идеале - лидерство на рынке. Он должен иметь необходимые знания в области маркетинга, торговли. Выходит, что этот человек никто иной как представитель и разработчик какой – то торговой марки.
(“Мерчендайзер”). По-русски - специалист в области розничной торговли. Занимается поставками товара одной марки в розничную сеть, создавая тем самым свою базу потребителей этого товара. Основная его задача – поддержать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже, дарит от имени фирмы сувениры.
(“Промоушн-специалист”) - это специалист по внедрению или продвижению какого-либо товара или услуг. Такая должность может быть в штате любой фирмы, занимающейся производством услуг (рекламных, творческих и т.д.). Но в действительности это просто живая реклама, из которой выжимаю все, что только можно выжать из молодого человека без образования и опыта работы в рекламном бизнесе. При минимальной оплате труда.
(“Тренинг-менеджер”) - специалист по обучению персонала. Часто проводит обучение самостоятельно. Организует тренинги для сотрудников по психологии (укрепляет психологическую устойчивость и развивает способность к адаптации), разрабатывает и внедряет обучающие и тренировочные программы.
Грумер – собачий парикмахер.
Отельер – управляющий отелями.
Кинолог – собаковед.
Трайдер - игрок на бирже.
Сомелье – подает гостям спиртные напитки, дегустатор.
Вед.: А теперь я предлагаю вам игру “Угадай профессию”. Для этого мне нужно 8 желающих. Вы берете карточки с заданием, думаете и показываете нам пантомиму, а ребята отгадывают профессию. А пока вы готовитесь, для всех песня в исполнении Евы Гусевой “Я так решила и закончен разговор”.
(После песни показ пантомимы).
Вед.: Следующее задание, ребята, вам предложит присутствующая здесь психолог “Социально реабилитационного центра для несовершеннолетних” Егорова Светлана Павловна. Ей слово.
(Работа в группах:
- по карточкам – определить типы профессий;
- викторина;
- работа с таблицей “Профессия – специальность”.
Вед.: Спасибо. Ребята, вы заранее получили задание – самостоятельно исследовать одну профессию, желательно ту, с которой кто-то из вас связывает свое будущее и подготовить защиту этой профессии. После того, как одна группа закончит свою защиту, две другие выступят в роли оппонентов. План оппонирования находится на ваших столах.
План оппонирования:
- соответствие материала избранной теме;
- логичность изложения;
- подход к материалу (творческий или шаблонный);
- наличие своих собственных мыслей, суждений, оригинальных решений;
- правильность и убедительность выводов, оценок, аргументации;
- итоги – насколько группа справилась со своей задачей.
Вед.: Уважаемые профессор и научный сотрудник, надеюсь, что, побывав на нашей встрече вы убедились, что наши ребята серьезно подходят к изучению профессий и осознанно делают свой выбор.
Профессор: Да. И поэтому мы не можем надолго оставаться у вас.
Научный сотрудник: Нам надо дорабатывать мою машину, которая поможет ребятам в их выборе. А на прощание нам хочется сказать:
Профессор: Вы запомните, ребята, выбор надо делать нам!
Научный сотрудник: Чтоб потом, в дальнейшей жизни ни ругать ни пап, ни мам!
Вед.: Ребята, скажите, что необходимо учитывать при выборе профессии?
Имеются ли медицинские противопоказания, относящиеся к какой-либо профессии? (Космонавт и др.)
Подумайте, знания каких школьных предметов необходимо при обучении профессиям:
- юриста;
- экономиста;
- врача.
Вед.: Ребята, в современном мире очень много информации о различных профессиях и чтобы не заблудиться в этом многообразии я советую вам посетить школьную и районную библиотеки, а также сайт У.О. profece.3dn.rv “Выбор профессии – выбор судьбы”, где имеется материал, который окажет вам грамотную консультацию по выбору профессии.
Вед.: А сегодня у вас, ребята, имеется уникальная возможность узнать из первых рук информацию о положении у нас в области и районе с рабочими местами и востребованными профессиями. У нас в гостях – специалист Центра занятости населения Тяжинского района Никон Карина Викторовна.
Вед.: Ребята, может у вас есть вопросы?
- Какие требования предъявляются к работнику в условиях современного рынка?
- Какими личностными качествами должен обладать руководитель?
- Назовите, пожалуйста, профессии, которые будут востребованы в будущем?
Вед.: Ребята, кто из нас не задумывался о своем будущем, не рисовал себе радужные картины состоявшейся карьеры? Сегодня в мире более 7 000 профессий. Вступление в трудовую жизнь иногда называют 2-м рождением человека, так ответственно значение этого шага.
Выбор профессии — одна из самых сложных жизненных задач, в решении которой каждый из нас должен проявить ответственность и самостоятельность. Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения. И тогда труд на благо общества становится источником личного счастья.
Вед.: Дорогие ребята и уважаемые взрослые, наша встреча подошла к концу. Я благодарю всех, кто принял участие в ней. Надеюсь, что данная встреча помогла подробнее узнать о некоторых профессиях, о профессионально-значимых качествах, о том, как не ошибиться с выбором, как найти свою профессию, которая даст вам возможность чувствовать себя уверенным и счастливым. И закончить нашу встречу я хочу словами древнего философа Сенеки:
“Если не знаешь в какую сторону ты идешь,
Ни один ветер не будет тебе попутным”.
Попутного ветра вам в выборе профессии!
Спасибо за внимание, до свидания, до новых встреч!
Рефлексия:
Уч-ся выбирают из набора разноцветных жетонов тот, который соответствует их настроению. Желтый – хорошее, синий – плохое, зеленый – равнодушие.