Аксиологические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру

Разделы: Классное руководство


Сегодня вопрос духовно – нравственного воспитания школьников стоит очень остро. Задача системы образования заключается в том, чтобы научить ребенка свободно двигаться в пространстве идей, мире образов, помочь ему выработать ценностный взгляд на мир, а для этого необходимо вооружить учащегося средствами познания, дать ему освоить накопленную культуру проникновения к ценностным ориентирам, научить обращаться к историко-культурным источникам, формировать личностное отношение к ним. Да, в системе образования ценности очень важны и имеют главенствующее положение, однако необходимо учесть, что “реальный процесс становления ценностности достаточно сложен, так как в него вовлечены все другие базовые основания личности, обретающие в ценностности обобщенность и осознанность и начинающие играть по отношению к психике в целом ведущую роль”. Этой точки зрения придерживалась Непомнящая Н.И. Она была уверена, что методологическим основанием социально-педагогической деятельности может быть только аксиологический подход, в основе которого лежит разносторонность, универсальность ценностности, только при этом условии человеком может быть достигнут “высший уровень реализации, самореализации возможностей … как личности во всех областях”.

Изменения, которые происходят в современном образовании, настоятельно требуют внедрения новой отрасли научного познания – педагогической аксиологии, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями, взаимосвязями.

В своем труде “Введение в педагогическую аксиологию” Сластенин В.А. (1930–2010 г.г.) акцентирует внимание читателей на то, что аксиологические основы современной педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса основываются на культурно-гуманистических функциях, куда входят развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций. Автор уверен, что воспитательная и педагогическая деятельность тождественны. И особо подчеркивает, что для воспитания ценностного самоопределения человека необходимо овладеть всей суммой общечеловеческих ценностей, познать и понять не только культуру собственной страны, но и культуру других наций и народностей.

Огромный интерес сегодня представляют научные труды, исследования видных психологов, ориентированные на помощь в формировании принципов этического, социального, политического выбора школьников. Педагог – методист Непомнящая Н. И. в книге “Становление личности ребенка 6–7 лет” убеждена, что главным в развитии ребенка является деятельность, творчество. Такой же точки зрения придерживается Д. Б. Эльконин(1904–1984),который считает, что творчество формирует у ребенка оптимальную систему базовых оснований и открывает мир человеческих отношений.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, тем самым предопределяя ее поведение в будущем. В.Н. Сагатовский в труде “Философские основания педагогической деятельности” пишет о том, что сформировать гармоническую личность – значит “дорастать личное до уровня общественного, чтобы последнее принималось как свое внутреннее”.

Психолог Р.С. Немов убежден, что ценностными ориентациями у человека становятся те, которые особо ценимы человеком в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Человеку важно концентрировать внутренние усилия на достижение целей. Волевые качества человека вместе с интеллектуальными и психологическими качествами являются, по мнению ученого, главными в формировании личности. В исследованиях он подчеркивает особую значимость этой проблемы: “Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей”. Чтобы выработать систему ценностных установок, школьника необходимо ориентировать на “мотивацию поступка, в которую включается волевая регуляция”, тогда его действие становится “сознательными совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям”.

О “социолизации” как “совокупности всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей” говорит в своем исследовании “Психология ранней юности” И.С. Кон (1928–2011). Раньше человечество, замечает И.С. Кон, “детей готовило к жизни в обществе, которое …в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители”. Сегодня же проблема образования заключается в том, чтобы знания, полученные в школе, помогли “подготовить старшеклассников самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения”. Таким образом, в этом случае становление личности человека определяется тем, как индивид усвоил процессы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания, навыки, позволяющие ему успешно функционировать в обществе, в котором он живет.

Человеческая цивилизация, несмотря на все свои пороки, все же имеет поступательное этическое движение, связанное с гуманизмом, миролюбием, ненасилием, свободой и т.д. Чтобы быть компетентным действующим лицом в истории, нужно нести историю в себе. Чтобы столкновение культур давало более плодотворный результат, чем взаимное насилие, личность должна нести в себе возможность и закономерность существования разных культур. Должно сформироваться умение и желание понимать и принимать инокультурность. На это обращает особое внимание видный ученый, академик Д.С. Лихачев(1906–1999 г.г.) в книге “Родная земля”, посвященной вопросам эстетического, нравственного, эстетического воспитания молодежи. Автор убежден, что человека необходимо вооружать средствами познания – дать ему освоить накопленную культуру проникновения к знанию. Ученый уверен, что человек должен овладеть способностью грамотно пользоваться всем накопленным аппаратом текстологии, комментариев, сравнительного анализа, хронологического анализа, структурного анализа текстов, чтобы он был аутентичным, т.е. приучен судить о фактах в истории культуры, основывая свои суждения на подлинных знаниях, о книге по тексту произведения. “Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого. Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного.

Надо знать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого, надо много путешествовать – не обязательно "ногами", переезжая с места на место, из одной страны в другую, но "путешествовать" по книгам, с помощью книг (книги – величайшее из величайших достижений человеческой культуры), с помощью музеев, с помощью своей собственной интеллектуальной подвижности и гибкости… И первое "путешествие", которое человек должен совершать, – это "путешествие" по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурными достижениями – это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом. Знакомство и ознакомление других (если ты настоящий патриот) – бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет еще и "четвертое измерение" – во времени”.

Образование, в ХХ веке превратившееся в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности, должно на протяжении всей жизни человека передавать ему основы человеческого опыта во всех главных его измерениях, обучая современному восприятию мира. А для решения этой задачи необходимо делать ставку на грамотного учителя. Сластенин В. А. убежден, что сформировать гуманистическое мировоззрение школьника может только образованный учитель, который сам является носителем и транслятором высших культурных ценностей. “С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее”. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. “Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель”.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него “превосходна, как никакая другая под солнцем”. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

К.Д. Ушинский так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: “Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо”, а его дело, “скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения”.

Д.С. Лихачев отмечает, что большая роль в деле воспитании человека принадлежит школьному учителю. “Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках, – то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать”. Ученый таким образом сознательно выделяет аксиологический, кульминационный аспект образования, главный его духовный ориентир: важнейшим компонентом школьного образования является стремление учителя поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось благодаря неспешному вдумчивому чтению.

Д.С. Лихачев считает, что для развития душевных сил, способностей, умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия, для формирования характера, для личностного роса и эстетического развития современному человеку необходимо общение с книгой. Ученый уверен, что книга содержит в себе радость познания, воспитывает самоуважение, чувство гордости и стыда, уважение к товарищам и старшим, формирует гражданственность и патриотизм. “Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание… делает вас мудрым. Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах”. По мнению Д.С. Лихачева, в наблюдениях за героями произведений открывается высшая человеческая справедливость, тайна гармонии души и тела, мысли и дела. И писатель всячески поощряет стремление человека к познанию, верит в силу его разума, в его благородные намерения, в способность разума поднимать человека над всем будничным и ничтожным, делать его высоконравственным и гуманным. Аксиологический подход в образовании как методологическое основание социально-педагогической деятельности связан с категорией “ценность”, для которой наиболее важны ценности-идеалы, связанные с понятием гуманизма. Идеи писателей – гуманистов особенно значимы сегодня, так как помогают формировать социальные навыки учащихся, способствуют осознанию важности любви к ближнему. Необходимость совмещения, уважения, тщательного изучения традиции с уважением и доверием к творчеству современного и будущего поколений представляется очевидной. Главной целью образования должно быть воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии общечеловеческого богатства.

Использованная литература.

  1. Коменский Я.А.Избранные педагогические сочинения. – М.,1995.
  2. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  4. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.– М.: Педагогика, 1992.
  5. Сагатовский В.И. Философские основания педагогической деятельности //Вестник высш. школы. 1987. № 1.
  6. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений/М.: Изд. Центр “Академия”,2003.
  7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1956.
  8. Ушинский К.Д.Собрание сочинений: В 11 т. – М., 1951. – Т. 2.