Цели урока:
- Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года.
- Передавать впечатление от беседы в рисунке, используя нетрадиционные техники рисования.
Задачи урока: продолжать сравнивать и отличать по внешним признакам деревья (толщине и гибкости веток, цвету и особенностями коры, расположению хвоинок на ветке). Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность и внимание. Формировать устойчивый интерес к овладению новыми техниками (рисование зубной пастой, солью, печатанье скомканной бумагой). Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус. Закрепить умение охотно вступать в речевое общение, задавать вопросы и отвечать на них. Свободно пользоваться простыми предложениями.
Предварительная работа: экскурсия в лес, наблюдение за деревьями на прогулке, беседы на тему “Времена года”, “Деревья нашего края”. Чтение сказок “Морозко”, “Снегурочка”, “Двенадцать месяцев”. Рассматривание картин А. Саврасова “Зимний пейзаж”, И. Бродской “ лес зимой в лесу”, И. грабаря “Февральская лазурь”, заучивание стихов, чтение произведений о природе.
Словарная работа: береза, сосна, осина, кора, белоствольная, хвоинки, чародейка, бахрома, волшебный, сверкающий, чечевички, живица.
Материалы: картины с изображением деревьев, образцы коры деревьев, ветки сосны, ели, кедра, шишки. Массажные мячики “Су-Джок”, зубная паста, свечи, гуашь, соль, пенопласт, клей, ПВА, кисти, салфетки, клеёнки. Заранее затонировать форматы с макетами деревьев.
Ход занятия
В группе устроена выставка рисунков на тему “Зимушка-зима”.
Под музыку П.И. Чайковского “Времена года” дети с воспитателем рассматривают рисунки.
Воспитатель: дети, что объединяет все эти рисунки?
Ответы детей: на рисунках зимнее время года. Везде белый снег, он на деревьях, на земле. Деревья стоят голые, кроме хвойных.
Воспитатель: Давайте отправимся в зимний сказочный лес.
Вокруг себя обернитесь,
В зимнем лесу очутитесь!
(Дети поворачиваются и подходят к стульчикам.)
Вот мы и оказались в зимнем лесу.
Послушайте стихотворение (читает стихотворение поэта Ф.Тютчева)
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.
Почему лес называют сказочным, волшебным?
Дети: Все вокруг укрыто серебристым, пушистым белым снегом.
– Деревья нарядились в белый наряд, словно укутались теплым одеялом. Кустов почти совсем не видно, их засыпал снег.
Воспитатель: Почему в лесу так тихо? Не слышно пения птиц.
Дети: Птицы улетели на юг. А те, что остались, их совсем мало. Они перебираются ближе к человеческому жилью, там теплее и сытнее.
Воспитатель: Что случилось с насекомыми, животными?
Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями деревьев от холода.
Звери укрылись от мороза и холодов в норах, белки – в дуплах или закрылись в глубокий снег.
Такие животные как заяц и белка, поменяли свои шубки.
А медведь и вовсе уснул.
Зимой животным очень холодно и голодно.
Вам, наверное, тоже холодно в лесу? Давайте немного погреемся.
Физминутка:
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте),
Сколько здесь вокруг чудес (показ руками),
Справа березка возле избушки (рука правая вытягивается)
Слева – сосна на нас глядит (рука левая – влево)
(Садятся)
Воспитатель: Обратите внимание на волшебный экран. (На экране береза).
Это береза!
(Воспитатель подносит на разносе кору разных деревьев и предлагает найти кору берёзы, дети берут ее в руки)
Воспитатель: Что вы знаете об этом дереве?
Дети: Береза – единственное дерево в мире с белой корой, поэтому её называют белоствольной.
– На ней есть черные черточки. Береза дышит через эти отверстия.
– Они называются – чечевички.
Воспитатель: А что еще вы можете рассказать о березе?
Дети: Ствол и ветки березы очень гибкие, из них делают лыжи, топорища.
– Из тонкого слоя коры– бересты – делают лукошки, туески, шкатулки, корзины.
– из березовых почек делают лекарство.
Воспитатель: Когда входишь в березовую рощу, веет теплом от этих деревьев. А когда входишь в рощу этих деревьев, тянет холодом (На экране появляется осина). Найдите на разносе кору осины.
Дети: Это кора осины. Она имеет зеленовато-серый цвет.
– Взрослые деревья имеют серую кору, как бы обожженную внизу ствола.
– Кора этого дерева горькая, но это настоящее лакомство для зайцев, мышей, лосей.
Воспитатель: Чем полезно это дерево для человека?
Дети: Древесина осины мягкая, красивая и не чернеет.
– Из нее вырезают матрешек, делают паркет, спички, сундуки.
– почки этого дерева собирают для приготовления мазей и настоев.
Воспитатель: А древесину этого дерева используют как строительный материал, потому что она не гниет от воды: строят дома, корабли, лодки.
(На экране сосна). Найдите в корзине кору этого дерева.
Что же это за девица?
Не швея, но мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (сосна).
Воспитатель: Что вы знаете об этом дереве?
Дети: Это самое древнее дерево в нашем лесу.
Воспитатель: Какая кора у этого дерева?
Дети: Кора у него очень толстая коричнево-серая внизу и почти оранжевая, золотистая наверху.
– Толстая кора может спасти деревья от ожогов при лесных пожарах.
– Кора у сосны шелушится.
– На стволе дерева можно заметить живицу (светло– желтую прозрачную смолу), она заживляет древесные раны.
– Хвоинки сосны длиннее, чем у ели. Они покрыты восковым налетом, который защищает их от перегрева летом и от мороза зимой. Хвоинки растут парами.
Воспитатель: Отсюда вывод: “Зимой и летом одни цветом”.
– В итоге, что мы можем сказать о коре дерева?
Дети: Корой покрыты стволы и ветки деревьев.
– Кора – как кожа человека (если вы пораните руку, то при заживлении появляется шрам. Точно также страдает и дерево)
– На месте открытой раны на коре появляются грибы– трутовики, которые могут погубить дерево.
– Кора может быть молодой и старой, по ней можно судить о состоянии здоровья дерева. Она защищает от мороза деревья зимой.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветки, стоящие в вазе. (Проводится дидактическая игра “С какого дерева шишка?”. Дети определяют принадлежность шишек и развешивают их на ветки – сосны, ели и кедра).
Дети: Шишки – это не только семена деревьев, это корм для многих птиц и животных.
Воспитатель: Дети, что является одеждой для деревьев зимой, что оберегает их от мороза?
Дети: Снег– который нападал на ветки, укутал их, еще кора деревьев.
Воспитатель: Молодцы все. Сказали всё правильно, а сейчас мне нужна ваша помощь. Подойдите, пожалуйста, все сюда. (Дети вместе с педагогом подходят к столам, где находятся ранее незаконченные рисунки детей), посмотрите на эти деревья. Холодные ветры и метели смели с них снег, который согревал их зимой. Чтобы деревья не замерзли, давайте опять укроем их снегом, а также дорисуем кору деревьев. Снег будет у нас самый разный, из разных материалов. Перед тем, как начать работу, давайте согреем наши пальчики. (проводится пальчиковая гимнастика и массаж пальцев рук мячиком “Су-Джок”)
Твои помощники – взгляни: (пальцы обеих рук соединяются)
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они (сжимать и разжимать пальцы)
Работы не боятся.
В любой работе сложной
Им равных не сыскать (массаж мячиком “Су-Джок”)
А нам они сегодня
Помогут рисовать.
(После гимнастики дети приступают к выполнению задания. Звучит тихая музыка из цикла “Времена года” П.И. Чайковского)
Дети рисуют снег на деревьях с помощью зубной пасты, клея, кисточки. Посыпают сугробы, деревья “снегом”: соль, пенопласт. Рисуют кору деревьев разными способами при помощи гуаши, свечки; штампуют из скомканной бумаги, рисуют клеевой кистью.)
Воспитатель: Дети! Посмотрите на свои картины, когда они высохнут, мы тоже поместим их на нашу выставку. Пусть дети и взрослые нашего детского сада полюбуются нашей работой. А поработали вы хорошо. Молодцы! Спасибо всем!
Входит Художник.
Художник: Здравствуйте, ребята! Я много слышал про Вашу группу “Умняшки”. Говорят, Ваши дети красиво рисуют и часто участвуют в различных конкурсах и выставках. Решил посмотреть, так ли это. Рассматривает картины, оценивает и дарит подарки.