Одно из основных причин неуспеваемости по письму и чтению у младших школьников является недостаточно-развитый фонематический слух (фонематическое восприятие). Часто низкие оценки учащихся по родному языку родители и учителя объясняют либо недобросовестным отношением к учебе, либо невниманием и рассеянностью. Тем временем к стойкой неуспеваемости по письму и чтению приводит отсутствие своевременной и необходимой помощи. В этом случае необходима консультация логопеда.
К моменту обучения в школе большинство детей овладевают правилами звукопроизношения, имеют достаточно развитый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. В последние годы в общеобразовательных школах наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессами чтения и письма на этапе всего букварного периода. Причиной как раз и является недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое ворприятие. Такой ученик с трудом представляет себе звуковй состав слова и с трудом осваивает его звуковой анализ.
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, несвязанные с применением орфографических правил.
Вот примерытаких ошибок:
- пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)
- перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)
- пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына: короче – коче)
- замена йотированных гласных (веселый – весюлый)
- замена согласных:
- свистящих-шипящих (завтра – жавтра)
- парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)
- сонорных (мебель – небель; круг – клуг)
- аффрикатов (цапля – чапля)
- обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)
- недописывание слов (маска – маск)
- раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге, занавеска – за навеска)
Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, то у детей с ФФН речи может быть нарушено и чтение. Такие учащиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:
1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой либо букве, слоге,
слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и иногда слов;
7) «угадывание» слов.
Представленные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.
Интересно, что у одних детей замены и смешения букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, а у других – нет. Второй вариант встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. Дополнительные занятия учителей с такими учащимися по прописыванию несколько раз слов с «ошибками не на правила», переписыванию предложений и текстов, результата не дают, и специфические ошибки вновь и вновь появляются в письменных работах учащихся. Как следствие, такие дети попадают на консультацию к логопеду лишь во 2 и 3 классе, когда «ошибки не на правила» имеют уже более стойкий и системный характер, и преодолеваются они дольше и труднее. Такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звуко-буквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.
Если в школе нет логопеда, можно рекомендовать учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия. Чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась втечение всего учебного года, а также не отнимала много времени на уроке и не набивала «оскомину» у детей, советую проводить упражнения в виде дидактических игр. Дидактические игры, как одно из продуктивных средств обучения, позволят, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, наряду с формированием и развитием фонематического восприятия игра помогает организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, развивает внимание, а главное, стимулирует речь. В результате у детей появляется интерес к урокам русского языка. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.
Предлагаю учителю использовать на уроках обучения грамоте и русского языка следующие дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.
«Рыбалка»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова
со звуком < л > ( либо другими звуками).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески»
и начинает «ловить» нужные картинки со
скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает
другим ученикам, которые хлопком отмечают
правильный выбор.
Количество играющих: один и более человек.
«Вагончики»
Цель: развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся.
Ход игры. Помести слово в нужный вагончик.
На листе бумаги в клеточку ребенок рисует
«вагончики» с разным количеством окошек (3, 4, 5).
Детям предлагаются картинки, в названии которых
3, 4 и 5 звуков. Ребенок должен сказать, какая
картинка может ехать в первом «вагончике» с
тремя окошками. Например: «В первом вагончике
может ехать картинка «кот», потому что в названии
картинки три звука». Первый звук < к >,
второй < о >, третий < т >. Затем надо
раскрасить окошки в вагончиках синим, зеленым
или красным цветом, объясняя почему выбран
данный цвет.
Количество играющих: один и более человек.
«Телевизор»
Цель: развивать ФФВ, Развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется
слово. На доске или наборном полотне
вывешиваются картинки на каждую букву
спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети)
должен по первым буквам слов на картинках
сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети)
правильно назвал(и) слово, экран телевизора
открывается.
Например: месяц – спрятанное слово.
Картинки: медведь, ель, сумка, якорь, цыпленок.
Количество играющих: один и более человек.
«Собери цветок»
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка»
цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом
выкладываются «цветочные лепестки», на которых
нарисованы картинки со звуками < с > , < з
>, < ц > , < ш >.
Ученик должен среди этих «лепестков» с
картинками выбрать те, где есть звук < с >.
Количество играющих: 1-3 человека (либо весь класс, поделенный на две команды).
«Цепочка слов»
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
Количество играющих: один человек и более.
«Найди ошибку»
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых специально сделаны ошибки. Ученикам надо найти ошибки в схемах, если они есть.
Количество играющих: 1-4 человека (либо весь класс, поделенный на группы или команды).
«Речевое лото»
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находит картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздаются карты с
изображением шести картинок (вместе со словами
под картинками). Ученик определяет, какой звук
есть во всех. Затем ведущий показывает картинки
или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?»
Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки
на большой карте без ошибок.
Количество играющих: 1-18 человек (можно играть
парами или группами).
«Лучший садовник»
Цель: формировать навык звуко-буквенного
анализа, дифференцировать смешиваемые буквы
(звуки).
Ход игры. Разложить перед детьми вырезанные из
картона силуэты деревьев и разноцветные
кружочки – «яблоки». Яблоки могут быть двух
видов: с картинками или со словами с пропущенными
буквами. Ребенок берет «яблоко», называет
количество и последовательность звуков в
названии картинки или пропущенные буквы в слове.
Если ответ правильный, он кладет «яблоко» на
силуэт дерева (яблоко выросло). Выигрывает тот,
кто первым «вырастит» определенное количество
яблок (6, 12 и т. п.).
Лото «Читаем сами»
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятияе, развивать навык звуко-буквенного анализа слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.
Ход игры.
1 вариант: Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки?» («У кого слово?»). Выигрывает тот, кто превым заполнит карту без ошибок.
2 вариант: Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащийся соотносит ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).
«Собери букет»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков < р > - < л >, упражнять детей в зразличении основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат 2 картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Учитель говорит: «Догадайся в какую вазу можно поставить цветы со звуком < л >, а в какую со звуком < р >». (Розовове – < р >, голубая – < л >). Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтового, коричневого, фиолетового, опранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).
«Найди слова в слове»
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимать словообразующую роль каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней. (Тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записываю его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите букву из исходного слова, составьте и запишите из них новое слово».
Количество играющих: 1-3 человека и более.
«Закончи стишок»
Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии, профилактика дисграфии.
Ход игры. На картрочке рифмованый текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованое слово и записать его.
Например:
а) Белка спряталась в дупло
В нем и сухо и ... (тепло).
б) Два столба стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому ... (прислонился).
в) Пес козе принес букет,
Сытный будет ей ... (обед).
«Математическая грамматика»
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например: Ка + пушка – шка + стол – ол + а = ? (Капуста).
Количество играющих: 1-2 человека и более.
«Кто больше?»
Цель: развитие фонематического и зрительного восприятия, расширение объема словаря, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры. На доске написано слово (например «шоколад»). Задача детей втечение 10 минут придумать как можно больше слов из букв этого слова (лад, кол, лак, школа, дал, шок, лодка, док и т.д.) Дважды одна и та же буква не используется.
Количество играющих: 1 человек (либо весь класс, поделенный на группы или команды).
Вышеперечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Смысл таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения, слоговой запас слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Ценность дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями не становятся полезными, а являются «мертвым грузом». Ребенок, радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняет задания учителя и необходимые упражнения. Это естественным образом стимулирует правильную речь ученика, как устную, так и письменную. Своевременное выявление детей с ФФНР и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. Все это в комплексе позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.