Цель: способствовать формированию учащихся высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания.
Задачи:
- Воспитание толерантного сознания у детей через книгу.
- Важная составляющая успеха нации– казахстанский патриотизм.
- Научить учащихся любит, и ценить произведения казахстанских писателей.
- Обеспечить достижения конкурентноспособной нации.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Оформление: выставка книг казахстанских писателей, выставка, посвященная 20-летию Независимости Республики Казахстан.
Форма проведения:беседа-обсуждение, просмотрмультимедийной презентации.
ХОД УРОКА
Библиотекарь:
(Приложение 1. Слайд 1)
– Здравствуйте ребята, хочу начать нашу беседу
со слов Президента Республики Казахстан Н.А.
Назарбаева, который сказал: «Быть патриотом
своей Родины – это носить Казахстан в своем
сердце».
(Приложение 1. Слайд 2)
– Давайте начнем с произведения одного
казахстанского писателя.
(Приложение 1. Слайды
3-4)
Это повесть Мухтара Магауина «Дети одного отца».
В ней повествуется о том, как в тяжелое военное
время казахский аул принял осиротевших детей из
далекого детского дома. Детей разобрали
казахские семьи. Аксакал Ахмет выбрал
мальчика-немца по национальности – Зигфрида
Вольфганга Вагнера. Сам, нуждаясь в поддержке и
опоре, старик сделал все, чтобы обогреть сердце
мальчика, воспитал его. И хотя жилось трудно, не
хватало самого насущного, все же Зигфрид смог
вынести из этой жизни качества настоящего
человека, и, прежде всего – любовь и уважение к
своим приемным родителям, к земле, взрастившей и
воспитавшей его.
Ребята опишите, те чувства, которые были вами,
пережиты с героями этого произведения.
Ведущий:
(Приложение 1. Слайд 5)
Воспитанный казахом Ахметом Зигфрид Вольфганг
Вагнер– интернационалист, не желающий разделять
людей по их национальному признаку, патриот,
бесконечно преданный приютившей некогда его
земле: «Только презренный человек скрывает свое
происхождение. Я никогда не забуду своего куке,
аксакала Ахмета, воспитавшего и вырастившего
меня. Его фамилию ношу я сам, и носят мои дети, и
будут носить дети моих детей. Но живет во мне
память и о том человеке, который подарил мне
жизнь, – о моем дорогом отце Вольфганге Вагнере,
погибшем в рядах испанских республиканцев,
сражаясь с фашистами. Кто же я, спросите вы, кем
считаю себя по нации?.. Я и сам иногда задумываюсь
над этим. Немец?.. Не вполне. Казах?.. Тоже не совсем
верно. Происхожу от немцев – это будет точнее. Ну,
а дети мои… Они как ответят на этот же вопрос?
Впрочем, так ли это важно – копаться в своей
родословной? Сейчас мы все – русло одной реки,
дети одного отца. Или, если хотите, члены одной
семьи, сыны одного улуса… [2,144]
Учащиеся:
Произведение было прочитано нами на двух языках:
русском и государственном. Повесть интересна
тем, что, не смотря на Великую отечественную
войну у людей, жившим в те тяжелые военные годы не
очерствели сердца к сиротам, которые остались
без родителей.
Библиотекарь:
Великая Отечественная война начало неимоверных
страданий и тяжелейших испытаний для нашего
народа. Но она породила мужество, и не меркнувшую
славу людей, раскрыл их пламенные сердца, сердца
стойких борцов за мир на земле, за счастье. Все,
кто сражался за Родину, самоотверженно работал в
тылу, знали, что это они делают во имя Родины!
Казахстанские писатели раскрывали тему
патриотизма в своих произведениях.
(Приложение 1. Слайд 6)
Тынымбай Нурмагамбетов, «Вечерние аульные
беседы», 1993 г., Алма-Ата, Жазушы. «Поле детства».
Отрывок из произведения.
Письмо отцу:
«Любимый наш отец Каипбек!»
Все ли у тебя благополучно? Мы – мама, Саут и я, –
желаем, чтобы так оно и было. Твое письмо мы
получили. Мама уже поправляется. Папа, сейчас
весь аул сеет просо. Сегодня я заново переделал
запруду в конце поливного арыка. Завтра закончу
первый полив. Саут привет тебе шлет. Он больше не
шалит, как раньше, а помогает маме. Со всеми
делами домашними сам управляется. Папа, как ты
там, на фронте? Жанарбека, старшего брата Саяна,
враги убили. Сегодня бумага пришла. Как же вы не
уследили а? Саян тоже скоро пойдет на фронт. Он
говорит, что убежит тайком, если его пускать не
станут. Саян, он такой. Он даст жару этим немцам.
А мы по тебе очень сильно скучаем. Возвращайся
скорее…
Папа, я с завтрашнего дня буду выходить на
участок с твоим кетменем.
До свидания. «Я, Саут и мама ждем тебя!»
Ведущий:
(Приложение 1. Слайд 7)
Эти произведения отражают детские судьбы в то
нелегкое для всей страны время, вот некоторые из
них, которые стоит прочитать подрастающему
поколению.
Вот несколько из них:
Касым Кайсенов «Партизанской тропой» 1965 г.
«Жазушы»
«В тылу врага». Боевая история Серика
Мергенбаева.
Молдахмет Казазов «Свет далекого солнца»
«Чика – сын дабыла» Алма-Ата «Жалын» 1982г.
Эти книги я рекомендую вам прочесть.
(Приложение 1. Слайд 8)
Судьбы детей во время войны отражены в каждой
строчке, на каждой странице этих произведениях о
нашей казахстанской земле, о казахстанском
народе, который делал возможное и невозможное
для Победы.
Библиотекарь:
(Приложение 1. Слайд 9)
Казахский народ имеет богатое духовное наследие,
которое берет истоки глубоко уходящие в древние
времена. Наш народ сохранил самобытную культуру,
свой родной казахский язык, почти не подвергал
его деформации. Но при этом Казахстан объединил
многие народы на земле, которую все считают
родной.
За годы, а именно в этом году 20 лет независимого
развития Республики Казахстан общественный
интерес к традиционным культурным ценностям
казахского народа неизменно возрастал. Он
охватывает все стороны бытия народа, образа
жизни, социального обустройства, искусства,
нравственных устоев, общественных идеалов.
Изучение обрядов, традиций народов является
вспомогательной научной дисциплиной, которая
имеет как теоретическое, так и прикладное
значение, ибо особенности уклада, быта, обычаи и
традиции – это своего рода символы народа,
рассказывающие о его истории и устремлениях.
Поэтому вполне закономерным является
возрождение истории, культуры, обрядов и
традиций казахского народа, наблюдаемое в годы
независимости. Они становятся достоянием и
других народов. Казахстан стал родиной для всех
проживающих здесь людей, представителей
различных национальностей и вероисповеданий.
Они объединены общей исторической судьбой, и
всем им важно сохранить мир, дружбу,
межнациональное и межконфессиональное согласие.
Только уважая национальные истоки, люди в
состоянии принимать и уважать культуру других
народов. Ничто не объединяет людей разных
национальностей лучше, чем взаимоуважение,
основанное на понимании духовного мира
представителей другого этноса.
(Приложение 1. Слайд 10)
Казахстан– многонациональная страна.
Представители более 130 национальностей и
народностей проживают в Казахстане, и у каждого
своя культура, свои традиции и обряды, песенное и
танцевальное искусство.
В республике созданы условия для формирования
национального самосознания на основе уважения
культуры и языка представителей всех этнических
групп людей, проживающих на территории
республики и за ее пределами. Казахский народ был
всегда открыт к восприятию других культур. И одна
из основных особенностей его менталитета–
уважение к культуре, религии, традициям и обычаям
другого народа. Народная мудрость гласит:
«Узнаешь язык, обычаи народа – познаешь его
душу».
Ведуший:
Родина– самая главная святыня у любого
народа. В казахском фольклоре, пословицах,
исторических дастанах, тронных речах ханов, в
мудрых словах биев, в песнях серэ и салов– любовь
к Родине, к отчему краю – атамекен – главная
тема, дух предков, родной край, родной язык –
святыни. В этом заключена веками освященная,
немеркнущая истина о том, что в человеческой
жизни есть высокие ценности, нравственно
надежные, а именно: отчий край, память предков,
история, язык.
(Приложение 1. Слайд 11)
«Мы также должны приложить все усилия для
дальнейшего развития одного из главных факторов
единения всех казахстанцев– государственного
языка нашей страны, родного для всех казахов»,–
говорится в ежегодном Послании Президента
Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу
Казахстана.
(Приложение 1. Слайд 12)
Рефлексия:
Я знал (а)…
Я узнал (а)…
Я хочу узнать…
– Какие будут пожелания?
Список использованной литературы:
1. Материалы XII сессии Ассамблеи народов
Казахстана (24.10.06г.)
2. Казахская литература. Учебное пособие для 6
класса общеобразовательных учебных заведений
Казахстана с русским языком обучения. Алматы.
Жетi Жаргы. 1999г. Мухтар Магауин «Дети одного отца»
(в сокр.)
3. Тынымбай Нурмагамбетов «Вечерние аульные
беседы»,1993 г., Алма-Ата, Жазушы. «Поле детства».
4. Послание Президента Республики Казахстан
Н.А.Назарбаева народу Казахстана.