Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Разнообразные упражнения, способствующие лучшему усвоению правил

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ и ШИ;
  2. Отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
  3. Работать над развитием орфографической зоркости, внимания, логического мышления, памяти;
  4. Способствовать развитию речи учащихся, наблюдательности, умению четко выражать свои мысли.
  5. Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, аккуратность в работе.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, учебник, письмо с загадками, плакат– “каток”, “снежинки”, плакат – “сугроб”, словарь – “снежинка”, магнитофон.

Ход урока

l. Opг.момент (Самоопределение к деятельности.)

(Под музыку учитель читает стихотворение)

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу;
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и снегу.

  • Какое время года описывается в стихотворении? (Правильно, зима).
  • Вот к нам в гости и пришла сегодня зима,
  • Хотя и пришла она к нам не с солнышком и хорошей морозной погодой, а с метелями, вьюгами и сильными морозами (или холодными дождями), можем мы сказать, что это плохая погода?
  • Нет, потому что у природы нет плохой погоды.
  • И, чтобы смягчить зиму и улучшить погоду, нам нужно выполнить все задания, которые она подготовила для нас.

Вы готовы?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.Чистописание.

  • Закружилась метель. Ударил мороз и на стекле оставил узоры. Давайте постараемся их написать, но сначала внимательно посмотрим на них.
  • Какие же буквы там спрятались?
  • А какие звуки они обозначают? (Парные согласные по звонкости/глухости)
  • Чем они похожи? Что в них общего?
  • Какое буквосочетание составляет соединение элементов?
  • Почему это Ш и И? (Ш – состоит из 3х наклонных линий с закруглением внизу, а И – из 2х )
  • Подул сильный ветер и перемешал слова с буквами.
  • Найдите эти слова.

2. Словарная работа

  • Запишите слова. (Комментированное письмо ).
  • Что общего в этих словах? (сущ., неодуш., жи, ши)
  • Какое слово лишнее? (Машина).
  • По какому признаку? (3 слога, ши)
  • Где в этом слове ошибкоопасные места?
  • Можно ли его проверить? (Нет, это словарное слово).
  • Подберите однокоренные слова. (Машинка, машинист, машинное масло), (это слова близкие по значению, с одинаковым корнем)
  • Поставьте ударение, подчеркните букву безударного звука.
  • Составьте предложение, используя слова машина, лужи, лыжи. Что такое предложение?

Например: Сегодня утром замерзли лужи.

  • Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания?
  • Ребята, посмотрите на слова, из которых мы составляли предложения, и скажите, какая общая орфограмма встречается в этих словах?
  • Кто вспомнит, что такое орфограмма?

(Если звуковая форма слова не совпадает с буквенной, то в этом слове есть орфограмма)

III. Постановка учебной задачи

  • А как вы думаете, над какой орфограммой мы сегодня будем работать? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
  • Почему ЖИ и ШИ пишем с буквой И?
  • На этот вопрос мы должны попытаться сегодня ответить.

IV. “Открытие” детьми нового знания.

  • Придумайте слово, состоящее из 1 слога, с данной орфограммой.
  • Сделаем звукобуквенный анализ слова ЖИЛ

ЖИЛ – 3 буквы

/ж ы л/-1 слог, 3 зв.

/ж/– согл., тв, зв,парн, обозн.-“жэ”

/ы/– гл., уд., обозн.-“и”

/л/ – согл., тв.,сонор., непарн., обозн-“эль”

  • Почему же мы здесь пишем И? Ведь в этом слове 1 слог., ударный, слышим Ы, значит и пишем Ы? (Нет, писать будем И...). Правильно.

А вот раньше, ребята, Ж и Ш были мягкими, а потом, в 13в. произошло отвердение шипящих звуков Ж и Ш, слова стали произноситься иначе /ЖЫЛ/, а написание сохранилось прежним – с буквой И.

  • Орфограммы в русском языке имеют своё обозначение.
  • Давайте с вами вспомним, как мы будем обозначать эту орфограмму.

(И – одной чертой, т.к. это орфограмма; Ж, Ш – двумя чертами, т.к.это условие выбора)

  • Почему после этих букв пишется И?

V. Первичное закрепление.

Знайте твердо жи и ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи

Лыжи, лужи, камыши.

  • Кто был внимательным, ответит мне на вопрос: “Какие слова я прочитала с сочетаниями жи и ши?”

Физ. минутка (для глаз)

  • Следующее задание подготовила зима и спрятала его в сугроб.

Плакат с ЖИ и ШИ

  • Назовите слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
  • А теперь запишите: 1в.– 3 слова с ЖИ

2в.– 3 слова с ШИ

  • При этом вы должны помнить: “ЖИ, ШИ пишем с И”
  • Подчеркните сочетания с ЖИ И ШИ (сделать взаимопроверку)
  • Кто сделал все правильно?
  • Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?

6. Работа с текстом. Развитие речи.

  • Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо.
  • От кого письмо, как вы думаете?

(От зимы).

В письме – загадки.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает?

имой).

Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка, ребята,
Окна кто разрисовал?

(Мороз).

Прозрачен, как стекло,
А не вставить в окно.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.

(Лед).

Тихо, тихо он идет,
Белый и лохматый.
Мы расчистили его
Во дворе лопатой.

(Снег).

Колючий клубочек
Под елкой лежит.
Захочешь потрогать-
В миг убежит.

(Ёжик).

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют.
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.

(Лы...).

Под полом таятся,
Кошек боятся.

(Мыши).

– Какой еще снег бывает?

(Пушистый)

  • Молодцы, ребята, все загадки отгадали и объяснили правописание орфограмм.
  • А теперь составьте красивый рассказ о зиме, используя эти слова.
  • Что при этом мы должны помнить?

(О чем мы будем говорить, опираясь на опорные слова, и с какой целью.)

Говорить будем о зиме.

Цель: рассказ должен получиться красивым, ярким, эмоциональным.

Например: Наступила зима. Ударил мороз. Выпал белый снег и укрыл землю пушистым одеялом. Под снегом в норке спит ёжик. Дети весело катаются на санках и лыжах. Хорошо зимой!

  • Назовите предложение, в котором встретилось слово с сочетанием ЖИ, ШИ.
  • Запишите его и объясните все орфограммы. Выделите основу предложения (самостоятельно).

Физ. минутка:

Я буду называть слова с ЖИ и ШИ, если услышите слова

с ЖИ – приседайте;

с ШИ – вставайте;

без ЖИ и ШИ – хлопайте в ладоши.

Лужи, машина, моржи, мороз, шины, жираф, шишка, метель, лыжи, мыши.

Каток.

  • Ребята, вы сказали, что реки покрываются льдом.
  • А какие забавы можно устроить на льду?
  • Как нужно вести себя на льду?
  • Вот и нам зима приготовила каток с заданиями.
  • Нам нужно найти правильный след и составить слова.

  • А теперь найдите: 3сложных слова, 2сложных слова.
  • Как узнали, СКОЛЬКО СЛОГОВ? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
  • Почему же ЖИ и ШИ пишем с буквой И?

VII. Рефлексивная деятельность.

А теперь ответьте:

  • Кто из вас доволен своей работой на уроке?
  • Кто не доволен собой на уроке?
  • Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
  • Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений?
  • Что оказалось для вас наиболее сложным?
  • Молодцы, ребята.
  • А вот зиме нашей всё понравилось. Она стала добрее, и скоро выпадет много снега, можно будет кататься на санках, коньках и лыжах.

И мы увидим, что
Станут звездочки кружиться
И на землю все ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а .... (снежинки)

  • А ещё зима нам сделала подарок и принесла вот такие снежинки. А одна из них необычная. Это снежинка – словарик. Сюда нам нужно записать слова с сочетанием ЖИ и ШИ. (С обратной стороны доски наклеены снежинки, а между ними словарик – в виде снежинки).

VIII. Домашнее задание.

Составить на отдельном листочке в клеточку кроссворды на тему “ЖИ и ШИ пиши с И” (можно использовать слова, которые нам сегодня встречались).