ЦЕЛИ УРОКА:
- Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ и ШИ;
- Отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
- Работать над развитием орфографической зоркости, внимания, логического мышления, памяти;
- Способствовать развитию речи учащихся, наблюдательности, умению четко выражать свои мысли.
- Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, аккуратность в работе.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, учебник, письмо с загадками, плакат– “каток”, “снежинки”, плакат – “сугроб”, словарь – “снежинка”, магнитофон.
Ход урока
l. Opг.момент (Самоопределение к деятельности.)
(Под музыку учитель читает стихотворение)
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу;
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и снегу.
- Какое время года описывается в стихотворении? (Правильно, зима).
- Вот к нам в гости и пришла сегодня зима,
- Хотя и пришла она к нам не с солнышком и хорошей морозной погодой, а с метелями, вьюгами и сильными морозами (или холодными дождями), можем мы сказать, что это плохая погода?
- Нет, потому что у природы нет плохой погоды.
- И, чтобы смягчить зиму и улучшить погоду, нам нужно выполнить все задания, которые она подготовила для нас.
Вы готовы?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1.Чистописание.
- Закружилась метель. Ударил мороз и на стекле оставил узоры. Давайте постараемся их написать, но сначала внимательно посмотрим на них.
- Какие же буквы там спрятались?
- А какие звуки они обозначают? (Парные согласные по звонкости/глухости)
- Чем они похожи? Что в них общего?
- Какое буквосочетание составляет соединение элементов?
- Почему это Ш и И? (Ш – состоит из 3х наклонных линий с закруглением внизу, а И – из 2х )
- Подул сильный ветер и перемешал слова с буквами.
- Найдите эти слова.
2. Словарная работа
Например: Сегодня утром замерзли лужи.
(Если звуковая форма слова не совпадает с буквенной, то в этом слове есть орфограмма)
III. Постановка учебной задачи
- А как вы думаете, над какой орфограммой мы сегодня будем работать? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
- Почему ЖИ и ШИ пишем с буквой И?
- На этот вопрос мы должны попытаться сегодня ответить.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
- Придумайте слово, состоящее из 1 слога, с данной орфограммой.
- Сделаем звукобуквенный анализ слова ЖИЛ
ЖИЛ – 3 буквы
/ж ы л/-1 слог, 3 зв.
/ж/– согл., тв, зв,парн, обозн.-“жэ”
/ы/– гл., уд., обозн.-“и”
/л/ – согл., тв.,сонор., непарн., обозн-“эль”
- Почему же мы здесь пишем И? Ведь в этом слове 1 слог., ударный, слышим Ы, значит и пишем Ы? (Нет, писать будем И...). Правильно.
А вот раньше, ребята, Ж и Ш были мягкими, а потом, в 13в. произошло отвердение шипящих звуков Ж и Ш, слова стали произноситься иначе /ЖЫЛ/, а написание сохранилось прежним – с буквой И.
- Орфограммы в русском языке имеют своё обозначение.
- Давайте с вами вспомним, как мы будем обозначать эту орфограмму.
(И – одной чертой, т.к. это орфограмма; Ж, Ш – двумя чертами, т.к.это условие выбора)
- Почему после этих букв пишется И?
V. Первичное закрепление
.Знайте твердо жи и ши
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ежики, ужи
Лыжи, лужи, камыши.
- Кто был внимательным, ответит мне на вопрос: “Какие слова я прочитала с сочетаниями жи и ши?”
Физ. минутка (для глаз)
- Следующее задание подготовила зима и спрятала его в сугроб.
Плакат с ЖИ и ШИ
2в.– 3 слова с ШИ
- При этом вы должны помнить: “ЖИ, ШИ пишем с И”
- Подчеркните сочетания с ЖИ И ШИ (сделать взаимопроверку)
- Кто сделал все правильно?
- Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?
6. Работа с текстом. Развитие речи.
- Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо.
- От кого письмо, как вы думаете?
(От зимы).
В письме – загадки.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает?(Зимой).
Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка, ребята,
Окна кто разрисовал?(Мороз).
Прозрачен, как стекло,
А не вставить в окно.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.(Лед).
Тихо, тихо он идет,
Белый и лохматый.
Мы расчистили его
Во дворе лопатой.(Снег).
Колючий клубочек
Под елкой лежит.
Захочешь потрогать-
В миг убежит.(Ёжик).
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют.
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.(Лы...).
Под полом таятся,
Кошек боятся.(Мыши).
– Какой еще снег бывает? (Пушистый)
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали и объяснили правописание орфограмм.
- А теперь составьте красивый рассказ о зиме, используя эти слова.
- Что при этом мы должны помнить?
(О чем мы будем говорить, опираясь на опорные слова, и с какой целью.)
Говорить будем о зиме.
Цель: рассказ должен получиться красивым, ярким, эмоциональным.
Например: Наступила зима. Ударил мороз. Выпал
белый снег и укрыл землю пушистым одеялом. Под
снегом в норке спит ёжик. Дети весело катаются на
санках и лыжах. Хорошо зимой!
Физ. минутка:
Я буду называть слова с ЖИ и ШИ, если услышите слова
с ЖИ – приседайте;
с ШИ – вставайте;
без ЖИ и ШИ – хлопайте в ладоши.
Лужи, машина, моржи, мороз, шины, жираф, шишка, метель, лыжи, мыши.
Каток.
- Ребята, вы сказали, что реки покрываются льдом.
- А какие забавы можно устроить на льду?
- Как нужно вести себя на льду?
- Вот и нам зима приготовила каток с заданиями.
- Нам нужно найти правильный след и составить слова.
- А теперь найдите: 3сложных слова, 2сложных слова.
- Как узнали, СКОЛЬКО СЛОГОВ? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
- Почему же ЖИ и ШИ пишем с буквой И ?
VII. Рефлексивная деятельность.
А теперь ответьте:
- Кто из вас доволен своей работой на уроке?
- Кто не доволен собой на уроке?
- Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
- Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений?
- Что оказалось для вас наиболее сложным?
- Молодцы, ребята.
- А вот зиме нашей всё понравилось. Она стала добрее, и скоро выпадет много снега, можно будет кататься на санках, коньках и лыжах.
И мы увидим, что
Станут звездочки кружиться
И на землю все ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а .... (снежинки)
- А ещё зима нам сделала подарок и принесла вот такие снежинки. А одна из них необычная. Это снежинка – словарик. Сюда нам нужно записать слова с сочетанием ЖИ и ШИ. (С обратной стороны доски наклеены снежинки, а между ними словарик – в виде снежинки).
VIII. Домашнее задание.
Составить на отдельном листочке в клеточку кроссворды на тему “ЖИ и ШИ пиши с И” (можно использовать слова, которые нам сегодня встречались).