Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создаётся не путём самоограничений и сохранения замкнутости, а путём постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.
Д.С. Лихачёв
Программа элективного курса «Традиции русской народной культуры», представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою старину, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».
Цель курса: приобщение учащихся к народной культуре.
Основные задачи курса:
- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся;
- помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Программа элективного курса «Традиции русской народной культуры» Основана на единых подходах и принципах:
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.
Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов.
Предполагаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по русской народной культуре;
- приобретут умения и навыки в процессе изготовления изделий;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
- выявится интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | ||
лекция | практ. | экскурс. | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | ||
2. | Быт и основные занятия русских людей. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Техника выполнения счётной вышивки. | 3 | 1 | 2 | |
4. | Ажурная вышивка: мережка. | 3 | 1 | 2 | |
5. | Диванные подушки. | 5 | 1 | 4 | |
6. | Лоскутное шитьё. | 6 | 1 | 5 | |
7. | Приданое, монограммы. | 4 | 1 | 3 | |
8. | Вязание на спицах. | 5 | 1 | 4 | |
9. | Русская народная игрушка. | 3 | 1 | 2 | |
10. | Из истории русской кухни. | 1 | 1 | ||
11. | Русский самовар и чаепитие на Руси. | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 10 | 23 | 1 |
Литература
- Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина «Технология». 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры» - Волгоград: Учитель, 2007.- 171с.
- Интернет-ресурсы.
Послайдовое сопровождение презентации.