Программа курса "Традиции русской народной культуры"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создаётся не путём самоограничений и сохранения замкнутости, а путём постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.
Д.С. Лихачёв

Программа элективного курса «Традиции русской народной культуры», представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства русского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою старину, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребёнка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребёнок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной».

Цель курса: приобщение учащихся к народной культуре.

Основные задачи курса:

  • способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
  • способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

Программа элективного курса «Традиции русской народной культуры» Основана на единых подходах и принципах:

  • использование разнообразных форм организации занятий;
  • развивающий характер обучения;
  • обеспечение психологического комфорта ребёнка;
  • формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;
  2. формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.

Практическая часть включает в себя навыки изготовления поделок и композиций.

Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов.

Предполагаемые результаты:

  • учащиеся приобретут знания по русской народной культуре;
  • приобретут умения и навыки в процессе изготовления изделий;
  • повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
  • выявится интерес к художественно-прикладной деятельности, который способствует самоопределению учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование тем курса Всего часов В том числе
лекция практ. экскурс.
1. Введение. 1 1    
2. Быт и основные занятия русских людей. 2 1   1
3. Техника выполнения счётной вышивки. 3 1 2  
4. Ажурная вышивка: мережка. 3 1 2  
5. Диванные подушки. 5 1 4  
6. Лоскутное шитьё. 6 1 5  
7. Приданое, монограммы. 4 1 3  
8. Вязание на спицах. 5 1 4  
9. Русская народная игрушка. 3 1 2  
10. Из истории русской кухни. 1 1    
11. Русский самовар и чаепитие на Руси. 1   1  
Итого 34 10 23 1

Литература

  1. Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина «Технология». 9 класс: элективный курс «Традиции русской народной культуры» - Волгоград: Учитель, 2007.- 171с.
  2. Интернет-ресурсы.

Послайдовое сопровождение презентации.