Методическая разработка урока "Отмена крепостного права"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (763 кБ)


Аннотация

  1. В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы 19 века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу.
  2. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведённой сверху, в интересах помещиков –крепостников, а не в результате буржуазной революции. Соответственно характер крестьянской реформы – помещичье-крепостнический.
  3. Данный урок является частью темы «Великие реформы». Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.

Характеристика темы

  1. Программа по истории и обществознанию. М.: Просвещение.
  2. Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век §20. М.: Просвещение, 2007.
  3. Данный урок является частью темы «Отмена крепостного права».Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.

Место урока в изучаемой теме

№ урока Тема урока Результат обучения
1 Предпосылки и необходимость отмены крепостного права Причины отмены крепостного права, российская «оттепель»
2 Крестьянская реформа 1861 года Проекты реформ. Основные положения крестьянской реформы
3-4 Либеральные реформы 60х-70х гг. 19 века Значение Великих реформ

Краткий анализ применяемой на уроке технологии

  1. Критическое мышление.
  2. Дифференцированный алгоритм чтения исторического текста – основные положения крестьянской реформы 1861 года.
  3. Маркированный текст.
  4. Синквейн.
  5. Анализ литературных источников – отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе;
  • Развивающая: развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное;
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.

Вопросы:

  1. Подготовка крестьянской реформы
  2. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
  3. Значение отмены крепостного права

Новые термины и даты

19 февраля 1861 года – «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»;

«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.

Материально-техническое обеспечение урока

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Компьютер;
  3. Карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году».

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока Методическая подструктура урока
Тема урока, план урока, возможная личностно-значимая проблема Тема: Отмена крепостного права в России в 1861 году.
План:
1. Подготовка отмены крепостного права
2. Отмена крепостного права
3. Значение отмены крепостного права.
Возможная личностно-значимая проблема:
Почему Н.А. Некрасов о крестьянской реформе написал следующее: «Порвалась цепь великая, порвалась-расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику!»?
Проблемное задание на урок: Раскрыть сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы
Планируемые результаты изучения материала
Учащиеся понимают, что реформа дала гражданские права и свободы 25 млн. крестьян, но не наделила их землёй; вводятся в оборот новые термины – временнообязанные крестьяне, отрезки, выкуп.
Методы и приёмы обучения.
Формы организации учебной деятельности.
Проверка домашнего задания. 5 минут.
Учитель: беседа, постановка проблемы, цели урока
Ученики: актуализация знаний.
Метод: постановка риторических вопросов
  Изучение нового материала. Осмысление. 30 минут
1. Подготовка отмены крепостного права.
Учитель: беседа с классом с опорой на слайд презентации (слайд 15-20). Приложение 1
Ученики: работа в группах, работа в тетрадях- схема в тетради (слайд 22). Приложение 2
Проблема: условия отмены крепостного права в проектах Назимова, либеральных чиновников и помещиков и Александра 2 (слайд 13). Приложение 3
Метод: критическое мышление, групповое принятие решения
  2. Отмена крепостного права
Учитель: постановка проблемы, схема алгоритма (слайд 24). Приложение 4
Ученики: анализ исторического источника, самостоятельная работа- заполнить схему в тетради (слайд 22). Приложение 2.
  Проблема: проанализировать процедуру освобождения крестьян.
Метод: дифференциальный алгоритм чтения исторического источника (слайд 24). Приложение 4
  3. Значение отмены крепостного права
Учитель: беседа с классом (слайд 23) Приложение 5
Ученики: заполнение схемы в тетради (слайд 22)
Приложение 2
Проблема: двойственный характер реформы
Метод: индивидуальная работа
  Рефлексия. Домашнее задание.10 минут.
Учитель и ученики: обсуждение проблемы с использованием презентации
Синквейн (слайд 25). Приложение 6