Аннотация
- В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы 19 века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу.
- Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведённой сверху, в интересах помещиков –крепостников, а не в результате буржуазной революции. Соответственно характер крестьянской реформы – помещичье-крепостнический.
- Данный урок является частью темы «Великие реформы». Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Характеристика темы
- Программа по истории и обществознанию. М.: Просвещение.
- Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век §20. М.: Просвещение, 2007.
- Данный урок является частью темы «Отмена крепостного права».Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Место урока в изучаемой теме
№ урока | Тема урока | Результат обучения |
1 | Предпосылки и необходимость отмены крепостного права | Причины отмены крепостного права, российская «оттепель» |
2 | Крестьянская реформа 1861 года | Проекты реформ. Основные положения крестьянской реформы |
3-4 | Либеральные реформы 60х-70х гг. 19 века | Значение Великих реформ |
Краткий анализ применяемой на уроке технологии
- Критическое мышление.
- Дифференцированный алгоритм чтения исторического текста – основные положения крестьянской реформы 1861 года.
- Маркированный текст.
- Синквейн.
- Анализ литературных источников – отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный.
Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе;
- Развивающая: развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное;
- Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.
Вопросы:
- Подготовка крестьянской реформы
- Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
- Значение отмены крепостного права
Новые термины и даты
19 февраля 1861 года – «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»;
«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.
Материально-техническое обеспечение урока
- Мультимедийный проектор;
- Компьютер;
- Карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году».
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока |
Тема урока, план урока, возможная личностно-значимая проблема | Тема: Отмена крепостного права в России в 1861 году. План: 1. Подготовка отмены крепостного права 2. Отмена крепостного права 3. Значение отмены крепостного права. Возможная личностно-значимая проблема: Почему Н.А. Некрасов о крестьянской реформе написал следующее: «Порвалась цепь великая, порвалась-расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику!»? Проблемное задание на урок: Раскрыть сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся понимают, что реформа дала гражданские права и свободы 25 млн. крестьян, но не наделила их землёй; вводятся в оборот новые термины – временнообязанные крестьяне, отрезки, выкуп. |
Методы и приёмы обучения. Формы организации учебной деятельности. |
Проверка домашнего задания. 5 минут. Учитель: беседа, постановка проблемы, цели урока Ученики: актуализация знаний. Метод: постановка риторических вопросов |
Изучение нового материала. Осмысление. 30 минут 1. Подготовка отмены крепостного права. Учитель: беседа с классом с опорой на слайд презентации (слайд 15-20). Приложение 1 Ученики: работа в группах, работа в тетрадях- схема в тетради (слайд 22). Приложение 2 Проблема: условия отмены крепостного права в проектах Назимова, либеральных чиновников и помещиков и Александра 2 (слайд 13). Приложение 3 Метод: критическое мышление, групповое принятие решения |
|
2. Отмена крепостного права Учитель: постановка проблемы, схема алгоритма (слайд 24). Приложение 4 Ученики: анализ исторического источника, самостоятельная работа- заполнить схему в тетради (слайд 22). Приложение 2. |
|
Проблема: проанализировать процедуру освобождения крестьян. Метод: дифференциальный алгоритм чтения исторического источника (слайд 24). Приложение 4 |
|
3. Значение отмены крепостного права Учитель: беседа с классом (слайд 23) Приложение 5 Ученики: заполнение схемы в тетради (слайд 22) Приложение 2 Проблема: двойственный характер реформы Метод: индивидуальная работа |
|
Рефлексия. Домашнее задание.10 минут. Учитель и ученики: обсуждение проблемы с использованием презентации Синквейн (слайд 25). Приложение 6 |