Урок решения задач на проценты из вариантов ЕГЭ с учащимися 6-х классов

Разделы: Математика


Цели:

Образовательные:

  • уметь решать задачи на проценты с использованием пропорции, уметь работать с таблицами.

Развивающие:

  • развитие аналитических компетенций: способность к поиску информации, умение превращать информацию в знания, способность к анализу ситуации;
  • развитие коммуникационных компетенций: способность быть толерантным, уметь смело высказывать свои мысли и правильно их формулировать, уметь работать в парах;
  • развитие системных компетенций: способность к самостоятельной работе и обучению, применение знаний на практике.

Воспитательные:

  • привитие интереса к предмету, воспитание логической культуры, формирование представления о культурно-историческом наследии в области математики.

Оборудование: проектор, индивидуальные листы с приложением 1, один лист на парту с приложением 2 и приложением 3.

Ход урока

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей.

2. Этап подготовки к активной мыслительной деятельности.

1) «Мозговой штурм» – 2 команды: одна генерирует идеи, другая их анализирует и выбирает наиболее рациональное предложение.

Вопросы.

– Вождю племени надо определить, кого больше мужчин или женщин? Считать он умеет только до 10, а в племени более 100 человек.

– Что надо сделать, чтобы любимая вещь никогда не терялась?

2) Решить устно 2 исторические задачи (демонстрируются через проектор)

Задача 1. Один небогатый римлянин взял в долг у заимодавца 50 сестерциев. Заимодавец поставил условие: «Ты вернешь мне в установленный срок 50 сестерциев и еще 20% от этой суммы». Сколько сестерциев должен отдать небогатый римлянин заимодавцу, возвращая долг?

Ответ: 60 сестерциев.

Задача 2. Некий человек взял в долг у ростовщика 100 р. Между ними было заключено соглашение о том, что должник обязан вернуть деньги ровно через год, доплатив еще 80% от суммы долга. Но через 6 месяцев должник решил вернуть свой долг. Сколько рублей он вернет ростовщику?

Ответ: 140 руб.

3) Игра «Верю – не верю».

На столах таблицы с вопросами (Приложение 1). Ученики ставят  «+» или   «-».

3. Этап закрепления и развития знаний и умений.

1) Ученики читают текст (Приложение 2), сопоставляют ответы с материалом текста, работая в парах. Идет обсуждение с учителем.

2) Решение задач ЕГЭ.  Задачи демонстрируются через проектор.

Задача 1. Тетрадь стоит 30 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно будет купить на 650 рублей, если скидка составит 15%?

1 способ.

Вопросы учителя.

– Как вы понимаете слово «скидка»?

– От какой величины будем вычислять 15%?

– Как вычислить % от числа?

– По какой цене будем покупать тетради на 650 рублей?

Все учащиеся решают самостоятельно в тетрадях, один ученик на закрытой доске.

2 способ.

– Решим задачу пропорцией

– Какую величину примем за 100%, а какую за х?

– Какая получилась пропорциональная зависимость и почему?

Ученик показывает решение у доски.

Задача 2.

Цена на электрический чайник была повышена на 18% и составила 1770 рублей.  Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?

Вопросы учителя.

– Чем эта задача отличается от  задачи 1?

– Сколько % составляют 1770 рублей?

– Решаем пропорцией.

Ученики решают самостоятельно в тетрадях. Решение демонстрирует учитель через проектор.

Задача 3.

До снижения цены футболка стоила 1200 рублей, а после снижения цен стала стоить 960 рублей. На  сколько  % была снижена цена? Знак % в ответе не пишите.

– Какие вопросы, ребята, вы бы  сформулировали по условию этой задачи?

Вопросы  и ответы учащихся.

Решает ученик задачу на закрытой доске пропорцией.

3) Спортивная минутка.

Если равенство верное – хлопок над головой, если неверное – наклон вперед – столбик и приседание – 2 столбик.

2,7=27%

1/2=20%

1/4=25%

1/5=20%

2,08=208%

12=120%

3/4=75%

1/8=12.5%

1% от 100 равен 10

60%=4/5

4) Работа в парах. Решение задачи  группы В5 (Приложение 3).

Ученики, работая парами, разбирают условие задачи.

Вопросы учителя.

– Что отражено в 1 таблице?

– Что отражено во второй таблице?

– Что значит «более выгодная»?

– Значит, что достаточно сосчитать?

Работают в парах. Ответы и вывод  представляют с места.

5) Элемент исследования.

Представьте, что вы владелец фирмы  и у вас есть возможность вложить деньги в банк с выгодой для вашего дела. Какой из двух банков вы выберете?

– На год положить 30 тысяч под 8% годовых.

– На год положить 40 тысяч под 7% годовых.

Считают в парах. Результат и вывод озвучивают с места.

4. Рефлексия.

Учащиеся отложили тетради и ручки, расслабились, закрыли глаза и мысленно отвечают на вопросы учителя.

  • Что на уроке сделал правильно?
  • Что делал неправильно? Почему?
  • Сколько раз допускал ошибки?
  • Что помогло исправиться?
  • Что было легко сделать и почему?
  • Над чем необходимо еще поработать дома?

  • В работе меня порадовало (что), потому что….
  • Меня огорчило (что), потому что….
  • Другие чувства, которые у меня возникли.

Оценка работы на уроке:

  • 10 баллов – все понял и могу рассказать;
  • 8 баллов – все понял, но рассказать не могу;
  • 6 баллов – понял не все;
  • 4 балла –ничего не понял, но очень старался.

5.  Домашнее задание: В5.20; составить задачу на % и решить её пропорцией.

Список использованной литературы:

  1. Максимова Е.А. «Развитие критического мышления на уроках математики». uipk.narod.ru
  2. Янчевская Л.А. «Приемы технологии критического мышления на уроках математики». urok.1sept.ru/articles/513292/
  3. Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон «Творческое и критическое мышление». psychology-online.net
  4. Мерзлякова Т.Ю. «Критическое мышление. Что это?» urok.1sept.ru/articles/415219/
  5. Разработка гимназии №6 города Красноярска «Технология «Критическое мышление». gimn6.ru
  6. Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления ребенка». СПб.: Речь, 2002