Элементы исследовательской деятельности на первой ступени обучения

Разделы: Начальная школа


Основой  современного  образования является повышение его качества,  т.е. совершенствование  учебной деятельности,  чтобы  каждый  ученик  научился  ставить  перед  собой  цель  при  выполнении  задания; осознавать,  чем отличается это задание от предыдущих и чему при выполнении этого задания он научился;   какие умственные и практические действия ему в этом помогут, какими он может способами осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в процессе познания требует постоянно увеличивающийся поток информации.

Интеллектуальная  готовность к обучению рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка. Это предполагает развитие способностей у ребенка проникать в сущность предметов , явлений и овладение мыслительными операциями : анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и др. Ученику предстоит  в процессе учебной деятельности установить  причинно-следственные связи между предметами и явлениями, а это играет важную роль в овладении системой научных понятий.     

Один из компонентов  детского развития – это сформированность умения добывать знания. А в основе сознательного акта учения лежит  способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Без развития этих  процессов вообще  невозможны  ни  успешное  обучение,  ни  успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие индивидуального творческого потенциала ребенка и   формирование  новых  социальных ролей «я – ученик», «я – школьник».

Наблюдая за учениками, я пришла к выводу, что с каждым новым набором все больше детей подвижных, невнимательных, нежелающих думать. Поэтому с первого класса  стала проводить упражнения на внимание  развития мышления,анализа, синтеза в форме игры «Мы – исследователи», так как дети по своей природе исследователи.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской  деятельности определены  как одно из условий реализации  основной  образовательной  программы начального общего образования. Методы проектно-исследовательской  деятельности – это дидакическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.  Педагогическая идея  формирования  у младших школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания  может реализоваться в виде решения творческих заданий, в виде элементов  исследовательской деятельности.      

Исследовательский  метод  обучения  предполагает  организацию  процесса  выработки  новых  знаний.  Исследование, по  сути, – это  процесс  поиска  неизвестного, новых  знаний, один  из  видов  познавательной  деятельности.  В  основе  метода  исследования  лежат:

  • развитие  познавательных  умений  и  навыков  детей;
  • умение  ориентироваться  в  информационном  пространстве;
  • умение  самостоятельно  конструировать  свои  знания;
  • умение  соотносить  знания  из  разных  областей  наук.

Элементы  исследовательской деятельности  помогают  развивать  у   детей: сосредоточенность  внимания, абстрактное  мышление,  умение  осуществлять сопоставительный  анализ, формирование  понятий :  род – вид,   вид – род, часть – целое, последовательность,  причина – следствие  и  установление  характера  их  взаимосвязи,  образное  мышление,  гибкость   мышления, речь,  умение давать определение  понятиям, умение  осуществлять   классификацию и находить  соотношение  целого  предмета и  его  части, способность устанавливать  логическую  последовательность  между  предметами  и  явлениями  во  времени  и  пространстве, прослеживать  причинно-следственные  связи между  предметами  и  явлениями.

Отвечая  на вопросы, учась  ставить вопросы, устанавливая  простейшие  связи  между словами, находить  главные и второстепенные члены  предложения, строить  предложения  со словами, отвечающими  на  те или иные  вопросы, ученики 1  класса   приобретают важнейшие  знания  и  умения, которые  им  нужны  будут  в дальнейшем.

В восприятии и  в  образовании  представлений, при запоминании, воспроизведении  и  прочих  психологических  процессах большую роль играет  сравнение, установление  сходств  и  различий, т.е. сближать  одни  явления  и  противопоставлять  другие. Мы  должны помнить  о том ,что то, что  сегодня  ребенок   может  сделать с  помощью  взрослого,  завтра он  сумеет  сделать  самостоятельно.

Самые первые элементы  исследования включаю уже при обучении грамоте.  На уроке даю следующие  задания :

1. При знакомстве с новой буквой показываю картинки и спрашиваю : «Какой предмет лишний ? Как назвать, одним словом остальные предметы ?

рис.1

Если изучаете букву  И , то работаете со словом игрушки, если изучаете букву П, то работаете со словом портфель.

2. Игра «Горка» (найди изучаемую  букву  в  «куче  букв»)  Найди букву Л

рис.2

 

3. Проведи исследование: зачеркни букву, отличающуюся от остальных, например:

ЛЛЛЛАЛЛЛ                   СССССЭСС

ТТГТТТТТТ                    ОООСООО

4. Прочитай  слоги и обведи в кружок, например:

а) все буквы м:   ам – ма  ом – мо   ым – мы   ум– му   им– ми   лол  мна   мну  ном  ним

б)  все буквы л: ал  ол  ул  ыл  ил  лу  ли  лы  лул  лол  лил  лак  лус  нла  нло     кли  кло  лку  лсы  лук  сли  лик  стул  лист

Дополнительное задание : подчеркни гласные буквы.

5. Составь слоги. Какие слоги получились? Запиши их.

рис.3

6. Скопируй. Допиши слоги и прочти.

рис.4

7 . Игра «Найди меня» (Задание: обведи  заданную  букву, зачеркни заданную  букву или  подчеркни   заданную  букву. Например: букву  «и» обведи, букву  «с» зачеркни, а букву «в» подчеркни.)

ОЕНАИСМВЫГУТЖБШРЯЦПЛКДЗЮХЭЧФШЬЙОЕНАИСМВЫГУТЖБШРЯЦП

ЛКДЗЮХЭЧФШЬЙТСЖБШРВЯЦПЛКДИЗЮХВЭЧДОВПМТНШМШЛКНИЭЪЫФ

КНДЛМЫАИГЗЖСРКЦЙБЛИХЭИРВМХСКАЩДШПРЫЦИТНЕСЫВЧЯДНГЮАК

8. Игра «Буква  потерялась». Эту игру лучше проводить при закреплении звуков и букв. Например: аис…, ни…ки, ко…, ка…ок, со…ы, но…а.

9. Вместо вопросительного знака поставьте подходящую цифру. Ответ обоснуйте.

1) Работая над звуками  и буквами.

Луг              брат             сеть
3/3                4/4                ?

2) Работая над слогом.

Кот          кошка         котёнок
1                2                  ?

10. Найдите слово.

КПАВШЛСЛОНДШУК       ЖЛРАЯНОТЫГЕУНОСБЬПЦХЭ

11. Слово вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву:

С Е Л Д О В Н У Ы Ж

12. Внимательно  рассмотри  рассыпанные буквы:

1) р  о  е  к  к  у  а  н  ь

2) к  о  о  з  г  о  р  л  о  д

3) м  м  а  е  л  д  и  в  е  н  д  а  ь.

Используя их, отгадайте загадки.

а) Только  этот  водоем  для  него  родимый  дом. (Река, окунь)

б) Кого  куда-то запустили , ущерб  огромный  допустили. (Козел, огород).

в) Какой  кустарник  каждый  день  кому-то  посещать не лень? (Малина,медведь)

13. Игра «Грамматическая  арифметика»:

а) сложи слоги и напиши полученное слово

МА + ША = ………..                            ГО + РА = ………..

ИГ + РА = ………..                              ЛУ + НА = ……….

б) Напиши полученное слово:

1 вариант: ШАР + ЛАЮ – РЮ + АШ = Ш.. ..А..

Л+ЁТА+ЧИР-АР+К = ЛЁ.. .. .. К

2 вариант: О+ БЕ + ДА – А = ….               ЧА + СЫР – Р = ….

БЕ + СЕ + ДРА – Р =….           ВА + ГРОН – Р =….

ПИН + РО – Н + Г = ….           РИ + О – И + ЩА =….

КОСМ + ТУЁТ – МУ = ….       МАР + Я – АР + Ч = ….

ВРЫ + Б – В + А = ….              САВ + Ж – В + А = ….

3 вариант:   .. ОД .. = М .. + .. А               М .. ЗЕ .. = .. У + .. .. Й

.. Ы .. О = М .. + Л ..              Д .. С .. А = .. О .. + К ..

14. Игра «Наборщик» превращает учеников в исследователей. Можно дать задание:

1) Из десяти букв Б, И, К, А, Л, Т, Н, У, Ы, В надо составить десять слов. Одна буква может повторяться в разных словах.

2) Из слова ДРУЖБА составь новые слова, используя  данные буквы в начале слова (дом, рак, уют, жаба, бак, аист)

3)  Из слова ИГРУШКА составь новые слова, используя только буквы из этого слова (игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак, Шура и т. д.)

15. Прочитай деформированные  слова.

РОДАБО  ДАЗАЧА   КАБАШРУ   ЦАЛИУ   ПАРКОЗО

16. Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.

  1. =  ЛЕБЕДЬ    
  2. =  ОКУНЬ
  3. =  ВОЛК

---------------

?   =  ЫАРБ 

17. Соедините между  собой  пары  слов, подходящие  по  смыслу.

Лещ                         цветок
Тарелка                    птица
Сорока                     посуда
Ландыш                    рыба

Еще  один  момент  исследовательской  деятельности – работа по восстановлению и записи деформированных предложений. В процессе  ее  выполнения  дети  учатся  составлять разнообразные предложения, осознавать  связь  между  словами. Например:

1. Прочитай предложения. Напиши слово.

На улице ЛОДОХНЫЙ ветер.           Ветер на улице   ………….. .

На полях лежит ЛЕБЫЙ снег.           ……….  Снег лежит на полях.

В АУСД у дома росли сливы.           У дома в ………..  росли сливы.

2. Прочитай текст.

Пришла ЕНЬОС. С берез, лип и дубов опали ТЬЯЛИС. Грачи ТЕЛИУЛЕ на юг.

3. Прочитай текст.

а) Исправь деформированные слова.

Зима

Стояла ЯРОЗНАМО зима. Были НЫЕСИЛЬ морозы. Дети сделали  КИМУШКОР для птиц. В кормушки они насыпали НОЗЕР.

б) Определи недостающие второму тексту слова. Впиши эти слова.

Зима

Стояла ………. зима. Были ……….  морозы.  Дети сделали  ……….  для птиц. 

В кормушки они насыпали ………. .

Н.М.Шанский  говорил: «Содержание обучения (вопрос «чему учить»),  объем  и  характер  преподаваемого  ученикам  материала  целиком  определяется системой   самого  русского  литературного  языка и  различными  по  своему  характеру целями  обучения, в  основном  коммуникативными, а также образовательными и воспитывающими»

Дети  по  своей  природе  исследователи.  Им  интересно  все. Поддержать  стремление  ребенка  к  самостоятельной  деятельности,  способствовать  развитию  интереса  к исследованиям, создать  условия  для  исследовательской  деятельности – это  задачи, которые  должна  ставить  школа  на  первой  ступени  обучения.

Что же дают  элементы  исследовательской   деятельности?

Во-первых, ученики  получают  новую  роль – «исследователей»,  под  «скрытым» руководством учителя они открывают  для  себя  новые  знания.

Во-вторых, процесс  учения  становится  поисковым  и  творческим, а решать  любую учебную  задачу инициативно и творчески  дает  возможность  хорошо  развитое  воображение 

В-третьих, важнейшим  методом  обучения  становится   выбор,  альтернатива, то  есть  предоставление  учащимся  возможности  путем  размышления  самим  выбрать  образец правильного  алгоритма  учебного  действия.