Цели:
- систематизировать и углубить знания учащихся о словосочетании как единице синтаксиса;
- вооружить учащихся умениями и навыками видеть строение и определять грамматическое значение словосочетания;
- формировать приемы распознавания (практически) способов связи слов в словосочетании;
- учить выделять словосочетания из предложений;
- способствовать языковому развитию учащихся, выработке у них внимания к оттенкам одного и того же грамматического значения словосочетаний;
- тренировать в целесообразном и точном использовании словосочетаний в речи для передачи различных оттенков значения;
- повторить слитное написание приставок в наречиях;
- повторить правописание е-и в падежных окончаниях существительных;
- повторить правописание о-е после шипящих в окончаниях существительных.
Оборудование: таблицы: «Способы связи слов в словосочетании», «Синтаксический разбор словосочетания», «Существительные м., ж. и ср. рода» (трудные случаи)
Словарь: согласование, управление, примыкание, «строение» словосочетаний, «грамматическое значение» словосочетаний (уточнение значения терминов); олицетворение.
Межпредметные связи: русская литература (отрывки из стихотворений русских поэтов, о природе).
Внутрипредметные связи: синтаксис – морфология – лексика.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока «Связь слов в словосочетании».
II. Речевая зарядка.
1. Прочитать отрывок из стихотворения.
А весна в зазеленевшей2 роще
Ждет зари, дыханье1 затая,
Чутко внемлет ш...роху деревьев,
Зорко смотрит в3 темные поля4.
И. Бунин
2. Объяснить значение слова «внемлет» (устаревшее).
III. Работа с текстом речевой зарядки:
- Выполнение грамматических заданий (2 учащихся работают у доски).
- Выписать из текста речевой зарядки все словосочетания.
IV. Проверка самостоятельной работы (взаимопроверка, контроль учителя)
Сообщение темы урока и цели
V. Закрепление словаря: согласование, управление, примыкание.
VI. Тренировочные упражнения.
1. Подобрать к существительным прилагательные, которые бы передавали внешний признак предмета.
ср.р. м.р. м.р. ж.р. ср.р. ж.р.
1) Яблоко, 1) тюль, 2) шампунь, 2) моль, 2) пианино, 1) простыня
а) С двумя словосочетаниями устно составить простые нераспространенные предложения
б) Определить способ связи слов в словосочетаниях.
2. Работа по нахождению в тексте словосочетаний и умению делать синтаксический разбор словосочетания.
а) Пригреваются стекла лучом золотым. Вербы почки свои распустили. И с охотой гнездо над окошком моим Сизокрылые голуби свили!
И. Никитин
б) Черемуха душистая Развесившись стоит. А зелень золотистая На солнышке горит.
С. Есенин
Работа по вариантам
Выписать из 1-ых предложений все словосочетания и разобрать их.
3. Диктовка. Распределить словосочетания в 3 столбика: 1) с главным словом — существительным; 2) главное слово — прилагательное; 3) главное слово — глагол.
Клятва в верности; гордый товарищем, повернуть направо, довольный врачом, отчет по работе, спрыгнуть сверху, любовь к Родине, смотреть вдаль, осторожный с ножом.
Какие орфограммы повторили?
4. Вставить вместо точек предлоги в или на; с или из (работа по предупреждению ошибок в употреблении предлогов) и изменять окончания у существительных при необходимости.
уехать; приехать
(в, из) Ставрополь; (на, с) Урал; (в, из) Прибалтика; (на, с) Кавказ; (в, из) Донецк; (в, из) Петербург; (на, с) Камчатка
Записать полученные словосочетания. Каким способом связаны слова в этих словосочетаниях? (Управление)
5. Выписать словосочетания, с помощью которых автору удалось более точно и красочно описать красоту весенней природы.
Апрельский вечер. Справа за осиновой чащей стынущим золотом просвечивает солнце. Пахнет болотным туманом и недотаявшим снегом. Лес жил обычной чуткой и напряженной жизнью.
V. Закрепление словаря: олицетворение
Обратите внимание, что во всех текстах авторы говорят о природе как о живом существе. Такой перенос свойств живого существа на неодушевленные предметы и явления природы называется олицетворением.
6. Творческая самостоятельная работа. Описать картинку живой природы, чтобы она тоже стала как живая.
7. Звучит грамзапись стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
8. Проверка самостоятельной работы.
Прочитать стихотворение.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть еще душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
а) объяснить выражение: «не слепок», «не бездушный лик», «мните»
б) как вы воспринимаете слова поэта Тютчева?
в) дома выписать из этого стихотворения словосочетания; сделать их разбор.
VII. Подведение итогов урока.