Музыкальный образ "Прометея" в творчестве А.Н. Скрябина в эпоху Серебряного века

Разделы: Музыка


Цель: познакомить

  • с творчеством великого русского композитора А.Н. Скрябина,  
  • с передовыми идеями искусства Серебряного века,
  • рассмотреть основные темы образа симфонической поэмы «Прометей».

Задачи: научить

  • разбираться в чертах стиля и творчества композитора А.Н. Скрябина,
  • выяснить замысел симфонической поэмы «Прометей»,
  • разобрать основные темы произведения;
  • научить анализировать высказывания современников, находить главное и делать выводы (новый Кейс-метод в обучении).

Оборудование: использование презентации (Приложение 1) к уроку «Музыкальный образ «Прометея» в творчестве А.Н. Скрябина в эпоху «Серебряный век», видеозапись концерта со свето-музыкальным инструментом (Файл недоступен, т.к. размер видео превышает допустимый размер приложения.).

Ход урока

Основные этапы урока

Ход урока

1. Орг. момент

(Слайд №1) (Приложение 1)

Задание (перед слушанием):

 

Исполняю песню О. Газманова «Мечта»

 

 

Вывод:

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

– Прежде чем начать наш урок, я бы хотела исполнить песню, которая станет эпиграфом к нему.

– Послушайте, о чём эта песня?

– К какому времени она относится?

– Итак, о чём эта песня? (о светлой мечте, о возможности претворить задуманное в жизнь) – ИДЕЯ

– К какому времени она относится? Классическая или современная? (т. к современная гармония и звучание) – ВРЕМЯ

– Автором этой песни является современный композитор Олег Газманов. – АВТОР

– Так вот, за такое короткое время мы смогли выяснить три главные вещи необходимые нам для разбора любого музыкального творения. (ВРЕМЯ написания, ИДЕЯ произведения, АВТОР – личность композитора во времени)

2.

(Слайд №2)

(На слайде появляется Портфель)

(Идет показ на слайде №2)

а) книга «Серебряный век»,

б) Портрет композитора А.Н. Скрябина;

в) Партитура «Прометея».

Задание:

(Дети формулируют тему урока)

Усложняем задание!

Внимание на экран.

Что вы видите? (Портфель)

– Портфель – символ чего? (Документы, знания, работа)

– Я неслучайно показала вам портфель, потому что поработав на уроке мы получим знания:

  • об эпохе «Серебряный век»;
  • о творчестве композитора А.Н. Скрябина;
  • о музыкальном образе симфонической поэмы «Прометей».

– Сформулируйте, пожалуйста, тему урока, начиная с 3-го (в) рисунка по 1 (а).

Тема прозвучит так: «Музыкальный образ «Прометея» в творчестве А.Н. Скрябина в эпоху «Серебряный век»».

3. Основной этап работы. (Раскрытие темы урока)

Задания на слайде №3

– Приступаем к работе.

Чтобы облегчить и ускорить ход работы я разделила вас на 3 символические группы с названиями, взятыми из эпохи «Серебряного века».

1 группа: литературный салон «Башня»:

– По высказываниям современников, охарактеризовать «Серебряный век». (Приложение 4)

– Почему «Серебряный»?

– Что нового принёс в искусство?

2 группа: музыкальный салон «Благородное собрание»: (по высказываниям современников)

– Анализирует творчество А.Н. Скрябина. (Приложение 3)

– Делает вывод о личности А.Н. Скрябина в эпохе «Серебряный век». (Приложение 2)

3 группа: музыкальные критики: (по высказываниям современников)

– Рассмотрите идею симфонической поэмы «Прометей».

– Что нового явил А.Н. Скрябин миру в этом  произведении?

– Время выполнения задания определит музыка А.Н. Скрябина «Этюд № 8»

(звучит «Этюд № 8»)

– Итак, музыка закончилась…

1 ряд (Башня) – Постарайтесь дать нам представление о «Серебряном веке».

– Почему «Серебряный»?

4. Работа по рядам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играю «Прометеев аккорд» (Ввожу первую тему Симфонической поэмы)

– Что нового принёс нам этот замечательный век?

(Хаотично переплетаются течения, творческие школы индивидуальны, рождаются принципиально новые нетрадиционные стили, контрастные, модные художественные направления)

– В каких областях культуры и науки произошли открытия?

(«Серебряный век» – век рассвета русской духовности, давший миру блистательные научные и художественные открытия физиков, биологов, писателей, деятелей театров, кино и, конечно, музыкантов.)

– В искусстве появляются новые модернистские течения. Назовите их.

(Символизм, футуризм, мироискусстничество)

– Всемирную известность получили русские композиторы. Назовите их.

(И. Стравинский, С. Рахманинов, А. Скрябин)

– Как понимали музыку символисты-музыканты?

(Для символистов-музыкантов музыка – не система звуков, а универсальная метафизическая система, первооснова всякого творчества, передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств, смелост, новизна, эстетика эксперимента, творение искусства будущего)

– В то трудное время для России, творцам кисти пера невозможно было открыто выражать свои мысли, поэтому появляется понятие «абстракция», «символ». Символ понимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается  другое.

И ещё одной особенностью «Серебряного века» было то, что «Жизнь и Искусство – неразделимы!»

– Созвучен ли этот аккорд времени, о котором шла речь? Если бы вы были художниками, каких тонов краски вы подобрали к нему? (Холодные и мрачные)

– Почему?

В связи с этим, переходим к рассмотрению творчества А.Н. Скрябина.

Что нового вы узнали о творчестве композитора?

– Что отразил в своём творчестве А.Н. Скрябин?

(Скрябин своеобразно отразил в своём творчестве духовный мир современной ему интеллигенции. Будучи сам представителем её, он терзался мучительными исканиями смысла жизни, был обуреваем порывами к свету, счастью)

5.

(Слайд №14)

 

 

 

 

 

(Слайд №15)

 

 

 

 

 

 

 

  

Вывод по творчеству (Слайд №16)

Пропеваю интонации темы «Воли» (Знакомство со второй темой симфонической поэмы)

– Он был первооткрывателем новых форм и гармоний. Освоив мировоззрения символистов, он утвердился в магической силе музыки, призванной спасти мир. Разработал свою философскую этико-эстетическую концепцию: суть которой – проведя человека сквозь все этапы «биографии духа», заставив его пережить основные состояния души – от хаоса и отчаяния, неверия и угнетенности, через надежду и всепоглощающее пламя борьбы – искусство способно привести его к свободе, к свету.

Оптимизм: «Я жить хочу. Я хочу творить. Я действовать хочу и побеждать!» А.Н. Скрябин.

Если в современной песне О. Газманова  (…Но красок нет, чтоб возвратить рассвет….), то у А.Н. Скрябина и краски нашлись, т.к. обладая мощнейшей интуицией и тончайшим слухом, он видел звук в цвете, и разработал свою собственную цвето-музыкальную систему.

Сверхзадачей композитора – воплотить «биографию духа» в музыкальных звучаниях, в виде живого, непрерывно меняющего краски, цельного потока чувств, небывалых по разнообразию и интенсивности.

– Итак, мы видим, что А.Н. Скрябин – это уникальный композитор…. (Далее по слайду №16)

– Послушайте, ребята, что вы слышите в интонации следующей мелодии?

(Интонацию призыва, взлетающая интонационно вверх)

– Можем ли мы сказать, что она похожа на творческие искания Скрябина?

(Конечно)

– Симфоническая поэма «Прометей» была написана в 1910 году. В этом году ей исполнилось ровно 100 лет. Это программное произведение, навеянное образом титана Прометея из греческой мифологии.

– Расскажите, пожалуйста, Музыкальные критики, какова основная идея этого произведения?

– Что нового явил композитор миру в своём Прометее? (Слайд №18)

– Вместо привычного сюжета разворачиваются основные темы.

– Скажите, что для человека важнее воля или разум? (Слайд №19)

(Слайд №20)

6. Разбор основных тем произведения.

 (Слайд №18)

 (Слайд №19, 20)

Слушание и просмотр исполнения «Прометея» Лондонским королевским оркестром.

Разбор и анализ произведения.

(Слайд №21)

Использование Кейс-метода на уроках музыки.

Вывод: Можем ли мы назвать А.Н.Скрябина – «Прометеем» русской музыки?

– Конечно.

Вывод по уроку:

Мы сегодня получили знания:

  • об эпохе «Серебряного века»;
  • о творчестве композитора А.Н. Скрябина;
  • о музыкальном образе симфонической поэмы «Прометей».

– Давайте сложим наши знания в наш символический портфель, и будем пользоваться ими по мере необходимости на наших уроках.

– Наш урок закончен, До свидания!!!