Цель: познакомить
- с творчеством великого русского композитора А.Н. Скрябина,
- с передовыми идеями искусства Серебряного века,
- рассмотреть основные темы образа симфонической поэмы «Прометей».
Задачи: научить
- разбираться в чертах стиля и творчества композитора А.Н. Скрябина,
- выяснить замысел симфонической поэмы «Прометей»,
- разобрать основные темы произведения;
- научить анализировать высказывания современников, находить главное и делать выводы (новый Кейс-метод в обучении).
Оборудование: использование презентации (Приложение 1) к уроку «Музыкальный образ «Прометея» в творчестве А.Н. Скрябина в эпоху «Серебряный век», видеозапись концерта со свето-музыкальным инструментом (Файл недоступен, т.к. размер видео превышает допустимый размер приложения.).
Ход урока
Основные этапы урока |
Ход урока |
1. Орг. момент (Слайд №1) (Приложение 1) Задание (перед слушанием):
Исполняю песню О. Газманова «Мечта»
Вывод: |
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! – Прежде чем начать наш урок, я бы хотела исполнить песню, которая станет эпиграфом к нему. – Послушайте, о чём эта песня? – К какому времени она относится? – Итак, о чём эта песня? (о светлой мечте, о возможности претворить задуманное в жизнь) – ИДЕЯ – К какому времени она относится? Классическая или современная? (т. к современная гармония и звучание) – ВРЕМЯ – Автором этой песни является современный композитор Олег Газманов. – АВТОР – Так вот, за такое короткое время мы смогли выяснить три главные вещи необходимые нам для разбора любого музыкального творения. (ВРЕМЯ написания, ИДЕЯ произведения, АВТОР – личность композитора во времени) |
2. (Слайд №2) (На слайде появляется Портфель) (Идет показ на слайде №2) а) книга «Серебряный век», б) Портрет композитора А.Н. Скрябина; в) Партитура «Прометея». Задание: (Дети формулируют тему урока) |
– Усложняем задание! – Внимание на экран. – Что вы видите? (Портфель) – Портфель – символ чего? (Документы, знания, работа) – Я неслучайно показала вам портфель, потому что поработав на уроке мы получим знания:
– Сформулируйте, пожалуйста, тему урока, начиная с 3-го (в) рисунка по 1 (а). Тема прозвучит так: «Музыкальный образ «Прометея» в творчестве А.Н. Скрябина в эпоху «Серебряный век»». |
3. Основной этап работы. (Раскрытие темы урока) Задания на слайде №3 |
– Приступаем к работе. – Чтобы облегчить и ускорить ход работы я разделила вас на 3 символические группы с названиями, взятыми из эпохи «Серебряного века». 1 группа: литературный салон «Башня»: – По высказываниям современников, охарактеризовать «Серебряный век». (Приложение 4) – Почему «Серебряный»? – Что нового принёс в искусство? 2 группа: музыкальный салон «Благородное собрание»: (по высказываниям современников) – Анализирует творчество А.Н. Скрябина. (Приложение 3) – Делает вывод о личности А.Н. Скрябина в эпохе «Серебряный век». (Приложение 2) 3 группа: музыкальные критики: (по высказываниям современников) – Рассмотрите идею симфонической поэмы «Прометей». – Что нового явил А.Н. Скрябин миру в этом произведении? – Время выполнения задания определит музыка А.Н. Скрябина «Этюд № 8» (звучит «Этюд № 8») – Итак, музыка закончилась… 1 ряд (Башня) – Постарайтесь дать нам представление о «Серебряном веке». – Почему «Серебряный»? |
4. Работа по рядам.
Играю «Прометеев аккорд» (Ввожу первую тему Симфонической поэмы) |
– Что нового принёс нам этот замечательный век? (Хаотично переплетаются течения, творческие школы индивидуальны, рождаются принципиально новые нетрадиционные стили, контрастные, модные художественные направления) – В каких областях культуры и науки произошли открытия? («Серебряный век» – век рассвета русской духовности, давший миру блистательные научные и художественные открытия физиков, биологов, писателей, деятелей театров, кино и, конечно, музыкантов.) – В искусстве появляются новые модернистские течения. Назовите их. (Символизм, футуризм, мироискусстничество) – Всемирную известность получили русские композиторы. Назовите их. (И. Стравинский, С. Рахманинов, А. Скрябин) – Как понимали музыку символисты-музыканты? (Для символистов-музыкантов музыка – не система звуков, а универсальная метафизическая система, первооснова всякого творчества, передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств, смелост, новизна, эстетика эксперимента, творение искусства будущего) – В то трудное время для России, творцам кисти пера невозможно было открыто выражать свои мысли, поэтому появляется понятие «абстракция», «символ». Символ понимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается другое. И ещё одной особенностью «Серебряного века» было то, что «Жизнь и Искусство – неразделимы!» – Созвучен ли этот аккорд времени, о котором шла речь? Если бы вы были художниками, каких тонов краски вы подобрали к нему? (Холодные и мрачные) – Почему? – В связи с этим, переходим к рассмотрению творчества А.Н. Скрябина. – Что нового вы узнали о творчестве композитора? – Что отразил в своём творчестве А.Н. Скрябин? (Скрябин своеобразно отразил в своём творчестве духовный мир современной ему интеллигенции. Будучи сам представителем её, он терзался мучительными исканиями смысла жизни, был обуреваем порывами к свету, счастью) |
5.
(Слайд №14)
(Слайд №15)
Вывод по творчеству (Слайд №16) Пропеваю интонации темы «Воли» (Знакомство со второй темой симфонической поэмы) | – Он был первооткрывателем новых форм и гармоний. Освоив мировоззрения символистов, он утвердился в магической силе музыки, призванной спасти мир. Разработал свою философскую этико-эстетическую концепцию: суть которой – проведя человека сквозь все этапы «биографии духа», заставив его пережить основные состояния души – от хаоса и отчаяния, неверия и угнетенности, через надежду и всепоглощающее пламя борьбы – искусство способно привести его к свободе, к свету. Оптимизм: «Я жить хочу. Я хочу творить. Я действовать хочу и побеждать!» А.Н. Скрябин. Если в современной песне О. Газманова (…Но красок нет, чтоб возвратить рассвет….), то у А.Н. Скрябина и краски нашлись, т.к. обладая мощнейшей интуицией и тончайшим слухом, он видел звук в цвете, и разработал свою собственную цвето-музыкальную систему. Сверхзадачей композитора – воплотить «биографию духа» в музыкальных звучаниях, в виде живого, непрерывно меняющего краски, цельного потока чувств, небывалых по разнообразию и интенсивности. – Итак, мы видим, что А.Н. Скрябин – это уникальный композитор…. (Далее по слайду №16) – Послушайте, ребята, что вы слышите в интонации следующей мелодии? (Интонацию призыва, взлетающая интонационно вверх) – Можем ли мы сказать, что она похожа на творческие искания Скрябина? (Конечно) – Симфоническая поэма «Прометей» была написана в 1910 году. В этом году ей исполнилось ровно 100 лет. Это программное произведение, навеянное образом титана Прометея из греческой мифологии. – Расскажите, пожалуйста, Музыкальные критики, какова основная идея этого произведения? – Что нового явил композитор миру в своём Прометее? (Слайд №18) – Вместо привычного сюжета разворачиваются основные темы. – Скажите, что для человека важнее воля или разум? (Слайд №19) (Слайд №20) |
6. Разбор основных тем произведения. (Слайд №18) (Слайд №19, 20) Слушание и просмотр исполнения «Прометея» Лондонским королевским оркестром. Разбор и анализ произведения. (Слайд №21) Использование Кейс-метода на уроках музыки. |
Вывод: Можем ли мы назвать А.Н.Скрябина – «Прометеем» русской музыки? – Конечно. Вывод по уроку: Мы сегодня получили знания:
– Давайте сложим наши знания в наш символический портфель, и будем пользоваться ими по мере необходимости на наших уроках. – Наш урок закончен, До свидания!!! |