Дошкольное воспитание – это начальная ступень воспитания и обучения детей и оставляет след в жизни человека. Поэтому в своей работе мы поставила перед собой задачу: какие навыки, умения дать детям, чтобы они овладели такими качествами, как умение творчески мыслить и искать новые пути решения задач.
Одна из характерных черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка использования, истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время своих занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.
Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не является непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Мы давали возможность ребенку проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Убеждались, что у ребенка появляется уверенность в себе. Мы думаем, что во время дидактических игр самое главное – это отмечать все достижения малыша, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
Мы начали с простых задач. Еще в 2-3 года дети пробуют собрать пирамиду, построить башню, ошибаются, заново собирают – и в конце концов – получается. Методом проб и ошибок дети находили верное решение.
Первое условие успеха – улыбка, радость, похвала. Всегда нужно уметь показывать ребенку резерв его возможностей, что можно делать еще лучше, нужно давать конкретную оценку действию ребенка:
– Ты сегодня быстро сложил узор, быстрее, чем вчера.
– Смотрите, как точно Ваня нарисовал круг. Ни одного хвостика, и нет двойных линий.
Мы подбирали проблемные ситуации, которые касаются детей. Например, когда шел дождь, мы обсуждали, как быть? Как провести прогулку, чтобы подышать свежим воздухом и не намочиться. Дети предлагали разные варианты: повязать голову целлофановым пакетом, играть на веранде, встать под навес, играть в с/р игру «Трамвай», «Шоферы».
Предложения подумать, догадаться, придумать свой вариант решения проблемы повышает интерес к учению. При чтении сказок дети придумывали конец сказки, чтобы главные герои не пострадали. Например, как делать так, чтобы Лиса не съела Колобка. Чтобы волк не трогал козлят в сказке «Волк и семеро козлят».
Мы старались поощрять неожиданные, необычные, даже нелепые предложения, выслушивая всех детей. В конце выбираем самую интересную идею. При этом у детей появляется уверенность, пропадает страх. Дети держаться естественно, не стесняясь, иногда отвечают всем хором.
Метод мозгового штурма может возникнуть незапланированно во время игры, при чтении книг и т.д. (Вдруг исчезнет солнце, вода, как будем жить?) Дети по ходу обсуждения корректируют и анализируют идеи с разных сторон, что хорошего и что плохого в них.
Играя с детьми в игры «На что похоже» проводим аналогии между предметами. Например, по форме – круг: солнце, апельсин, земной шар; по цвету: белый – снег, сахар, соль; по функциям; по свойствам. При индивидуальной работе детьми аналогию можно применять в д/и «Цепочка слов», «Поезд» и т.д. Дети сами предлагают продолжить цепочку или закончить.
В жизни мы часто встречаемся с символической аналогией: на дорожных знаках, в больнице. На занятиях по математике составляли план группы, изображая прямоугольником, квадратом стулья, столы, шкафы. Так же в течении дня часто использовали приемы фантазирования: оживление, уменьшение, увеличение. Например, если оживить дверь, что бы она рассказала детям. Или облако ожило, куда плывет, что видело, о чем может рассказать. С детьми придумываем загадки о явлениях природы, о животных. Они очень любят фантазировать.
Вокруг нас живут много противоречий. Мы стараемся знакомить детей с этими противоречиями и находить во плохом – хорошее, в хорошем – плохое. (Идет дождь – хорошо, польет огороды, помоет деревья. Плохо – не можем гулять, сыро, холодно) Мы играем в д/и «Хорошо - плохо», «Черное - белое», «Вперед - назад» (называем положительное качество – ребенок делает шаг вперед, а отрицательное – назад)
Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой.
В средней и старшей группе мы познавали мир по курсу «Здравствуй, мир!». В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные жизненные ситуации в созданном ими мире. Принцип проведения занятий по данному курсу – как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов воспитателя. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, воспитатель незаметно руководит творчеством ребенка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
При этом важную роль в проведении занятий играет один из принципов образовательной программы «Школа - 2100» - принцип «минимакса». Каждый дошкольник на занятиях может узнать все, что его интересует, но должен понять и запомнить небольшой обязательный минимум.
Принцип «минимакса» позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника.
Курс окружающего мира включает тетрадь для самостоятельного выполнения заданий каждым ребенком. Материал разбит на занятия и дается в большем объеме, чем отведенное для занятий время. Это позволяет воспитателю выбрать те факты, которые, на его взгляд, наиболее ярко и полно отражают тему. При этом тетрадь служит и для закрепления темы. Каждый ребенок выполняет эти задания дома вместе со своими родителями. Это позволяет родителям знать и понимать, какие вопросы волнуют ребенка и дает возможность родителям показать на примерах то, что ребята видели в иллюстрациях.
В подготовительной группе мы продолжаем работу через курс информатики.
Современные представление о работе за компьютером, как о творческой деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.
Познавая мир через решение проблемных творческих задач мы заметили, что дети стали раскрепощенными, активными. Нам очень хочется, чтобы дети полюбили природу, музыку, народный фольклор. Мы хотим дать детям знания, умения, чтобы они могли активно развиваться, всюду и везде искали новые нестандартные пути решения задач, которые перед ними ставит жизнь, а в будущем легко овладели профессией.